Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 27.09.2023 N 699-р
Отраслевая программа
"Развитие транспорта Красноярского края на 2024 - 2026 годы"
1. Паспорт отраслевой программы
Наименование отраслевой программы |
"Развитие транспорта Красноярского края на 2024 - 2026 годы" (далее - программа) |
Орган исполнительной власти Красноярского края, ответственный за разработку программы |
министерство транспорта Красноярского края |
Орган исполнительной власти Красноярского края, реализующий программу |
министерство транспорта Красноярского края |
Цель и задачи программы |
цель программы: комплексное развитие транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах. Задачи программы: совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона; содействие в обновлении подвижного состава общественного пассажирского транспорта; повышение эффективности деятельности организаций транспортной отрасли, осуществляющих пассажирские перевозки |
Основные предприятия отрасли, вида экономической деятельности |
деятельность железнодорожного транспорта (междугородние и международные пассажирские перевозки; грузовые перевозки): Красноярская железная дорога - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - филиал ОАО "РЖД", Красноярская железная дорога); акционерное общество "Краспригород" (далее - АО "Краспригород"). Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта; деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам: акционерное общество "Краевое автотранспортное предприятие" (далее - АО "Краевое АТП"); муниципальное предприятие города Красноярска "Городской транспорт" (далее - МП "ГОРТРАНС"); муниципальное предприятие города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 5" (далее - МП города Красноярска "КПАТП-5"); муниципальное предприятие города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 7" (далее - МП города Красноярска "КПАТП-7"); муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Норильск "Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (далее - МУП "НПОПАТ"). Деятельность водного транспорта: акционерное общество "Енисейское речное пароходство" (далее - АО "ЕРП"); акционерное общество "ПассажирРечТранс" (далее - АО "ПассажирРечТранс"). Деятельность воздушного и космического транспорта: акционерное общество "КрасАвиа" (далее - АО "КрасАвиа"); общество с ограниченной ответственностью "АэроГео" (далее - ООО "АэроГео"); акционерное общество "Норильск Авиа" (далее - АО "Норильск Авиа"). Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность: общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" (далее - ООО "Аэропорт Емельяново", аэропорт Красноярск); акционерное общество "КрасАвиаПорт" (далее - АО "КрасАвиаПорт"); общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт "Норильск" (далее - ООО "Аэропорт "Норильск", аэропорт Норильск); акционерное общество "Красноярский речной порт" (далее - АО "КРП"); акционерное общество "Лесосибирский порт" (далее - АО "Лесосибирский порт"); "Аэронавигация Центральной Сибири" - Федерального Государственного Унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"); общество с ограниченной ответственностью "Нортранс-Норильск" (далее - ООО "Нортранс-Норильск") |
Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности |
целевые показатели по виду экономической деятельности к 2026 году: объем выполненных транспортных услуг - 457 263,5 млн рублей; объем перевезенных грузов - 146,0 млн тонн; количество перевезенных пассажиров - 232,0 млн человек. Показатели развития отрасли по виду экономической деятельности к 2026 году: затраты на производство и продажу услуг - 139 929,0 млн рублей; прибыль (убыток) до налогообложения - 21 114,9 млн рублей; прибыль для целей налогообложения - 27 035,7 млн рублей; основные фонды по полной учетной стоимости на конец года - 538 629,2 млн рублей; объем инвестиций в основной капитал - 85 359,3 млн рублей; фонд начисленной заработной платы работников списочного состава -98 293,5 млн рублей; среднемесячная заработная плата работников - 98 339,9 рубля; среднесписочная численность работников - 83 294 человека. |
Сроки реализации программы |
2024 - 2026 годы |
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Транспорт является ключевой системообразующей инфраструктурной отраслью, непосредственно влияющей на развитие производительных сил и качество жизни населения. Инфраструктура отрасли и оказываемые услуги по перевозке грузов и людей обеспечивают доступность территорий, способствуют формированию безопасных и комфортных условий проживания для населения, создают необходимые условия для развития отраслей экономики.
В стратегической перспективе транспортный комплекс Красноярского края, сохраняя свое системообразующее значение для региона и развиваясь как один из ключевых элементов российской транспортной системы, должен быть ориентирован на решение социальных и экономических задач Красноярского края, обеспечивая:
доступность и качество транспортных услуг для населения;
экономическую связанность территорий Красноярского края.
Наибольшие проблемы в развитии транспортной инфраструктуры испытывают основные урбанизированные территории Красноярского края, а также отдаленные северные районы и районы нового освоения. Низкий уровень развития инфраструктуры и высокие затраты на ее строительство в северных районах и районах нового освоения являются существенными ограничителями в развитии Красноярского края.
Показатели транспортной отрасли (далее - отрасль) в общих объемах краевых показателей за 2022 год следующие:
среднесписочная численность работников в отрасли составила 80,8 тыс. человек, или 8,9% краевого значения среднесписочной численности работников;
объем инвестиций в отрасли составил 59,8 млрд рублей, или 8,9% от общих инвестиций в Красноярском крае по крупным и средним организациям.
Общий объем выполненных транспортных услуг в 2022 году составил 309 871,9 млн рублей. Индекс производства за 2022 год - 101,3%.
В 2022 году объем перевезенных грузов составил 134,4 млн тонн, с увеличением на 5,1% к уровню 2021 года, из них основные объемы грузовых перевозок в Красноярском крае приходятся на автомобильный (58,5%) и железнодорожный (37,3%) виды транспорта.
Основными видами перевозимых в Красноярском крае грузов являются уголь, нефть и нефтепродукты, алюминий, руда, цветные металлы, лесные и строительные грузы.
В 2022 году количество перевезенных пассажиров составило 209,50 млн человек, с увеличением на 2,7% к уровню 2021 года, из них 182,53 млн человек (87,1%) перевезено автомобильным транспортом, 15,67 млн человек (7,5%) - городским электрическим транспортом, 7,50 млн человек (3,6%), 3,10 млн человек (1,5%) и 0,73 млн человек (0,3%) железнодорожным, воздушным и водным видами транспорта соответственно.
Предприятиями транспортной отрасли проводятся мероприятия по корректировке программ перевозок пассажиров в части изменения расписаний, количества рейсов, а также модернизации маршрутной сети в целях улучшения качества пассажирских перевозок.
К основным предприятиям отрасли относятся:
филиал ОАО "РЖД";
АО "Краспригород";
АО "Краевое АТП";
МП "ГОРТРАНС";
МП города Красноярска "КПАТП-5";
МП города Красноярска "КПАТП-7";
МУП "НПОПАТ";
АО "ЕРП";
АО "ПассажирРечТранс";
АО "КрасАвиа";
ООО "АэроГео";
АО "Норильск Авиа";
ООО "Аэропорт Емельяново";
АО "КрасАвиаПорт";
ООО "Аэропорт "Норильск";
АО "КРП";
АО "Лесосибирский порт";
филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД";
ООО "Нортранс-Норильск".
Железнодорожный транспорт представлен филиалом ОАО "РЖД" и АО "Краспригород".
Красноярская железная дорога осуществляет свою деятельность на территории 4 субъектов: Красноярского края, Республики Хакасия, Кемеровской и Иркутской областей, эксплуатационная длина 3 158 км. Протяженность железной дороги по краю 2 066,5 км.
Всего в границах Красноярской железной дороги располагается 180 станций. Крупнейшая пассажирская станция - Красноярск, сортировочная - Красноярск - Восточный. Общее количество платформ для посадки и высадки пассажиров - 668.
На Красноярской железной дороге функционируют 5 эксплуатационных локомотивных депо и 8 оборотных локомотивных депо Дирекции тяги, 5 производственных участков по ремонту тягового подвижного состава, 3 эксплуатационных вагонных депо.
АО "Краспригород" осуществляет перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется на участках: Иланская - Уяр, Боготол - Чернореченская, Чернореченская - Красноярск, Красноярск - Уяр, Красноярск-Иланская, Красноярск - Дивногорск, Абакан - Кошурниково (к Красноярскому краю относится участок Енисейская - Кошурниково), Ачинск - Лесосибирск, Решоты - Чунояр. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний (садово-огороднический) период.
АО "Краспригород" реализует мероприятия, направленные на увеличение доли железнодорожных перевозок на транспортном рынке и повышение качества обслуживания пассажиров в пригородном сообщении.
Все пункты продажи пригородных проездных документов оборудованы банковскими терминалами для безналичного расчета.
Особая роль в транспортном обеспечении отведена проекту "Городская электричка", реализация которого предусмотрена в соответствии с соглашением между Правительством Красноярского края, администрацией города Красноярска и филиалом ОАО "РЖД" от 10.09.2014 N 56 "О взаимном сотрудничестве при организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пределах города Красноярска" (далее - проект "Городская электричка").
По итогам 6 месяцев 2023 года по железнодорожным маршрутам, входящим в проект "Городская электричка", перевезено 1,049 млн пассажиров, что на 10,1% больше уровня соответствующего периода 2022 года.
На участке Красноярск - Дивногорск за 6 месяцев 2023 года перевезено 235,4 тыс. человек, что составило 22,4% от общего числа перевезенных пассажиров во внутригородском сообщении.
Следует отметить, что развитию проекта "Городская электричка" способствует целый ряд факторов. Это и установление единого тарифа на всем пути следования, и развитие железнодорожной инфраструктуры, и обновление подвижного состава (в 2022 году заменено 2 электропоезда).
В целях достижения обеспечения доступности услуг пригородного железнодорожного транспорта для населения, продолжается предоставление субсидий в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении из краевого бюджета, при условии распространения на последующие годы применения льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры, а также обновление подвижного состава.
Внутренний водный транспорт представлен АО "ЕРП" и АО "ПассажирРечТранс".
АО "ЕРП" является основным перевозчиком грузов по водным путям бассейна реки Енисей с грузооборотом около 3,0-3,5 млн тонн в год. Предприятие обладает самым мощным в регионе сухогрузным и танкерным флотом. Флот пароходства составляет более 400 судов общей грузоподъемностью около 600 тыс. тонн.
АО "ЕРП" располагает судоремонтными предприятиями и рядом других структурных подразделений, которые обеспечивают полный производственный цикл деятельности компании.
География перевозок значительна: несколько тысяч километров, включая территории Крайнего Севера - Эвенкийский и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальные районы, остров Диксон.
АО "ПассажирРечТранс", начиная с 2006 года, является основным перевозчиком пассажиров на водном транспорте в Красноярском крае, исполнителем программы пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, субсидируемой из бюджета Красноярского края.
Предприятие осуществляет перевозки на пригородном маршруте Торговый центр - Усть - Мана, на межмуниципальных маршрутах Енисейск - Бор и Красноярск - Дудинка, кроме того, обслуживает пассажирские линии и паромные переправы внутри муниципальных районов Красноярского края.
АО "ПассажирРечТранс" эксплуатирует 41 единицу флота, 10 из которых - арендованные. В составе имеются водоизмещающие теплоходы, скоростные суда, суда на воздушной подушке, дебаркадеры для посадки/высадки пассажиров в местах подхода к берегу, баржи-площадки, буксиры, паромы.
Расширение маршрутной сети, развитие пассажирских перевозок, в том числе туристического сектора (круизов, прогулочных рейсов) напрямую зависит от исправности, достаточного количества флота, обустроенных и безопасных подходов судна к берегу, наличия ремонтной базы.
В целях решения особо острого вопроса в сфере внутреннего водного транспорта региона - необходимости обновления флота, на АО "Средне-Невский судостроительный завод" в 2020 - 2021 годах заложено два пассажирских судна проекта А 45-90.2. Для них выбраны имена - "Андрей Дубенский" и "Виктор Астафьев". По прибытии в г. Красноярск новые теплоходы будут эксплуатироваться на социально значимой пассажирской линии Красноярск - Дудинка взамен устаревших теплоходов "Александр Матросов", "Валерий Чкалов".
Прочий сухопутный пассажирский транспорт представлен МП города Красноярска "КПАТП-5"; МП города Красноярска "КПАТП-7"; АО "Краевое АТП"; МУП "НПОПАТ"; МП "ГОРТРАНС". Большинство из перечисленных предприятий осуществляют пассажирские перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам.
Транспортные организации Красноярского края различных форм собственности, осуществляющие пассажирские перевозки, обслуживают 139 маршрутов, из них 83 межмуниципальных маршрута междугородного сообщения и 56 межмуниципальных маршрутов пригородного сообщения.
Перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа осуществляет 51 перевозчик: 9 - государственных (муниципальных) перевозчиков, 42 - частной формы собственности.
Таким образом, доля перевозчиков частной формы собственности на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильного транспорта в общем количестве перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильного транспорта составляет 82,4%.
МП "ГОРТРАНС" города Красноярска осуществляет регулярные перевозки в городском сообщении трамваями и троллейбусами, эксплуатирует более 59,5 км трамвайных путей в однопутном исчислении. Среднесуточный выпуск на линию составляет 34 трамвайных вагона. Кроме того, эксплуатируются 153 пассажирских троллейбуса со среднесуточным выпуском на линию 67 единиц. Протяженность контактной сети троллейбуса составляет 123,1 км.
В рамках государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п, министерство осуществляет закупку автобусов большой, средней и малой вместимости в целях обновления подвижного состава муниципальных автотранспортных предприятий Красноярского края.
В 2023 году для нужд муниципальных образований Красноярского края запланировано к приобретению 146 автобусов.
Вместе с тем, в целях обновления общественного транспорта в малых городах и сельских территориях за счет средств специального казначейского кредита Красноярскому краю одобрена заявка на общую сумму около 998 млн рублей. С привлечением кредитных средств до 31.01.2024 планируется приобрести 93 автобуса различного класса, отличающихся повышенной комфортностью и требованиям безопасности. Данное обновление подвижного состава позволит повысить уровень безопасности и качества предоставляемых услуг, в том числе обеспечит транспортное сообщение до медицинских и социальных учреждений, а также позволит снизить себестоимость перевозок и увеличить прибыль предприятий.
Воздушный транспорт представлен АО "КрасАвиа", ООО "АэроГео", АО "Норильск Авиа".
Основными видами деятельности авиакомпаний являются:
перевозка пассажиров регулярными и чартерными рейсами;
перевозка грузов и почты;
авиационные работы;
выполнение срочных санитарных рейсов.
ООО "АэроГео" выполняет внутрирайонные перевозки пассажиров в Енисейском районе, срочные санитарные рейсы, коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов, авиационные работы, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, услуги базирования, хранения, заправки воздушных судов, а также осуществляет строительство и эксплуатацию посадочных площадок. В настоящее время ООО "АэроГео" занимает одну из лидирующих позиций на территории Красноярского края по оказанию услуг с использованием вертолетов и легких самолетов.
АО "Норильск Авиа" осуществляет свою деятельность на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, выполняет перевозку пассажиров и грузов на внутрирайонных направлениях, располагает достаточным парком собственных и арендуемых вертолетов Ми-8Т и Ми-8МТВ.
АО "КрасАвиа" выполняет социально значимые пассажирские и грузовые перевозки, авиационные работы на внутрирегиональных и внутримуниципальных направлениях, а также на межрегиональных регулярных маршрутах.
В настоящее время активно реализуется проект реновации вертолетного парка, используемого для выполнения социально значимых перевозок пассажиров, выполнения санитарных заданий. В период 2021 - 2026 годы предусмотрено получение 9 новых вертолетов по схеме финансового лизинга при софинансировании федерального, краевого бюджета и собственных средств АО "КрасАвиа".
В 2021 - 2023 годы уже получены 6 вертолетов Ми-8МТВ1 в рамках договора финансовой аренды с АО "ГТЛК". Прорабатывается получение в 2024 - 2026 годах по одному вертолету Ми-8МТВ1 ежегодно в рамках договора финансового лизинга с финансированием за счет средств Фонда национального благосостояния.
Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность представлена: ООО "Аэропорт Емельяново", ООО "Аэропорт "Норильск", АО "КрасАвиаПорт", филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", АО "КРП", АО "Лесосибирский порт", ООО "Нортранс-Норильск".
Международный аэропорт Красноярск находится в 27 км к северо-западу от города Красноярска, имеет выгодное географическое положение, является одним из важнейших авиатранспортных узлов региона, играющим огромную роль в развитии торгово-экономических связей Красноярского края. Аэропорт Красноярск оснащен средствами управления воздушным движением, радионавигации, посадки и связи, обеспечивающими прием/выпуск воздушных судов по II категории Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и соответствует сертификационным требованиям. Существующий аэровокзальный комплекс обслуживает все виды и категории пассажиров: внутрироссийских авиалиний, международных линий, внутрироссийского трансфера и транзита. В 2012 году аэропорт Красноярск сертифицирован по международным стандартам PART-145 Европейского агентства по безопасности полетов.
Эксплуатант аэропорта Красноярск - ООО "Аэропорт Емельяново".
За 6 месяцев 2023 года в аэропорту Красноярск обслужено 1 642,1 тыс. человек, или 135,7% к уровню соответствующего периода 2022 года. Количество взлет-посадок - 7 591 единица (6 месяцев 2022 года - 6 481 единица).
АО "КрасАвиаПорт", созданное в 2018 году путем приватизации государственного предприятия Красноярского края "Авиапредприятие Черемшанка", имеет филиалы - аэропорты Богучаны, Игарка, Черемшанка.
Филиалы АО "КрасАвиаПорт" оказывают услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов и пассажиров.
Аэропорт Черемшанка расположен в 24 км от города Красноярска и в 3 км от аэропорта Красноярск. Обслуживает региональные и внутрирегиональные пассажирские, грузовые авиаперевозки.
Аэропорты Богучаны и Игарка обслуживают внутрирегиональные и районные пассажирские, грузовые, вахтовые авиаперевозки.
Аэропорт Норильск (Алыкель) расположен за Северным Полярным кругом в 52 км от промышленного и индустриального центра города Норильск с градообразующим предприятием ПАО "ГМК "Норильский никель", является аэродромом совместного базирования с государственной авиацией. В аэропорту осуществляется аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов и пассажиров.
Эксплуатант аэропорта - ООО "Аэропорт "Норильск". Базовая авиакомпания - акционерное общество "Авиакомпания "НордСтар".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2023 N 169-р аэропорт Норильск (Алыкель) открыт для выполнения международных полетов воздушных судов и установления воздушного грузо-пассажирского работающего на нерегулярной основе многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В настоящее время ведется подготовка проектно-сметной документации с внесением изменений в части строительства нового пассажирского терминала для обслуживания международных линий. Получение положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза" планируется в конце 2024 года.
На сегодняшний день аэропорт Норильск (Алыкель) является одним из самых современных северных аэропортов России и перспективным с точки зрения развития транспортной системы Заполярья и Арктики.
Безопасное движение по воздушным трассам Красноярского края обеспечивает филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Протяженность воздушного пространства, обслуживаемого предприятием, составляет с севера на юг 3500 км, с запада на восток - 1250 км. Филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обслуживает огромную площадь, которая охватывает не только Красноярский край, но и Республику Тыва.
В настоящее время филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" насчитывает 14 центров обслуживания воздушного движения и входит в пятерку крупнейших предприятий Единой системы организации воздушного движения России. Это одно из наиболее динамично развивающихся предприятий и перспективных в части освоения новой техники и технологии.
Филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обслуживает 40 международных, 60 внутренних российских, 6 спрямленных воздушных трасс общей протяженностью более 60 тыс. км. Кроме того, в зону ответственности филиала ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" входят более 290 местных воздушных линий общей протяженностью более 60 тыс. км.
ООО "Нортранс-Норильск" является сервисным предприятием, и осуществляет свою деятельность, оказывая услуги по перевозке пассажиров, предоставлению стоянки, прохождению технического осмотра и ремонта транспортных средств подразделениям Заполярного филиала компании, дочерним и зависимым обществам, а также внешним потребителям и физическим лицам.
Приоритетной задачей развития воздушного транспорта Красноярского края является обеспечение устойчивого и доступного для населения транспортного сообщения, в том числе с удаленными населенными пунктами, для которых авиационное сообщение является безальтернативным.
Хранение и обработка грузов на внутреннем водном транспорте на территории региона осуществляется в АО "Лесосибирский порт" и АО "КРП".
АО "Лесосибирский порт" - основной специализацией являются погрузочно-разгрузочные работы, хранение и накопление всех видов грузов. Подъездные автомобильные и железнодорожные пути, непосредственно примыкающие к порту, дают возможность производить перевалку грузов на автомобильный, железнодорожный и водный транспорт.
Пропускная способность порта составляет около 1200 тыс. тонн в год. Портовый нефтеналивной причал позволяет перерабатывать более 45 тыс. тонн топлива в год.
АО "Лесосибирский порт" добывает песчано-гравийную смесь, производит гидротехнические работы. Кроме того, предприятие выполняет корпусный средний и текущий ремонт портальных кранов.
АО "КРП" является одним из крупнейших речных портов Восточной Сибири и самым крупным грузоперерабатывающим предприятием Енисейского бассейна.
Порт АО "КРП" расположен в промышленном центре региона - городе Красноярске на пересечении Енисейского водного пути (имеющего выход к северным морским портам) с Транссибирской железнодорожной магистралью, воздушными трассами, автомобильными дорогами (Р-255 "Сибирь"). Порт АО "КРП" является одним из важнейших звеньев мощного транспортного узла Сибири.
АО "КРП" является портом общего пользования и осуществляет перевалку грузов с железной дороги и автомобильного транспорта на воду, следуемых в северные районы Красноярского края и прибываемых грузов с Севера на железную дорогу и автотранспорт.
Пропускная способность порта АО "КРП" составляет 1280 тыс. тонн, протяженность причалов - 1958,7 погонных метров, количество портальных кранов - 38 (грузоподъемностью от 5 до 40 тонн), мостовой причальный кран - 1 (грузоподъемностью до 160 тонн), количество плавучих кранов - 5 (грузоподъемностью от 5 тонн).
Сдерживающими факторами развития транспортного комплекса Красноярского края являются:
1) недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края составляет 6,04 км/ 1000 кв. км, данный показатель является самым низким среди регионов Сибирского федерального округа, при этом в Республике Бурятия плотность сети выше в 3,3 раза, в Алтайском крае - в 20,4 раза. Среди регионов России Красноярский край по данному показателю находится на 79-м месте.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на конец 2022 года составила 14,0 тыс. км. Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, на конец 2022 года составила 71,5%, что выше уровня соответствующей даты 2021 года на 0,5 процентного пункта.
2) износ подвижного состава и низкие темпы его обновления.
Высокий износ подвижного состава является общей проблемой транспортной отрасли Красноярского края, при этом наиболее острой она является для пассажирского транспорта всех видов.
2.2. Цель и задачи
Целью программы является комплексное развитие транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах.
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона.
2. Содействие в обновлении подвижного состава общественного пассажирского транспорта.
3. Повышение эффективности деятельности организаций транспортной отрасли, осуществляющих пассажирские перевозки.
Необходимость достижения вышеуказанных задач обусловлена наличием аналогичных задач в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р, и государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
Мероприятия программы определены с учетом ограничений регионального бюджета на основании выявленных отраслевых проблем с применением мер по уклонению от угроз и их компенсации, что обосновывает их выбор.
К рискам, препятствующим развитию транспортной отрасли, относятся:
ухудшение социально-экономической ситуации в стране, в том числе снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновение бюджетного дефицита и сокращение объемов финансирования отрасли;
возможные изменения налогового законодательства Российской Федерации, приводящие к ухудшению финансово-экономического положения хозяйствующих субъектов;
повышение уровня автомобилизации населения;
повышение стоимости проезда на общественном транспорте;
износ пассажирского флота внутреннего водного транспорта; моторвагонного подвижного состава, задействованного в перевозках пассажиров в пригородном сообщении; подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта;
сокращение образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, осуществляющие подготовку специалистов по отрасли транспорта, снижение качества профессиональной подготовки кадров.
Ожидаемыми результатами реализации программы являются:
обновление подвижного состава организаций транспортной отрасли, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным, городским наземным электрическим, водным и воздушным транспортом;
повышение эффективности перевозочного процесса, направленного на обеспечение доступности и качества транспортных услуг;
обеспечение транспортной доступности Красноярского края всеми видами транспорта за счет предоставления государственной поддержки транспортным предприятиям отрасли;
повышение уровня экономической связанности Красноярского края воздушным транспортом с другими субъектами Российской Федерации;
развитие безналичной системы оплаты проезда банковскими картами на территории Красноярского края.
2.3. План действий министерства транспорта Красноярского края по достижению планируемых показателей развития отрасли, вида экономической деятельности
В соответствии с поставленной целью программы и задачами программы министерством транспорта Красноярского края предусмотрена реализация следующих мероприятий.
Задача 1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона:
мониторинг хода реализации проекта по строительству линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в городе Красноярске (первый этап);
мониторинг хода реализации проекта по реконструкции перрона воздушных судов и площадки перронной механизации в международном аэропорту Красноярск;
мониторинг хода реализации проекта по развитию городского наземного электрического транспорта и автомобильного транспорта общего пользования на территории города Красноярска;
реализация мероприятий в сфере воздушного транспорта для обеспечения повышения уровня экономической связанности Красноярского края с другими субъектами Российской Федерации;
реализация мероприятий по развитию дорожной отрасли;
развитие безналичной системы оплаты проезда на территории Красноярского края, в целях внедрения новых сервисов и распространения их на территории Красноярского края.
Задача 2. Содействие в обновлении подвижного состава общественного пассажирского транспорта:
реализация мероприятий по обновлению подвижного состава организаций транспортной отрасли, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным, городским наземным электрическим, водным и воздушным транспортом.
Задача 3. Повышение эффективности деятельности организаций транспортной отрасли, осуществляющих пассажирские перевозки:
реализация мер государственной поддержки, направленных на обеспечение устойчивой и эффективной работы организаций транспортной отрасли в сфере автомобильного, внутреннего водного, воздушного и пригородного железнодорожного транспорта.
В целях обеспечения транспортной доступности населения:
1. Предоставляются субсидии на:
1.1. Компенсацию недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на:
перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении;
перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в местном сообщении, внутренним водным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
1.2. Возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с регулярными перевозками пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах с небольшой интенсивностью пассажиропотока.
1.3. Финансовое обеспечение части затрат на:
уплату лизинговых платежей и уплату вознаграждений за выдачу банковской гарантии за воздушные суда;
ремонт флота;
поддержание летной годности воздушных судов;
уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) автобусов, приобретаемых АО "Краевое АТП" в целях обновления подвижного состава для организации перевозок пассажиров.
1.4. Возмещение недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети".
1.5. Возмещение затрат, связанных с приобретением новых пассажирских судов класса Российского Речного Регистра "М-ПР" для работы в Енисейском бассейне внутренних водных путей, на условиях финансовой аренды (лизинга).
1.6. Реализацию мероприятий по строительству линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске (первый этап).
1.7. Реализацию мероприятий по реконструкции перрона воздушных судов и площадки перронной механизации в международном аэропорту Красноярск.
1.8. Реализацию мероприятий по обновлению и эксплуатации системы городского электротранспорта г. Красноярска.
2. Предоставляются субвенции бюджетам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении, соединяющим населенные пункты, расположенные в границах муниципального района, муниципального округа с их административными центрами, находящимися на территориях соответствующих городских округов (в соответствии с Законом Красноярского края от 19.12.2017 N 4-1274 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов края отдельными государственными полномочиями по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок").
3. Выделяются средства на приобретение автобусов в целях обновления подвижного состава для организации перевозок пассажиров.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий программы указан в приложении N 1 к программе.
В период 2024 - 2026 годов в отрасли планируется реализация инвестиционных проектов, наиболее значимые из которых следующие:
1. Строительство линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске. Первый этап (далее - проект 1).
В рамках ранее одобренного инфраструктурного бюджетного кредита в объеме 89,3 млрд рублей осуществлена замена инфраструктурного проекта по строительству первой линии метрополитена в городе Красноярске на строительство линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в городе Красноярске (далее - метротрамвай).
Необходимость строительства метротрамвая обуславливается назревшими проблемами городского комплекса, достигнутым уровнем и реальными перспективами развития города с миллионным населением, которые определяются действием социально-экономических, научно-технических, геополитических, природно-экологических и демографических факторов.
План трассы объекта утвержден Правительством Красноярского края с последующим уточнением по результатам инженерных изысканий и разработанной документации по планировке территории. Первый этап запланирован от остановочного пункта "Высотная" до остановочного пункта "Улица Шахтеров", длина линии составит - 10,8 км.
Проект 1 предусматривает 1 наземный остановочный пункт - "улица Шахтеров", и 5 подземных станций: "Улица Копылова", "Высотная", "Вокзальная", "Площадь Революции" и "Улица Карла Маркса", Электродепо и Инженерный корпус.
Линия пройдет через центр города Красноярска, соединив тем самым 3 крупнейший района города. Завершить реализацию проекта планируется в конце 2026 года.
2. Развитие имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования (концессионное соглашение) (далее - проект 2).
Проект 2 включает в себя комплекс мероприятий по строительству и реконструкции инфраструктуры трамвая, обновления подвижного состава и дальнейшей эксплуатации с соблюдением стандарта качества транспортного обслуживания.
Целью проекта 2 является повышение качества транспортного обслуживания, уровня безопасности общественного транспорта, скорости передвижения пассажиров Красноярской агломерации и уровня удовлетворенности местных жителей общественным транспортом; повышение качества городской среды и рост инвестиционной привлекательности города Красноярска, увеличение доли внутригородских поездок на общественном транспорте, снижение выбросов в атмосферу от автомобильного транспорта.
01.03.2023 заключено концессионное соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в муниципальном образовании городской округ город Красноярск Красноярского края между городским округом город Красноярск Красноярского края, Красноярским краем и обществом с ограниченной ответственностью "Мовиста Регионы Красноярск" (далее - концессионное соглашение).
Концессионное соглашение предусматривает строительство новой трамвайной линии через р. Енисей до микрорайона Солнечный на левом берегу протяженностью 30 км одиночного пути (далее - кмоп), реконструкцию части существующей трамвайной линии на правом берегу протяженностью 16 кмоп и приобретение 50 двухсекционных трамваев.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках программы, представлена в приложении N 2 к программе.
Бюджетные ассигнования на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности программой не предусмотрены.
План действий министерства транспорта Красноярского края, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в консолидированный бюджет Красноярского края, представлен в приложении N 3 к программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
В рамках выполнения поставленных задач в 2026 году планируется достижение показателей развития транспортной отрасли (по отношению к 2022 году):
увеличение объема выполненных транспортных услуг до 457 263,5 млн рублей (147,6%);
увеличение объема перевезенных грузов до 146,0 млн тонн (108,6%);
увеличение количества перевезенных пассажиров до 232,0 млн чел. (110,7%);
увеличение затрат на производство и продажу услуг до 139 929,0 млн рублей (115,0%);
увеличение прибыли (убытка) до налогообложения до 21 114,9 млн рублей (109,5%);
увеличение прибыли для целей налогообложения до 27 035,7 млн рублей (109,6%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года до 538 629,2 млн рублей (132,2%);
увеличение объема инвестиций в основной капитал до 85 359,3 млн рублей (142,7%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава до 98 293,5 млн рублей (125,2%);
увеличение среднемесячной заработной платы работников до 98 339,9 рубля (121,4%);
увеличение среднесписочной численности работников до 83 294 человек (103,1%).
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли, вида экономической деятельности представлен в приложении N 4 к программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 5 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.