г. Краснодар |
|
07 октября 2022 г. |
Дело N А18-1490/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николюк О.В., при участии в судебном заседании, проводимом посредством систем веб-конференции, от истца - Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Ингушетия (ИНН 0606003240, ОГРН 1030600281953) - Кублова Р.М. (доверенность от 07.02.2022), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (ИНН 4703121630, ОГРН 1114703000873) - Мальсагова З.А. (доверенность от 21.03.2022), рассмотрев кассационную жалобу Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Ингушетия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А18-1490/2020, установил следующее.
Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Ингушетия (далее - центр) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Атлант" (далее - общество) с требованием взыскать 5 149 261 рубль 56 копеек, из которых 3 716 754 рубля 48 копеек пени за нарушение сроков выполнения работ по государственному контракту от 28.08.2017 N 171292021362002000000000000, 1 368 407 рублей 25 копеек штрафа за ненадлежащее качество выполненных работ; 74 401 рубль 75 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (измененные требования).
Решением от 11.03.2021, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 17.08.2021, исковые требования центра удовлетворены частично.
Суд взыскал с общества в пользу центра 1 млн рублей, из которых 800 тыс. рублей неустойки за просрочку исполнения государственного контракта, 200 тыс. рублей штрафа за ненадлежащее качество выполненных работ. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.12.2021 решение от 11.03.2021 и постановление от 17.08.2021 в части взыскания с ООО "АТЛАНТ" в пользу центра специальной связи 200 000 штрафа оставлено в силе, в остальной части судебные акты первой и апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.04.2022 исковые требования в части взыскания неустойки удовлетворены частично. С общества в пользу центра специальной связи взыскана пеня за просрочку исполнения государственного контракта в размере 200 тыс. рублей.
Постановлением от 30.06.2022 решение от 15.04.2022 отменено, в иске отказано. Суд апелляционной инстанции установил, что неустойка в размере 313 931 рубля 02 копеек не превышает 5% от цены контракта, поэтому подлежит списанию в порядке, установленном Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - правила N 783).
В кассационной жалобе центр выражает несогласие со снижением судом размера неустойки, а также указывает на отсутствие правовых оснований для списания неустойки.
В отзыве на кассационную жалобу центра общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель центра настаивал на доводах жалобы, представитель общества просил постановление суда апелляционной инстанции оставить в силе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не установил правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суды установили, что центр (заказчик) и общество (генподрядчик) заключили государственный контракт от 28.08.2017 N 171292021362002000000000000 (далее - контракт), по условиям которого генподрядчик обязуется по заданию заказчика своими силами и (или) с привлечением других лиц (субподрядчиков) выполнить полный комплекс работ, включающий в себя строительство служебно-технического здания ЦССИ ФСО России в Республике Ингушетия (далее - объект), монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы и в установленные контрактом сроки сдать результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и уплатить обусловленную настоящим контрактом цену (пункт 1.2 контракта).
Согласно пункту 1.4 контракта работы по контракту должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией (приложение N 1), сметной документацией (приложение N 2) и календарным планом выполнения работ (приложение N 3).
Пунктами 2.1 и 2.2 контракта стороны согласовали, что цена контракта составляет 273 681 450 рублей и определяется на весь срок исполнения контракта.
В цену контракта включены все расходы генподрядчика, связанные с исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе стоимость производства работ, материалов и оборудования, использования машин и механизмов, с учетом расходов на перевозку, на доставку, погрузо-разгрузочные работы, вывоз мусора, страхование, уплату таможенных платежей, а также все прочие расходы, необходимые для выполнения генподрядчиком всех обязательств по контракту (пункт 2.5 контракта).
В силу пункта 3.1 контракта генподрядчик преступает к выполнению работ с момента получения уведомления о заключении заказчиком государственного контракта с организацией, выполняющей на договорной основе функции заказчика по осуществлению строительного контроля при строительстве объекта. Заказчик направляет генподрядчику уведомление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу генподрядчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении генподрядчику. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении генподрядчику указанного уведомления.
Согласно пункту 4.2.2 контракта в течение 10-ти рабочих дней с момента подписания контракта заказчик обязан предоставить генподрядчику оформленную должным образом рабочую документацию в полном объеме, а также исходные данные, необходимые для выполнения работ.
Пунктом 13.2 контракта стороны установили, что в случае задержки передачи заказчиком документации, необходимой для производства работ, сроки работ отодвигаются на время задержки.
Пунктом 4.2.1 контракта на заказчика возложена обязанность создать генподрядчику необходимые условия для выполнения работ.
Пунктом 4.4.6 контракта предусмотрена обязанность генподрядчика обеспечить производство и качество работ в соответствии с условиями контракта, рабочей документацией, требованиями СНиП и техническими регламентами.
В силу пункта 4.4.47 генподрядчик обязан своевременно представлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Согласно пунктам 9.1 и 9.4 контракта генподрядчик гарантирует надлежащее качество всех выполненных в рамках контракта видов работ в соответствии с проектной документацией, СНиП и ГОСТ, действующими на момент подписания контракта. Гарантийный срок составляет 5 лет с даты утверждения акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14).
В соответствии с пунктом 2.10 контракта генподрядчик ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца представляет заказчику установленные формы N КС-2 и КС-3, счета-фактуры, счета на оплату и иные документы, необходимые для оплаты.
Согласно пункту 8.1 контракта генподрядчик представляет уполномоченному лицу заказчика ежемесячно, не позднее 25-го числа отчетного месяца, подготовленные за отчетный месяц акты о приемке выполненных работ формы N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, комплект исполнительной документации (в том числе акты испытания оборудования, паспорта, сертификаты на материалы и изделия, испытательные схемы и иную сопутствующую документацию), счета-фактуры. В случае проведения демонтажных и скрытых работ в текущем месяце генподрядчик также представляет акты формы N М-35 и акты скрытых работ.
Пунктом 2.13 контракта определено, что ежемесячная стоимость выполненных работ определяется на основании представляемых генподрядчиков форм N КС-2 и КС-3.
В случае превышения фактической стоимости работ над стоимостью работ, предусмотренной контрактом, действует стоимость работ, предусмотренная контрактом.
Пунктами 3.2 - 3.4 контракта установлено, что сроки завершения отдельных этапов (видов) работ определяются календарным планом выполнения работ (приложение N 3). Датой завершения работ считается дата утверждения акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14). Дата окончания работ - 20.12.2019.
Согласно пункту 3.6 контракта в случае если во время выполнения работ (этапов работ) станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, заказчик вправе назначить генподрядчику разумный срок для устранения недостатков. При неисполнении генподрядчиком в назначенный срок данного требования заказчик вправе потребовать от генподрядчика возмещения убытков, расторжения контракта по соглашению сторон и (или) принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В случае получения отказа генподрядчика расторгнуть контракт по соглашению сторон либо неполучения от генподрядчика ответа в срок, указанный в пункте 17.4 контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта.
В случаях, когда работы выполнены генподрядчиком с отступлениями от контракта, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, не позволяющими использовать результат работы по назначению, заказчик вправе по своему выбору потребовать от генподрядчика безвозмездного устранения недостатков в нормативный срок; устранить недостатки своими силами или привлечь для их устранения третье лицо с отнесением расходов на устранение недостатков на генподрядчика в случае его отказа от устранения недостатков своими силами.
Согласно пункту 13.1 контракта стороны несут ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13.8 контракта генподрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в проектной документации, в строительных нормах и правилах.
На основании пункта 13.10 контракта в случае нарушения сроков выполнения работ, установленных календарным планом выполнения работ, в том числе, в случае предоставления генподрядчиком актов о приемке выполненных работ формы N КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3 позже 25-го числа отчетного месяца, в котором были произведены работы, генподрядчик уплачивает заказчику по требованию заказчика пеню.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
Согласно пункту 13.11 контракта штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение генподрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки заказчиком, генподрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 0,5% от цены контракта, что составляет 1 368 407 рублей 25 копеек.
В соответствии с пунктом 13.13 контракта генподрядчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Суды установили, что согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 20.04.2020 формы N КС-14 работы по контракту завершены генподрядчиком и приняты заказчиком без претензий и замечаний. В акте указано, что объект строительства выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и вводится в действие.
07 мая 2020 года при комиссионном осмотре представителями заказчика внутренних помещений и лестничных маршей объекта строительства выявлены факты просачивание воды и подтопления коридора складских помещений, складского помещения N 8, протекание атмосферных осадков в складские помещения, в кабельном вводе, гараже. Скопление воды в кабельном вводе трансформаторной подстанции, кабельных колодцах и кабельных каналах явилось, согласно актам проверки, следствием обильных атмосферных осадков. Кроме того, при осмотре помещений 05.07.2020 установлено отсутствие двух секций потолочных перекрытий в помещении N 707, неисправность кондиционеров, вздутие покрытия ламината в помещении N 712.
По данным фактам заказчик составил акты проверки от 07.05.2020 N 9/4/35/14-1625, от 12.05.2020 N 9/4/35/14-1643, N 9/4/35/14-1644, от 06.06.2020 N 9/4/35/14-1909 с приложением материалов фото фиксации обнаруженных недостатков и направил в адрес генподрядчика гарантийные требования об устранении указанных недостатков.
Генподрядчик указанные недостатки устранил. Спор относительно выполненных работ у сторон отсутствует.
03 июля 2020 года заказчик направил в адрес генподрядчика претензию с требованием об уплате пени за просрочку исполнения контракта и штрафа за ненадлежащее качество выполненных работ.
Поскольку претензия заказчика осталась без удовлетворения, данное обстоятельство послужило основанием для обращения центра в суд с иском.
При разрешении спора при новом рассмотрении дела суд первой инстанции, выполняя указания суда кассационной инстанции, проверил расчет неустойки центра и установил, что он произведен методологически некорректно, поэтому произвел расчет неустойки и установил, что общая сумма ее составляет 313 931 рубль 02 копейки. Применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил требование о взыскании неустойки в части, в размере 200 тыс. рублей.
Отменяя решение от 15.04.2022, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для списания неустойки по Правилам N 783.
Отношения сторон возникли из государственного контракта и подлежат регулированию нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно статье 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Суды установили, что контракт исполнен обществом в полном объеме в 2020 году.
Положения статей 309 и 310 Гражданского кодекса определяют, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Как следует из части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Суд первой инстанции определил, что размер неустойки составляет 313 931 рубль 02 копейки (приведенный судом в решении расчет центр не опроверг, контррасчет не представил).
Суд апелляционной инстанции установил, что размер неустойки не превышает 5% от цены контракта (273 681 450 рублей), поэтому пришел к выводу о ее списании.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, которым утверждены Правила N 783; из названия документа исключены фразы "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах", что означает снятие ограничений во времени для списания неустоек.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
Данный правовой подход изложен в пункте 40 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что контракт исполнен обществом в полном объеме в 2020 году, размер неустойки не превышает 5% цены контракта, поэтому подлежит списанию на основании Правил N 783.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, повторяют доводы апелляционной жалобы, не свидетельствуют о незаконности и необоснованность принятого судебного акта.
Переоценка доказательств и выводов судебных инстанций в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права. Правовых оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А18-1490/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, которым утверждены Правила N 783; из названия документа исключены фразы "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах", что означает снятие ограничений во времени для списания неустоек.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
Данный правовой подход изложен в пункте 40 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 октября 2022 г. N Ф08-10817/22 по делу N А18-1490/2020
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10817/2022
30.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1761/2021
15.04.2022 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-1490/20
15.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12698/2021
17.08.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1761/2021
11.03.2021 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-1490/20