г. Краснодар |
|
07 октября 2022 г. |
Дело N А63-11324/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Воловик Л.Н. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания Даниловой А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Штыренко М.Е., секретарь судебного заседания Намалян А.А.) и Арбитражным судом Ставропольского края (судья Быкодорова Л.В., помощник судьи Курасов Д.А.), от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Вел Инжиниринг" (ИНН 6166092913, ОГРН 1156196039284) - Кубрава А.Б. (доверенность от 26.09.2022), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Соколова Е.А. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие в судебном заседании третьего лица - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" с. Грачевка Грачевского муниципального округа Ставропольского края (ИНН 2606008160, ОГРН 1032601681067), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вел Инжиниринг" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 по делу N А63-11324/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Вел Инжиниринг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения от 21.05.2021 N ГЗ/06-5867/2021 по делу N РНП-26-1433 о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное общеобразовательной учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1" с. Грачевка Грачевского муниципального округа Ставропольского края (далее - учреждение).
Решением суда от 19.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого ненормативного правового акта.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Общество полагает, что основания для включения его в РНП, а также для одностороннего отказа от исполнения договора на основании пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствовали. Кроме того, общество указывает, что не было надлежащим образом уведомлено о рассмотрении дела о включении его в РНП.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель управления отклонил их по мотивам отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10 февраля 2020 года по итогам электронного аукциона от 17.01.2020 N 0321300160220000001, опубликованного в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), учреждение и общество заключили муниципальный контракт N 1 (далее - контракт).
Пунктом 3.1 контракта установлен срок выполнения работ с момента заключения контракта до 25.05.2020.
Дополнительными соглашениями от 22.05.2020 N 3, от 16.07.2020 N 5, от 20.12.2020 N 6, от 09.03.2021 N 7 стороны пришли к соглашению о продлении срока контракта, последним днем исполнения обязательств определили 26.03.2021.
Поскольку работы в установленный контрактом срок не выполнены, 29.03.2021 в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) учреждение приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств. Указанное решение размещено заказчиком в ЕИС, направлено в адрес подрядчика по почте заказным письмом с уведомлением.
По истечению установленного срока учреждение, учитывая, что общество не устранило нарушения условий контракта, обратилось в управление с заявлением о включении сведений об обществе в РНП.
Рассмотрев обращение учреждения, управление решением от 21.05.2021 N ГЗ/06-5867/2021 включил сведения об обществе, его учредителе в РНП сроком на два года.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой (пункт 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила N 1062) (действовавший в спорный период)).
Согласно пунктам 11 и 12 Правил N 1062 (действовавшим в спорный период) уполномоченный орган осуществляет проверку поступивших к нему информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе).
По смыслу Закона о контрактной системе ведение РНП призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Включение в РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим о намерении участника отказаться от заключения контракта, направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Суды установили, что уведомление о рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр направлено управлением посредством электронной почты по адресу info@vei-engineering.ru. Данный адрес опубликован в ЕИС в сфере закупок в карточке контракта. При этом в личном кабинете общества в ЕИС в сфере закупок и на электронной торговой площадке РТС-Тендер указан адрес info@vel-engineering.ru.
При этом суды пришли к выводу, что в любом случае не уведомление общества о дате и времени рассмотрения вопроса по включению информации о нем в РНП само по себе не является безусловным основанием для признания решения управления недействительным.
Исследовав материалы дела, суды пришли к обоснованному выводу, что с учетом принятия учреждением правомерного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также непредставления обществом доказательств своевременного и надлежащего исполнения контракта, действия управления по включению общества в реестр недобросовестных поставщиков правомерны.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 по делу N А63-11324/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 11 и 12 Правил N 1062 (действовавшим в спорный период) уполномоченный орган осуществляет проверку поступивших к нему информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе).
По смыслу Закона о контрактной системе ведение РНП призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
...
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 октября 2022 г. N Ф08-10632/22 по делу N А63-11324/2021