Договаривающиеся стороны: Правительство Самарской области (далее - Правительство), Областной союз "Федерация профсоюзов Самарской области" (далее - Профсоюзы), Ассоциация "Союз работодателей Самарской области" (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с законами Самарской области "О социальном партнерстве в сфере труда на территории Самарской области", "О Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" настоящее Самарское областное трехстороннее соглашение (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на областном уровне в 2024-2026 годах и совместные действия по его осуществлению.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих развитию экономики, повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, проведению социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности, поддержание социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса социального партнерства Самарской области и служит основой для разработки и заключения отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений о регулировании социально-трудовых отношений.
Гарантии социальной и экономической защищенности граждан, установленные настоящим Соглашением, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону их снижения при заключении коллективных договоров организаций, отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, заключаемых на территории Самарской области.
Стороны признают целесообразным заключение отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений, коллективных договоров в организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности и обязуются оказывать участникам отношений, реализующим принципы социального партнерства, всестороннее содействие и поддержку.
Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей * (1), осуществляющих деятельность на территории Самарской области и не участвующих в его заключении, в порядке, установленном Законом Самарской области "О социальном партнерстве в сфере труда на территории Самарской области".
Стороны в объеме своих полномочий принимают на себя также обязательства, закрепленные действующим Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
I. Совместные и индивидуальные обязательства, принятые Сторонами
1. Социально-экономическая политика
1.1. Обязательства Сторон
1.1.1. Разрабатывать и реализовывать комплекс мер, направленных на создание условий для устойчивого экономического роста в Самарской области, модернизацию экономики региона, диверсификацию ее структуры и усиление конкурентных преимуществ, развитие человеческого потенциала.
1.1.2. Разрабатывать и реализовывать инвестиционные проекты, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, направленные на создание новых рабочих мест и модернизацию существующих рабочих мест.
1.1.3. Рассматривать вопросы реализации региональных составляющих национальных и федеральных проектов на территории Самарской области и вносить предложения по их развитию.
1.1.4. Обеспечивать на территории Самарской области осуществление реализации федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и Самарской области в соответствии с параметрами их реализации, определенными действующим законодательством.
1.1.5. Содействовать развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики области, разрабатывать и реализовывать меры государственной поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.1.6. Содействовать решению проблем и развитию монопрофильных городских округов Самарской области, участвовать в реализации мероприятий по развитию моногородов Самарской области.
1.1.7. Содействовать внедрению эффективных механизмов стимулирования инновационной активности, созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективный инновационный процесс. Оказывать поддержку по разработке и реализации инновационных программ и проектов.
1.1.8. Обеспечить реализацию государственной программы Самарской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 624, и государственной программы Самарской области "Комплексное развитие сельских территорий Самарской области", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2019 N 864, для повышения качества жизни в сельской местности, увеличения доходов работников агропромышленного комплекса, повышения производительности труда и улучшения его условий.
1.1.9. Проводить взаимные консультации по основным параметрам прогноза социально-экономического развития Самарской области на очередной финансовый год и плановый период.
1.1.10. Реализовывать меры по минимизации негативного влияния на уровень жизни населения и эффективность развития экономики повышения цен на электрическую и тепловую энергию, регулируемых тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, а также по недопущению введения новых дополнительных обязательных платежей.
1.1.11. Осуществлять мероприятия, направленные на создание высокопроизводительных рабочих мест и увеличение производительности труда.
1.1.12. Обеспечивать информационное сопровождение федеральных и региональных конкурсов социальных проектов (грантов).
1.1.13. Обеспечивать на территории Самарской области системную интеграцию и прозрачность деятельности органов государственной власти, субъектов промышленной деятельности, организаций инфраструктуры поддержки промышленной деятельности, производителей и поставщиков топливно-энергетических ресурсов всех форм собственности, научных и образовательных учреждений, а также субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.2. Обязательства Правительства
1.2.1. Осуществлять разработку и выполнение программы действий Правительства Самарской области по достижению целей и решению задач экономического и социального развития региона, определенных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Губернатора Самарской области.
1.2.2. Продолжить реализацию указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации 2012 года) в части работы по обеспечению сохранения установленного соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Самарской области, от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
1.2.3. Осуществлять реализацию государственных программ Самарской области, а также ежегодный мониторинг хода и оценки эффективности их реализации.
1.2.4. В соответствии с законодательством Самарской области оказывать государственную поддержку предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории Самарской области, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
1.2.5. Обеспечивать развитие и эффективную работу организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.2.6. Обеспечивать поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги) на экспорт.
1.2.7. Содействовать обеспечению постоянного информационного обмена между организациями Самарской области с целью развития внутриобластной кооперации, увеличения объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих, оборудования и услуг для нужд собственного производства.
1.2.8. Проводить обоснованную тарифную политику в сферах естественных монополий в соответствии с законодательством и с учетом особенностей социально-экономического развития Самарской области, выполнять мероприятия по контролю за соблюдением дисциплины цен (тарифов) на товары и услуги, регулируемых государством.
1.2.9. В целях увеличения производства и сбыта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечивать информационно-консультационную помощь для эффективного ведения агропромышленного производства.
1.2.10. Осуществлять мониторинг ввоза и вывоза отдельных видов сырья и сельскохозяйственной продукции с целью подготовки предложений по их возможному производству на территории Самарской области и обеспечению стабильного функционирования продовольственного рынка Самарской области.
1.2.11. Осуществлять реализацию региональных составляющих национальных и федеральных проектов на территории Самарской области, а также мониторинг хода их реализации.
1.3. Обязательства Профсоюзов
1.3.1. Содействовать стабилизации производственных процессов в организациях путем укрепления трудовой дисциплины, контроля за соблюдением установленных законодательством режимов труда и отдыха, действующих систем оплаты труда.
1.3.2. Инициировать заключение коллективных договоров в организациях, способствовать формированию социального пакета организаций, созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективный производственный процесс.
1.3.3. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства, обеспечивать защиту прав и интересов работников при реорганизационных процессах, представлять интересы работников в арбитражных судах при проведении процедуры банкротства.
1.3.4. Вносить предложения по обеспечению эффективного функционирования экономики региона, отдельных ее секторов и предприятий.
1.3.5. Участвовать в формировании финансово-хозяйственных и производственных планов предприятий, в разработке мероприятий по модернизации и технологическому перевооружению производства.
1.3.6. Обеспечивать участие профсоюзных представителей в заседаниях коллегиальных органов управления организаций с правом совещательного голоса, а также участие работников в управлении организациями.
1.3.7. Участвовать в реализации мер по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий, незаконного изменения прав собственности на них, массовых увольнений работников.
1.3.8. Используя право законодательной инициативы, вносить на рассмотрение регионального законодательного органа законопроекты и иные нормативные правовые акты, направленные на улучшение социально-трудовой сферы.
1.3.9. Участвовать в организации конкурсов профессионального мастерства, в повышении мотивации работы в реальном секторе экономики, престижа массовых профессий, инициировать различные формы поощрения и наград работников за наилучшие результаты в труде.
1.4. Обязательства Работодателей
1.4.1. Принимать участие в разработке и реализации стратегических документов социально-экономического развития Самарской области.
1.4.2. Осуществлять реализацию инвестиционных проектов, способствующих созданию высокопроизводительных рабочих мест и модернизации существующих рабочих мест.
1.4.3. Разрабатывать предложения и осуществлять реализацию мер, направленных на ускоренное обновление основных фондов и повышение производительности труда.
1.4.4. Способствовать реализации планов оздоровления организаций-должников, в том числе по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, включая организации, в которых введено внешнее управление.
1.4.5. Способствовать увеличению объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих и оборудования для нужд собственного производства с организациями, расположенными на территории Самарской области.
1.4.6. Содействовать развитию инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, расширению его взаимодействия с крупными и средними организациями.
1.4.7. Содействовать экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики посредством выполнения мероприятий по энергосбережению, рациональному использованию природных ресурсов и технологической модернизации.
1.4.8. Участвовать в решении социально значимых проблем региона и осуществлять предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности, определенных Социальной хартией российского бизнеса.
1.5. Обязательства Правительства и Работодателей
1.5.1. Проводить налоговую политику, направленную на создание условий для повышения конкурентоспособности экономики, перехода на инновационный путь развития.
1.5.2. Содействовать установлению и расширению кооперационных связей между организациями различных видов экономической деятельности.
1.5.3. Организовывать практические и консультационные семинары и конференции по вопросам реформирования и совершенствования управления организациями, привлекая для этого представителей ведущих российских научных и финансовых институтов.
1.5.4. Оказывать содействие в техническом перевооружении и модернизации организаций различных отраслей экономики с целью обеспечения энергосбережения, рационального использования природных ресурсов, повышения инвестиционного спроса, расширения емкости внутреннего рынка, сокращения рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
1.5.5. Реализовывать меры, направленные на стимулирование энергоэффективности, системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности.
1.5.6. Осуществлять стимулирование развития изобретательского и рационализаторского творчества.
1.6. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
1.6.1. Проводить согласованные мероприятия по реструктуризации и технологическому перевооружению организаций, направленные на выпуск конкурентоспособной, в том числе новой, продукции.
1.6.2. Включать в коллективные договоры гарантии участия работников и их полномочных представителей в управлении организацией через законодательно установленные формы, в изобретательской и рационализаторской деятельности.
1.6.3. Рекомендовать при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров предусматривать направление дополнительных доходов организаций, образующихся в результате снижения налогового бремени, преимущественно на обеспечение комплекса мер по безопасности и охране труда и повышение заработной платы работников.
2. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
2.1. Обязательства Сторон
2.1.1. Осуществлять совместные меры, направленные на создание дополнительных рабочих мест, предотвращение массового сокращения работников и поддержку высвобождаемых работников, способствовать реализации мер содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, поощрять работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для указанных категорий граждан.
2.1.2. Содействовать повышению качества рабочей силы, подготовке кадров для всех сфер экономики региона.
2.1.3. Содействовать формированию системы прогнозирования потребности экономики Самарской области в специалистах разного уровня профессионального образования.
2.1.4. Содействовать повышению эффективности внешней трудовой миграции, предотвращению нелегального использования иностранной рабочей силы, вырабатывать согласованные подходы к решению вопросов, связанных с привлечением в Самарскую область иностранной рабочей силы.
2.1.5. Способствовать повышению престижа профессий рабочих, в том числе путем проведения областных конкурсов профессионального мастерства.
2.1.6. Реализовывать меры по совершенствованию системы непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов экономики Самарской области.
2.1.7. Принимать меры по недопущению превышения уровня официальной безработицы более показателя, установленного прогнозом социально-экономического развития Самарской области на очередной год и плановый период, утвержденным соответствующим постановлением Правительства Самарской области.
2.1.8. Реализовывать меры, направленные на содействие занятости лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами.
2.1.9. Осуществлять взаимодействие при разработке основных направлений развития трудовых ресурсов и подготовки кадров.
2.1.10. Содействовать повышению эффективности использования потенциала трудовых ресурсов и развитию внутренней трудовой миграции.
2.1.11. Реализовывать меры по поддержке молодых специалистов в целях привлечения их к работе в организациях Самарской области непосредственно по полученной профессии (специальности) и сохранения их занятости.
2.1.12. Реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, включая мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
2.2. Обязательства Правительства
2.2.1. Принимать меры, направленные на предотвращение роста напряженности на рынке труда, а также на содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
2.2.2. Проводить постоянный мониторинг ситуации на рынке труда Самарской области.
2.2.3. Осуществлять информирование населения о положении на рынке труда Самарской области.
2.2.4. Содействовать повышению мобильности рабочей силы, ее конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем совершенствования системы профессионального образования всех уровней, развития непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики Самарской области.
2.2.5. Принимать меры по повышению качества государственных услуг в сфере занятости населения.
2.2.6. Осуществлять деятельность по реализации на территории Самарской области законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов.
2.2.7. Разрабатывать предложения по совершенствованию системы контроля качества образования, направленной на проведение структурной перестройки профессионального образования всех уровней с учетом потребностей экономики и ее отраслей.
2.3. Обязательства Профсоюзов
2.3.1. Оказывать консультационную помощь работникам, а также правовую помощь членам профсоюзов в вопросах занятости, приема на работу и увольнения; посредством заключения коллективных договоров и отраслевых соглашений добиваться сохранения и создания рабочих мест, обеспечения подготовки и переподготовки кадров в организациях Самарской области.
2.3.2. Осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением действующего законодательства в вопросах приема, увольнения, сокращения работников, добиваться включения в коллективные договоры условий предоставления дополнительных гарантий занятости, сохранения рабочих мест.
2.3.3. Участвовать в решении задач развития кадрового потенциала, защищать права работников на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в соответствии с программами и кадровыми потребностями организаций.
2.3.4. Направлять в Государственную инспекцию труда в Самарской области по итогам профсоюзного контроля материалы, устанавливающие случаи необоснованного заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, срочных трудовых договоров, нелегальной занятости, незаконного увольнения работников, необеспечения комплекса мер по безопасности и охране труда.
2.4. Обязательства Работодателей
2.4.1. Разрабатывать и осуществлять инвестиционные проекты в целях создания эффективных рабочих мест с высокой производительностью и качеством труда, безопасными условиями труда и достойной заработной платой.
2.4.2. Создавать условия для получения работниками необходимых навыков и умений путем осуществления профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на основе договорных отношений с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования.
2.4.3. Принимать меры по недопущению массового сокращения работников, а в случае его угрозы не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий информировать органы службы занятости населения и Профсоюзы.
2.4.4. При ликвидации организации либо сокращении численности или штата работников организации предоставлять предупрежденным об увольнении работникам один свободный оплачиваемый день в неделю для самостоятельного поиска нового места работы на условиях, определенных коллективным договором.
2.4.5. Способствовать трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
2.4.6. Принимать меры:
по недопущению нелегальной и теневой занятости населения;
по стимулированию легализации заработной платы;
по созданию эффективных рабочих мест, внедрению трудосберегающих технологий, стимулированию постоянного переобучения и повышения квалификации работников.
2.4.7. Обеспечивать создание или резервирование рабочих мест (в том числе специальных рабочих мест) для трудоспособных инвалидов, предусматривать при необходимости специальное оборудование данных рабочих мест, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
2.4.8. Обеспечивать создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, в том числе с учетом профессионально-квалификационного состава инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости населения.
2.4.9. Обеспечивать выполнение квоты для приема на работу инвалидов, в том числе посредством трудоустройства состоящих на учете в органах службы занятости населения инвалидов, а также посредством заключения соглашений о трудоустройстве инвалидов со сторонними организациями (аренда рабочих мест).
2.4.10. Информировать органы службы занятости населения о появлении вакантных рабочих мест и их заполнении, приеме на работу безработных граждан, возможности организации общественных работ и временной занятости, результатах реализации инвестиционных проектов, введении режима неполного рабочего времени, а также приостановке производства.
2.4.11. Добиваться приоритетного замещения вакантных рабочих мест квалифицированных рабочих и специалистов выпускниками профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе с использованием возможности стажировки молодых специалистов.
2.4.12. Участвовать в организации и проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
2.4.13. Проводить мероприятия по популяризации рабочих и инженерных профессий, востребованных на рынке труда в регионе, среди учащейся молодежи.
2.4.14. Принимать меры по недопущению распространения информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера.
2.4.15. Способствовать участию работников в конкурсах профессионального мастерства.
2.4.16. Применять в установленном федеральным законодательством порядке профессиональные стандарты при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
2.4.17. Содействовать внедрению в организациях электронного документооборота в сфере трудовых отношений.
2.4.18. Не допускать проявления дискриминации в отношении работников предпенсионного возраста в вопросах трудовых отношений, приема и увольнения, предоставления социально-трудовых гарантий.
2.5. Обязательства Правительства и Работодателей
2.5.1. Проводить работу по повышению профессионального уровня менеджеров высшего и среднего звена организаций Самарской области, в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.07.1997 N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации".
2.5.2. Осуществлять совместные меры, направленные на создание условий для повышения удельного веса высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в Самарской области.
2.5.3. Осуществлять мероприятия по реализации инвестиционных проектов на территории Самарской области и обеспечению их трудовыми ресурсами.
2.5.4. Содействовать развитию на территории Самарской области национальной системы квалификаций.
2.6. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
При заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров в организациях предусматривать:
создание и функционирование в организациях систем подготовки и переподготовки кадров, в том числе во взаимодействии с образовательными учреждениями;
повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров;
переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;
упреждающие меры, альтернативные увольнению работников в связи с проведением мероприятий по оптимизации численности персонала;
дополнительные гарантии и меры поддержки высвобождаемым работникам в связи с сокращением персонала.
Проявлять взаимную заинтересованность и принимать согласованные решения по участию организаций в реализации национальных проектов, направленных на повышение производительности труда, обеспечение эффективной занятости работников.
3. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
3.1. Обязательства Сторон
3.1.1. Осуществлять на всех уровнях социального партнерства совместную деятельность, направленную на:
повышение реальных доходов населения;
соответствие размера оплаты труда его результатам и сложности, уровню подготовки и квалификации работников;
последовательное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;
создание условий для устойчивого роста заработной платы и повышения ее удельного веса в общих доходах населения.
3.1.2. Проводить политику создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, качественные услуги в сфере образования, здравоохранения и культуры, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.
3.1.3. Проводить согласованные действия по повышению уровня заработной платы и контролю за соблюдением сроков ее выплаты, принимать меры по ликвидации задолженности по заработной плате в организациях.
3.1.4. Продолжить практику проведения консультаций по вопросу совершенствования систем оплаты труда работников, занятых в различных видах экономической деятельности.
3.1.5. Оказывать содействие организациям всех форм собственности в исполнении требований пенсионного законодательства, законодательства об обязательном пенсионном страховании, законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3.2. Обязательства Правительства
3.2.1. Реализовывать меры по обеспечению достигнутого по итогам реализации Указа Президента Российской Федерации 2012 года уровня средней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы.
3.2.2. Осуществлять формирование экономически обоснованных механизмов индексации заработной платы работников государственных учреждений Самарской области с учетом параметров социально-экономического развития региона.
3.2.3. Проводить мониторинг уровня и качества жизни населения Самарской области для оценки эффективности социально-экономических преобразований и ежегодно информировать Стороны о тенденциях изменения социально-экономических показателей.
3.3. Обязательства Профсоюзов
3.3.1. Оказывать работникам помощь в досудебном и судебном решении вопросов взыскания задолженности по выплате заработной платы.
3.3.2. Принимать меры по приведению условий коллективных договоров в соответствие с настоящим Соглашением, а также отраслевыми соглашениями.
3.3.3. Оказывать консультационную помощь работникам, а также правовую помощь членам профсоюзов по вопросам оплаты труда.
3.3.4. Обеспечить контроль за соблюдением работодателями Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
3.3.5. Обеспечивать постоянный контроль за соблюдением законодательства об оплате труда, в том числе за своевременностью и полнотой объема выплаты заработной платы, добиваться от работодателей устранения выявленных нарушений.
3.3.6. Проводить информационно-разъяснительную работу среди населения о негативных последствиях выплаты "теневой" заработной платы.
3.4. Обязательства Работодателей
3.4.1. Гарантировать выплату заработной платы работникам в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором сроки, принимать меры по погашению задолженности по заработной плате и в случае ее задержки выплачивать денежную компенсацию в соответствии с действующим законодательством.
3.4.2. Включать в коллективные договоры условия индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги либо принимать соответствующие локальные нормативные акты.
3.4.3. Устанавливать оклады (должностные оклады), ставки заработной платы с учетом квалификации работников, применять системы доплат и надбавок, обусловленных характером, условиями и режимом труда, в соответствии с отраслевыми соглашениями, коллективными договорами.
3.4.4. По запросу любой из Сторон информировать ее о размерах заработной платы работников организаций Самарской области и ее задолженности, принимаемых мерах по погашению долгов.
3.4.5. Проводить работу по совершенствованию организации труда и заработной платы, повышению квалификации работников, росту производительности труда.
3.4.6. Способствовать сокращению разницы в оплате труда руководителей и менеджеров высшего звена и наемных работников.
3.5. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
3.5.1. Проводить согласованную политику по установлению экономически обоснованных соотношений в оплате труда работников организаций различных отраслей экономики.
3.5.2. При заключении коллективных договоров, издании локальных нормативных актов в организациях рассматривать возможность включения в указанные документы следующих положений:
конкретные дни выплаты заработной платы;
меры по повышению уровня оплаты труда низкооплачиваемых категорий работников;
установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в размере не менее двух третей от величины заработной платы;
увеличение доли оплаты труда в структуре затрат на производство продукции, оказание услуг;
повышение оплаты труда работников и уровня социальных гарантий по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами и соглашениями;
установление минимальной заработной платы без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
установление доплат работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, на основе результатов специальной оценки условий труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
реализация положений отраслевых соглашений, заключенных на федеральном, региональном или территориальном уровнях;
снижение дифференциации в оплате труда;
меры по организации проведения медицинских осмотров и диспансеризации работников;
создание в организациях всех форм собственности рабочих групп по исполнению требований Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
вопросы обеспечения и защиты пенсионных прав работников;
предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска беременной женщине в удобное для нее время по личному заявлению.
3.5.3. Осуществлять совместные меры, направленные на:
своевременную выплату заработной платы, погашение ее задолженности;
целевое использование средств, предназначенных на оплату труда;
выполнение условий соглашений и коллективных договоров по оплате труда;
своевременную выплату авторского вознаграждения авторам изобретений и рационализаторских предложений.
4. Социальная защита, защита трудовых прав, охрана труда, культура здоровья и экология
4.1. Социальная защита, защита трудовых прав
4.1.1. Обязательства Сторон
4.1.1.1. Осуществлять меры по социальной поддержке малообеспеченной части населения со среднедушевым денежным доходом в семье ниже величины прожиточного минимума, установленного в Самарской области в расчете на душу населения.
4.1.1.2. Проводить согласованную политику по улучшению социальных условий жизни работников и членов их семей.
4.1.1.3. Принимать участие в разработке и реализации государственных программ Самарской области социально-культурной направленности.
4.1.1.4. Способствовать реализации основных направлений государственной политики по решению комплексных задач охраны здоровья населения Самарской области.
4.1.1.5. Содействовать в организации проведения профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья работающего населения Самарской области, в том числе путем его вакцинации, диспансеризации и осуществления профилактической деятельности центров здоровья и других учреждений здравоохранения Самарской области.
Рассматривать возможность отчисления денежных средств первичным профсоюзным организациям, действующим в организациях бюджетной сферы, на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу согласно нормам статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.1.1.6. Принимать участие в работе по реформированию систем обязательного социального и обязательного медицинского страхования, развитию негосударственного социального и добровольного медицинского, пенсионного страхования.
4.1.1.7. Сохранять и укреплять сеть организаций отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения взрослых и детей. Обеспечивать организацию отдыха, оздоровления и лечения работников, детей, студентов и иных категорий населения в соответствии с действующим законодательством. При формировании областного бюджета, расходов работодателей и профсоюзных организаций предусматривать ежегодное выделение необходимых средств на организацию отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения детей и работников.
4.1.1.8. Способствовать развитию и реализации государственной политики в сфере культуры.
4.1.1.9. Реализовывать комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства, отцовства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями.
4.1.1.10. Обеспечивать финансирование и укрепление материальной базы объектов социальной сферы, находящихся в собственности (пользовании) Самарской области, Работодателей, Профсоюзов, не допускать перепрофилирования объектов социальной сферы, сферы культуры и учреждений дополнительного образования.
4.1.1.11. Разрабатывать согласованные предложения по участию в финансировании культурно-массовых, спортивных, оздоровительных мероприятий.
4.1.1.12. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по обеспечению оздоровления и отдыха детей в оздоровительных организациях.
4.1.1.13. Осуществлять реализацию мер, направленных на сокращение табакокурения, потребления алкоголя, наркотических средств, создание широкой социальной системы их профилактики.
4.1.1.14. Разрабатывать согласованные предложения по обеспечению доступности услуг в сфере образования, культуры и здравоохранения.
4.1.1.15. Реализовывать меры по поддержке деятельности стационарных детских оздоровительных учреждений.
4.1.2. Обязательства Правительства
4.1.2.1. Определять размер компенсационных выплат на социально значимые услуги населению (включая пригородные перевозки), финансируемые из областного бюджета, с учетом индексов-дефляторов изменения стоимости предоставляемых услуг.
4.1.2.2. Предоставлять меры социальной поддержки населению Самарской области, в том числе малоимущим пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми, молодым людям и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности или вновь прибывающим после окончания образовательной организации высшего образования на работу в сельский населенный пункт, совершенствовать меры адресной социальной поддержки, производить индексацию социальных выплат в соответствии с действующим законодательством.
4.1.2.3. При формировании областного бюджета предусматривать финансирование социальной сферы, формирование социальных статей областного бюджета осуществлять с учетом мнения Сторон.
4.1.2.4. Решать вопросы об оказании финансовой помощи на содержание детских оздоровительных лагерей, спортивно-оздоровительных студенческих лагерей, подростковых клубов, о выделении средств на финансирование детских юношеских спортивных школ, приобретение новогодних подарков для детей из социально незащищенных категорий населения.
4.1.2.5. Предусматривать при формировании областного бюджета средства на:
предоставление мер социальной поддержки учащейся молодежи в соответствии с действующим законодательством;
обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с действующим жилищным законодательством, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения;
финансирование санаторно-курортного лечения работников бюджетной сферы.
4.1.2.6. Оказывать поддержку профессиональным образовательным организациям, учреждениям культуры, иным учреждениям социальной сферы области в рамках действующего законодательства.
4.1.2.7. Осуществлять реализацию государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 682.
4.1.2.8. Осуществлять реализацию государственной программы Самарской области "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 683.
4.1.2.9. Осуществлять реализацию государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684.
4.1.2.10. Осуществлять реализацию государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674.
4.1.2.11. Проводить мероприятия, направленные на поддержку, развитие и сохранение сети организаций отдыха и оздоровления детей.
4.1.2.12. Проводить анализ положения с летними оздоровительными детскими лагерями и принимать меры к расширению масштабов и повышению качества их работы.
4.1.2.13. Обеспечивать развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни, профилактики развития зависимостей, включая сокращение потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, в том числе у детей.
4.1.2.14. Реализовывать комплекс мер, в том числе мер социальной поддержки, направленных на закрепление медицинских кадров в учреждениях здравоохранения.
4.1.2.15. Осуществлять реализацию государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 N 179.
4.1.2.16. Осуществлять реализацию государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области", утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 23.07.2014 N 418.
4.1.3. Обязательства Профсоюзов
4.1.3.1. Проводить работу по увеличению количества профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности и численности их членов для обеспечения защиты прав и интересов работников.
4.1.3.2. Осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, оказывать необходимую правовую помощь работникам и защищать их трудовые права, в том числе в судебном порядке.
4.1.3.3. Вносить в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушение норм трудового законодательства, не обеспечивающих заключение и выполнение коллективных договоров и соглашений.
4.1.3.4. Совершенствовать и повышать эффективность механизмов досудебной защиты трудовых и социальных прав работников.
4.1.3.5. Оказывать помощь работникам в оформлении документов по пенсионному обеспечению.
4.1.3.6. Создавать при профсоюзных организациях комиссии по вопросам обязательного социального страхования и пенсионным вопросам с привлечением к их работе представителей работодателя.
4.1.3.7. Осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
4.1.3.8. Проводить информационно-разъяснительную работу в трудовых коллективах по вопросам пенсионного страхования, повышения заинтересованности личного участия работников в формировании пенсионного капитала.
4.1.3.9. Вносить предложения и участвовать в разработке государственных программ Самарской области социального назначения.
4.1.3.10. Добиваться включения в коллективные договоры обязательств работодателей, направленных на обеспечение пенсионных прав работников, а также социального страхования, своевременной уплаты страховых взносов в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области.
4.1.4. Обязательства Работодателей
4.1.4.1. Своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и обязательное медицинское страхование, обеспечивать погашение задолженности прошлых лет.
4.1.4.2. Своевременно и в полном объеме представлять в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, в том числе в порядке электронного информационного взаимодействия, документы, необходимые для назначения трудовых пенсий работникам, отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, отчетность по персонифицированному учету.
4.1.4.3. Рассматривать возможность включения в коллективные договоры условий по обеспечению за счет средств работодателя работников, призванных на военную службу по мобилизации или заключивших контракт в соответствии с пунктами 3, 5, 7 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (далее - мобилизованные):
средств на частичную оплату путевок в детские санатории и оздоровительные лагеря, а также на санаторно-курортное лечение мобилизованных работников;
компенсации части затрат мобилизованных работников на погашение ипотечных кредитов, а также кредитов на приобретение жилья;
мер по совершенствованию системы добровольного медицинского страхования, а также дополнительного пенсионного обеспечения мобилизованных работников;
мер поддержки для мобилизованных работников, возобновивших трудовые отношения, по месту работы:
установление преимущественного права на оставление на работе при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников;
оказание материальной помощи при приостановлении и возобновлении трудовых отношений;
оказание бесплатной психологической и юридической помощи;
заключение в отношении мобилизованных работников договоров о страховании их жизни и здоровья;
оказание за счет средств работодателя медицинской помощи, а также преимущественное право прохождения санаторно-курортного лечения (с частичной или полной компенсацией затрат) после возобновления трудовых отношений;
организация проведения обучения либо переобучения по новой профессии за счет средств работодателя гражданам, уволившимся с работы в связи с заключением до 21 сентября 2022 года контракта, в случае невозможности возобновления трудовых отношений в течение трех месяцев после завершения прохождения военной службы по контракту в соответствии с пунктами 3, 5, 7 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации;
предоставление дополнительных оплачиваемых дней отдыха мобилизованным работникам, возобновившим трудовые отношения, для прохождения восстановительных процедур (в т.ч. медицинских);
сохранение средней заработной платы до одного года в случае перевода на другую работу в соответствии с медицинским заключением;
предоставление возможности дистанционной (удаленной) работы;
предоставление гибких форм занятости;
создание специальных условий, обеспечивающих доступность рабочего места;
предоставление отпуска без сохранения заработной платы для посещения медицинской организации, социальных служб;
установление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в размере до 7 календарных дней;
предоставление транспортного средства для доставки к месту работы, домой, в медицинские организации, в социальные службы по просьбе работника;
компенсация оплаты проезда к месту санаторно-курортного лечения работникам, возобновившим трудовые отношения;
поздравления от работодателя с вручением подарка к празднованию Дня защитника Отечества;
мер поддержки для членов семей мобилизованных граждан по месту их работы:
оказание материальной помощи;
приобретение за счет работодателя (полностью или частично) путевок на санаторно-курортное лечение членов семьи мобилизованного;
частичная или полная компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
заключение в отношении членов семьи мобилизованных граждан договоров о добровольном медицинском страховании (или расширение текущего пакета);
оказание бесплатной психологической и юридической помощи;
частичная компенсация выплат по ипотечному кредиту членов семьи мобилизованных граждан;
предоставление очередного оплачиваемого отпуска в удобное для членов семей мобилизованных граждан время;
проведение совместных корпоративных мероприятий для членов семей демобилизованных граждан и др.
4.1.4.4. Не допускать снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в территориальных и отраслевых (межотраслевых) соглашениях.
4.1.4.5. В целях привлечения и закрепления квалифицированных специалистов рассматривать возможность оказания различных форм поддержки работников в улучшении жилищных условий.
4.1.4.6. При ликвидации юридических лиц - работодателей осуществлять своевременный расчет и внесение капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и представлять соответствующие документы на оформление обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.
4.1.4.7. Соблюдать трудовые права мобилизованных работников, а именно:
приостанавливать действие трудовых договоров на период прохождения военной службы;
не позднее дня приостановления действия трудового договора выплачивать работнику заработную плату и причитающиеся ему выплаты в полном объеме за период работы, предшествующий приостановлению действия трудового договора;
на период приостановления действия трудового договора в отношении работника сохранять социально-трудовые гарантии, право на предоставление которых он получил до начала указанного периода (дополнительное страхование работника, негосударственное пенсионное обеспечение работника, улучшение социально-бытовых условий работника и членов его семьи);
возобновить действие трудового договора в день выхода демобилизованного работника на работу;
предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для демобилизованного работника время в течение шести месяцев после возобновления действия трудового договора независимо от стажа работы у работодателя;
соблюдать право граждан, уволившихся с работы в связи с заключением до 21 сентября 2022 года контракта, на возобновление трудовых отношений в течение трех месяцев после завершения прохождения военной службы по контракту с преимущественным правом трудоустройства на работу (службу) по ранее занимаемой должности у работодателя (представителя нанимателя), с которым они состояли в трудовых (служебных) отношениях до заключения контракта. В случае невозможности предоставления такой должности работодатель (представитель нанимателя) предлагает другую имеющуюся у него работу (службу), не противопоказанную указанным гражданам по состоянию здоровья.
4.1.5. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
4.1.5.1. При заключении коллективных договоров в организациях не допускать снижения уровня мер социальной поддержки, предусмотренных территориальными и отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, а также рассматривать возможность включения в них следующих обязательств:
отчисление денежных средств профсоюзным органам на социально-культурную, изобретательскую, рационализаторскую и иную работу;
отчисление взносов работодателями в пользу застрахованных лиц, вступивших в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;
социальная поддержка работников, проживающих в зданиях жилого фонда организаций, и установление ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, не превышающих ставок, определенных органами местного самоуправления для муниципального жилья;
выделение средств на содержание социальной сферы, на организацию санаторно-курортного лечения и отдыха работающих и членов их семей, участие в софинансировании мероприятий по оздоровлению и отдыху детей работников;
проведение аттестации работников бюджетной сферы на получение квалификационной категории;
закрепление молодых специалистов на рабочих местах, поддержка их инициатив, защита социально-трудовых прав молодежи;
обеспечение финансирования (в размере не менее 2% от фонда оплаты труда) мероприятий по формированию системы профессионального развития персонала на производстве (повышение квалификации, переподготовка, независимая оценка и т.п.);
использование возможности негосударственных пенсионных фондов для повышения социальной защищенности своих работников;
доставка работников служебным транспортом к месту работы или предоставление дотаций на проезд;
организация регулярного горячего питания работников в организациях;
поддержка работников, имеющих несовершеннолетних детей;
оказание материальной помощи при выходе на пенсию;
составление и утверждение сметы затрат на проведение работ по патентно-лицензионной, изобретательской и рационализаторской деятельности;
создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью;
организация санаторно-курортного лечения работников предпенсионного возраста за счет средств, подлежащих перечислению в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
4.1.5.2. Принимать участие в решении спорных вопросов исполнения работодателем требований трудового, пенсионного законодательства, законодательства об обязательном пенсионном страховании и законодательства о страховых взносах. Создавать на паритетной основе комиссии по трудовым спорам, вопросам пенсионного и социального страхования работников, обеспечивать их деятельность в соответствии с положениями об указанных комиссиях.
4.1.5.3. Принимать меры по борьбе с курением на рабочих местах и защите некурящих сотрудников от табачного дыма. При заключении коллективных договоров предусматривать меры по запрету курения на рабочих местах, в закрытых помещениях организации, мотивации к отказу от курения и приобщения к здоровому образу жизни.
4.1.5.4. Постоянно совершенствовать формы и методы работы по созданию условий, стимулов и личной заинтересованности работников в улучшении работы организации путем подачи и внедрения рационализаторских предложений.
4.1.5.5. Незамедлительно принимать меры по защите здоровья работников в условиях распространения инфекционных заболеваний, вирусных инфекций.
4.2. Охрана труда, культура здоровья и экология
4.2.1. Обязательства Сторон
4.2.1.1. Проводить анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Самарской области и принимать меры по их профилактике и снижению.
4.2.1.2. Принимать меры по повышению уровня информированности работников об условиях и охране труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости, культуре здоровья в организациях Самарской области, по запросу любой из Сторон представлять соответствующую информацию.
4.2.1.3. Осуществлять взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля по вопросам санитарного, природоохранного законодательства и законодательства в области охраны труда.
4.2.1.4. Принимать меры по соблюдению норм природоохранного законодательства.
4.2.1.5. Осуществлять меры по повышению культуры здоровья в организациях в соответствии с целевыми, корпоративными программами по культуре здоровья, коллективными договорами и соглашениями по охране труда.
4.2.1.6. Распространять передовой опыт работы в области охраны труда, организовывать совместные научно-практические конференции, совещания, семинары.
4.2.1.7. Подготавливать предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего вопросы условий и охраны труда, промышленной, экологической и технологической безопасности.
4.2.1.8. Содействовать внедрению принципов концепции "Нулевой травматизм" в систему управления охраной труда организаций, а также разработке и реализации корпоративных программ "Нулевой травматизм".
4.2.2. Обязательства Правительства
4.2.2.1. Осуществлять в пределах установленных полномочий государственное управление охраной труда в Самарской области.
4.2.2.2. Организовать и проводить мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Самарской области, анализ состояния производственного травматизма с тяжелыми и смертельными исходами и принимать меры по улучшению условий и охраны труда.
4.2.2.3. Обеспечить реализацию и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных государственной программой Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 04.12.2018 N 748.
4.2.2.4. Осуществлять на территории Самарской области в установленном порядке государственную экспертизу условий труда.
4.2.2.5. Осуществлять координацию проведения на территории Самарской области в установленном порядке обучения по охране труда.
4.2.2.6. Информировать население о состоянии условий труда, производственного травматизма и экологической безопасности.
4.2.2.7. Обеспечивать реализацию мероприятий в сфере охраны окружающей среды на территории Самарской области в соответствии с утвержденными Правительством Самарской области нормативными правовыми актами.
4.2.2.8. Участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
4.2.3. Обязательства Профсоюзов
4.2.3.1. Осуществлять общественный контроль, в том числе во взаимодействии с государственными органами, за соблюдением работодателями норм и правил охраны труда, предоставлением гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.2.3.2. Оказывать помощь работодателям в организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников, в том числе профсоюзного актива, а также в разработке, издании и распространении справочно-методической литературы по охране труда и культуре здоровья.
4.2.3.3. Инициировать создание комитетов (комиссий) по охране труда, принимать участие в их работе, содействовать избранию уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза и иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществлять методическое руководство их работой.
4.2.3.4. Участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и расследовании профессиональных заболеваний, отстаивать, в том числе в суде, интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, получивших профессиональное заболевание.
4.2.3.5. Участвовать в мероприятиях по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
4.2.3.6. Участвовать в информировании работников об их трудовых правах, об условиях и охране труда и правах на безопасные условия труда.
4.2.3.7. Обеспечивать включение в коллективные договоры мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, обеспечение работающих сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, предоставление работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, включая дополнительные льготы и компенсации.
4.2.3.8. Способствовать организации и обеспечению работодателем условий прохождения работниками диспансеризации, медицинских осмотров.
4.2.3.9. Осуществлять контроль за выполнением работодателями мероприятий по охране труда, профилактике несчастных случаев и профессиональных заболеваний, минимизации влияния вредных производственных факторов на здоровье работников.
4.2.3.10. Выявлять рабочие места, которые не могут объективно оцениваться в общем порядке на основании действующей Методики проведения специальной оценки условий труда, инициируя разработку (установление) особенностей проведения специальной оценки условий труда в случае выявления таких рабочих мест.
4.2.3.11. Инициировать при необходимости проведение государственной экспертизы условий труда и независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников.
4.2.4. Обязательства Работодателей
4.2.4.1. Организовывать работу по охране труда в организациях в соответствии с действующим законодательством и Соглашением.
4.2.4.2. Способствовать развитию института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях Самарской области.
4.2.4.3. Осуществлять финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг).
4.2.4.4. Обеспечивать проведение специальной оценки условий труда, обязательное участие представителей первичных профсоюзных организаций в проведении специальной оценки условий труда. Содействовать обеспечению контроля за качеством проведения специальной оценки условий труда со стороны технической инспекции труда и уполномоченных по охране труда профсоюзов.
4.2.4.5. Проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
4.2.4.6. Обеспечивать создание служб охраны труда или введение должности специалиста по охране труда. Обеспечивать повышение квалификации работников служб охраны труда.
4.2.4.7. Принимать меры по выводу из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, внедрять оборудование и технологические процессы, исключающие воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.
4.2.4.8. Обеспечивать условия для осуществления государственного надзора и контроля, профсоюзного контроля техническими инспекторами труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.
4.2.4.9. Включать представителей работников технических инспекций труда Профсоюзов в комиссии, принимающие в эксплуатацию вновь вводимые и реконструируемые производственные объекты, средства производства, объекты социальной сферы.
4.2.4.10. Обеспечивать выполнение требований экологической безопасности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по оздоровлению экологической обстановки в организациях, осуществлять переработку и обезвреживание промышленных и бытовых отходов.
4.2.4.11. Обеспечивать информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, степени риска повреждения здоровья, размерах полагающихся им компенсаций и необходимых для выполнения работ средствах индивидуальной защиты.
4.2.4.12. Использовать механизмы самопроверки соблюдения требований трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе с применением электронных сервисов.
4.2.5. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
При заключении коллективных договоров и соглашений Работодатели и Профсоюзы в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, предусмотренные соответствующими соглашениями всех уровней, в том числе:
обеспечение безопасных условий труда работников;
предоставление оплачиваемого времени уполномоченным (доверенным) работникам по охране труда и членам комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения в рабочее время возложенных на них общественных обязанностей по контролю за состоянием условий и охраны труда;
предоставление дополнительно к установленным действующим законодательством компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
проведение обучения по вопросам охраны труда, специальной оценки условий труда представителей работодателя, профсоюзной организации, уполномоченных, членов комиссий по охране труда и проведению специальной оценки условий труда;
создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья при исполнении работниками трудовых обязанностей;
обеспечение условий для проведения производственной гимнастики и занятий физической культурой и спортом в организациях, участия трудовых коллективов в мероприятиях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне (ГТО)";
обеспечение льготным и бесплатным горячим, лечебно-профилактическим питанием работников;
обязательное заключение и финансовое обеспечение соглашения по охране труда, в том числе использование средств на осуществление обязательного социального страхования.
5. Молодёжная политика
5.1. Обязательства Сторон
5.1.1. Обеспечивать на территории Самарской области реализацию мероприятий региональной программы "Содействие занятости молодежи Самарской области" в рамках государственной программы Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 04.12.2018 N 748.
5.1.2. Содействовать обеспечению ежегодной занятости подростков в каникулы и в свободное от учебы время.
5.1.3. Способствовать участию представителей молодежи в деятельности органов местного самоуправления в Самарской области, профсоюзов (представительных органов работников) и коллегиальных органов управления организацией, предусматривать участие представителей работающей молодежи в комиссиях по ведению коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений.
5.1.4. Оказывать взаимную поддержку в организации культурно-массовых, трудовых, спортивных мероприятий, в организации досуга и отдыха молодежи, разработке и реализации молодежных программ и проектов, участию в олимпиадах, конкурсах, форумах, слетах.
5.1.5. Содействовать проведению мероприятий в области охраны здоровья молодёжи, пропаганды здорового образа жизни.
5.1.6. Развивать институты наставничества на территории Самарской области.
5.1.7. Обобщать и распространять положительный опыт работы с молодежью в организациях, расположенных на территории Самарской области.
5.1.8. Содействовать реализации молодежной политики, в том числе созданию молодежных объединений, молодежных советов (комиссий) в организациях, расположенных на территории Самарской области.
5.1.9. Способствовать реализации проектов по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и молодежи.
5.2. Обязательства Правительства
5.2.1. Осуществлять диверсификацию профессиональных образовательных программ в соответствии с кадровыми потребностями экономики и с учетом квалификационных требований работодателей к уровню готовности выпускников профессиональных образовательных организаций к профессионально-трудовой деятельности.
5.2.2. Оказывать организационное содействие в развитии деятельности студенческих отрядов в Самарской области.
5.2.3. Обеспечить реализацию государственной программы Самарской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2015 N 6.
5.2.4. Привлекать представителей Работодателей к работе в составе экспертных советов, аттестационных комиссий, осуществляющих итоговую аттестацию выпускников областных профессиональных образовательных организаций, и к оценке качества профессионального образования.
5.2.5. Совершенствовать и развивать систему профессиональной ориентации среди учащихся всех уровней обучения путем расширения масштабов профориентационной работы, в первую очередь, среди учащихся и выпускников общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций.
5.2.6. Реализовывать меры государственной поддержки кадрового потенциала и материального стимулирования молодых специалистов при поступлении на работу в сельскохозяйственную организацию, крестьянское (фермерское) хозяйство.
5.2.7. Обеспечивать предоставление мер поддержки молодым специалистам, а также работодателям, сохраняющим и (или) создающим новые рабочие места для молодых специалистов, в соответствии с действующим законодательством.
5.3. Обязательства Профсоюзов
5.3.1. Участвовать в обучении, переобучении незанятого населения, молодых работников, студентов, учащейся молодежи в частном учреждении Федерации профсоюзов Самарской области "Самарский институт профсоюзного движения".
5.3.2. Инициировать включение в коллективные договоры гарантий в целях привлечения, адаптации и закрепления в организациях Самарской области молодых специалистов (рабочих).
5.3.3. Осуществлять взаимодействие с органами службы занятости Самарской области и центрами карьеры (центрами содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций в целях информирования обучающихся об основах социально-трудового законодательства.
5.3.4. Принимать меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи.
5.3.5. Способствовать привлечению в ряды профсоюзов новых членов из числа работающей и учащейся молодежи.
5.3.6. Принимать меры по формированию кадрового резерва из числа молодых профсоюзных активистов.
5.3.7. Организовывать проведение трудовых, спортивных, культурно-массовых мероприятий для молодежи.
5.3.8. Вырабатывать и реализовывать меры поощрения молодежи из числа членов профсоюза, добившихся высоких показателей в труде и учебе.
5.4. Обязательства Работодателей
5.4.1. Оказывать поддержку профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования в развитии материально-технической базы при условии наличия финансовых средств, обеспечивать условия прохождения производственной практики для студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, стажировки педагогов и мастеров.
5.4.2. Содействовать трудоустройству безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников профессиональных образовательных организаций, ищущих работу впервые, способствовать временному их трудоустройству и проведению оплачиваемых общественных работ.
5.4.3. Содействовать организации системы наставничества на производстве в целях закрепления молодых специалистов на предприятиях.
5.4.4. Разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на трудоустройство и закрепление молодых кадров в организациях, поддержку молодых специалистов, проводить "дни открытых дверей", профориентационные экскурсии в организации для учащихся старших классов общеобразовательных организаций с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
5.4.5. Содействовать обеспечению временной занятости молодежи в свободное от учебы время и в период каникул.
5.4.6. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов на возмездной основе в качестве наставников при трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций и (или) образовательных организаций высшего образования.
5.4.7. Предусматривать в коллективных договорах или локальных нормативных актах организаций гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации для выпускников профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования в первые два года работы после окончания обучения.
5.4.8. Совместно с профсоюзными органами создавать в организациях советы (комиссии, комитеты) по работе с молодежью.
5.5. Обязательства Правительства и Работодателей
5.5.1. Способствовать проведению профориентационной работы, в том числе содействовать проведению экскурсий в организациях Самарской области по востребованным на рынке труда профессиям и трудоустройству молодежи, учащейся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Способствовать проведению специализированных ярмарок вакансий.
6. Социальное партнерство и координация действий Сторон
6.1. Обязательства Сторон
6.1.1. Способствовать:
заключению и реализации отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров организаций;
эффективной работе территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
вовлечению более широкого круга работодателей в систему социального партнерства на территории Самарской области;
проведению обучения сторон социального партнерства нормам и правилам коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;
развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Самарской области.
6.1.2. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях по социально-экономическим вопросам.
6.1.3. Обеспечивать представителям Сторон возможность принимать участие на всех уровнях в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
6.1.4. Способствовать предотвращению коллективных трудовых конфликтов в рамках действующих комиссий, рабочих групп.
6.1.5. Проводить согласованную политику по укреплению действующих объединений профсоюзов и работодателей муниципальных образований в Самарской области.
6.1.6. Проводить ежегодную работу по оценке эффективности социального партнерства на региональном уровне.
6.2. Обязательства Правительства
6.2.1. Привлекать представителей Сторон к участию в работе комиссий, рабочих групп, образованных органами исполнительной власти Самарской области, при рассмотрении социально значимых вопросов.
6.2.2. Органам исполнительной власти Самарской области направлять разработанные ими проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, документы и материалы, необходимые для их обсуждения, на рассмотрение в Самарскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
6.3. Обязательства Профсоюзов
6.3.1. При разрешении трудовых конфликтов отдавать предпочтение проведению переговоров и примирительных процедур.
6.3.2. Разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере социально-трудовых отношений и социального партнерства.
6.3.3. Добиваться заключения коллективного договора в каждой организации, которая имеет первичный профсоюзный орган, осуществлять контроль за его выполнением.
6.3.4. Участвовать в работе коллегиальных органов министерств и ведомств Самарской области, рассматривающих вопросы социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
6.4. Обязательства Работодателей
6.4.1. Признавать необходимость соблюдения прав и гарантий профсоюзной деятельности, не препятствовать созданию и функционированию профсоюзных организаций в организациях независимо от их организационно-правовых форм. Оказывать содействие в укреплении действующих первичных профсоюзных организаций путем создания надлежащих условий их деятельности и предпосылок к росту численности членов профсоюзов.
6.4.2. При наличии письменных заявлений работников вне зависимости от членства в профсоюзной организации ежемесячно и бесплатно одновременно с начислением заработной платы перечислять на счета профсоюзов членские профсоюзные взносы и денежные средства из заработной платы работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми соглашениями.
6.4.3. Способствовать формированию территориальных объединений работодателей во всех муниципальных образованиях в Самарской области с целью более активного участия работодателей в решении социально-экономических вопросов.
6.4.4. Участвовать в работе по заключению отраслевых (межотраслевых) соглашений, коллективных договоров и обеспечивать реализацию их положений.
6.4.5. Обеспечивать условия для осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства.
6.4.6. Безвозмездно предоставлять выборным профсоюзным органам первичной профсоюзной организации необходимые условия для осуществления уставной деятельности, предусмотренные статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации.
6.4.7. Безвозмездно предоставлять выборным профсоюзным органам первичной профсоюзной организации, отраслевым организациям профсоюзов запрашиваемую ими информацию по социально-трудовым вопросам.
6.4.8. Способствовать заключению коллективных договоров в организациях - членах региональных объединений работодателей и Союза "Торгово-промышленная палата Самарской области".
6.5. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
6.5.1. Выступать с инициативой по заключению коллективных договоров в организациях Самарской области.
II. Организация контроля за выполнением Соглашения
1. Стороны на заседаниях Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) совместно определяют меры по реализации обязательств настоящего Соглашения с указанием ответственных и сроков выполнения.
2. Средства, направляемые на реализацию обязательств Сторон, предусматриваются областным бюджетом, планами хозяйственной деятельности организаций и сметами профсоюзных организаций соответственно.
3. Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения обязательств по Соглашению и принимает соответствующие решения.
4. Организация контроля за выполнением индивидуальных обязательств Сторон осуществляется каждой из Сторон самостоятельно в соответствии с ее функциями и организационными принципами деятельности. Информация об итогах проведенного Сторонами контроля направляется в секретариат Комиссии.
5. Контроль за выполнением Правительством обязательств по Соглашению, а также решений Комиссии, принимаемых во исполнение Соглашения, осуществляется секретариатом Комиссии, который ежегодно информирует Стороны о ходе выполнения обязательств и решений на заседаниях Комиссии.
6. Стороны через средства массовой информации регулярно информируют население Самарской области о своей деятельности по развитию социального партнерства, результатах работы по выполнению Соглашения.
7. В целях выполнения обязательств по Соглашению Стороны на основе взаимных консультаций осуществляют контроль за выполнением социально значимых государственных программ Самарской области, разрабатывают соответствующие предложения, принимают необходимые решения и добиваются их выполнения.
8. В целях дальнейшего развития системы социального партнерства, повышения ее эффективности, непосредственного воздействия на решение социально-экономических проблем развития Самарской области Стороны обязуются проводить консультации по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики.
III. Заключительные положения
1. Лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по Соглашению, непредставлении информации, необходимой для осуществления контроля за выполнением Соглашения, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Внесение изменений в Соглашение производится по взаимному согласию Сторон. Предложения о внесении изменений рассматриваются Сторонами в 30-дневный срок со дня поступления предложений и утверждаются на очередном заседании Комиссии.
3. Текст Соглашения и предложение работодателям, не участвовавшим в заключении данного Соглашения, присоединиться к нему публикуются в газете "Волжская коммуна".
4. Соглашение вступает в силу с 1 января 2024 года и действует по 31 декабря 2026 года.
1 В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Совершено в г. Самаре 19.12.2023 в трех подлинных экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон.
Губернатор |
Председатель |
Президент |
|
|
|
Д.И. Азаров |
Д.Г. Колесников |
А.В. Гусев |
Работодателям
Самарской области
В Самарской области заключено и действует Самарское областное трехстороннее соглашение между Правительством Самарской области, Областным союзом "Федерация профсоюзов Самарской области" и Ассоциацией "Союз работодателей Самарской области" о регулировании социально-трудовых отношений в 2024-2026 годах (далее - Соглашение).
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в департаменте трудовых отношений министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области (от 19.12.2023 N 00052023), опубликовано в настоящем номере газеты "Волжская коммуна" и размещено на официальном сайте министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области www.trud.samregion.ru.
В соответствии со статьей 7 Закона Самарской области от 10.10.2012 N 90-ГД "О социальном партнерстве в сфере труда на территории Самарской области" предлагаю работодателям Самарской области, не участвовавшим в заключении данного Соглашения, присоединиться к нему.
Обращаю внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области работодателями, не участвовавшими в заключении Соглашения, не будет представлен в установленном частью 6 статьи 7 Закона Самарской области "О социальном партнерстве в сфере труда на территории Самарской области" порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению, то Соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
И.В. Никишина |
Министр. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Самарское областное трехстороннее соглашение между Правительством Самарской области, Областным союзом "Федерация профсоюзов Самарской области" и Ассоциацией "Союз работодателей Самарской области" о регулировании социально-трудовых отношений в 2024-2026 годах от 19 декабря 2023 г.
Вступает в силу с 1 января 2024 г. и действует по 31 декабря 2026 г.
Опубликование:
газета "Волжская коммуна" от 22 декабря 2023 г. N 207