г. Краснодар |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А53-24941/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Малыхиной М.Н. и Тамахина А.В., при ведении протокола помощником судьи Дубницкой Д.А. и участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (ИНН 6167049710, ОГРН 1026103159840) - Закурка А.В. (доверенность от 03.02.2020), в отсутствие ответчика - акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (ИНН 7703702341, ОГРН 1097746390224), третьих лиц - федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны России", публично-правовой компании "Военно-строительная компания", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Главное управление обустройства войск" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу N А53-24941/2021, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Главное управление обустройства войск" (далее - управление) о взыскании 2 344 923 рублей 67 копеек задолженности за поставленный в марте 2021 года газ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны России" и ППК "Военно-строительная компания".
Решением от 03.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.04.2022, принят отказ истца от иска в части взыскания 329 210 рублей 89 копеек в связи с погашением управлением указанной части долга, с ответчика в пользу истца взыскано 2 015 712 рублей 78 копеек задолженности, а также 34 725 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, собственником котельной до передачи управлению на завершение работ выступал технический заказчик Министерства обороны Российской Федерации - Региональное управление заказчика капитального строительства Южного военного округа. Так как государственный контракт расторгнут сторонами, у ответчика с даты возврата строительной площадки отсутствует доступ к котельной, вырабатываемая теплоэнергия поставляется на объекты заказчика. Ответчик не являлся потребителем газа, поставленного в марте 2021 года.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество (поставщик) и управление (покупатель) заключили договор поставки газа от 01.02.2019 N 43-3-05842/19-Н, по условиям которого поставщик обязуется поставлять с 01.02.2019 по 30.06.2019, а покупатель получать в общем потоке (отбирать) и оплачивать поставщику газ в согласованных объемах для проведения пусконаладочных работ по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр-кт Деволана, д. 35.
Согласно пункту 6.1 договора цена на газ на выходе из сетей газораспределения газораспределительной организации формируется из регулируемых оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям (ТТГ), специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации (СН) (с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки), установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Оптовые цены определяются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования цен (тарифов) с учетом установленных предельных уровней и соответствуют максимальному уровню.
Согласно пункту 6.4.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 15.05.2020 окончательный платеж за фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных покупателем в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, осуществляется в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, и рассчитывается как разница между фактической стоимостью по договору, определенной товарной накладной по форме Газторг-12, актом сдачи-приемки услуг по транспортировке газа, и произведенной оплатой (или авансовыми платежами).
В марте 2021 года истец поставил ответчику 30,660 тыс. куб. м газа на сумму 2 344 923 рубля 67 копеек.
Поскольку управление не оплатило задолженность в добровольном порядке, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец заявил ходатайство об отказе от исковых требований в части 329 210 рублей 89 копеек в связи с погашением ответчиком указанной части долга. Отказ принят судом, производство по делу в названной части прекращено.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Кодекса).
На основании статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставка газа проводится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение названного Федерального закона.
Как указано в пункте 30 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с данными Правилами.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, установив факт поставки газа и его частичной оплаты, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности требований общества и взыскали 2 015 712 рублей 78 копеек.
Отклоняя довод ответчика о том, что управление не является потребителем поставленного в марте 2021 года газа, а обязательство по оплате лежит на собственнике котельной - Региональном управлении заказчика капитального строительства Южного военного округа, суды указали, что обязательство по договору, заключенному истцом и ответчиком, не прекращено ни по одному из указанных в Кодексе оснований, соглашения о расторжении договора поставки газа стороны не заключали. С требованием об изменении или о расторжении договора в порядке статьи 452 Кодекса ответчик не обращался.
В соответствии с пунктом 11.6 в случае прекращения или досрочного расторжения договора (исключения объекта из договора) покупатель обязан самостоятельно прекратить отбор газа. Покупатель направляет заявление о расторжении договора (исключении объекта) в адрес территориального участка или центрального офиса поставщика для вызова представителя участка с целью снятия контрольных показаний узла учета расхода газа и опломбирования газоиспользующего оборудования.
В материалы дела представлены доказательства, из которых следует, что управление после передачи строительной площадки 05.03.2021 самостоятельно отбор газа не прекратило, продолжало его получать, не вызывало представителей поставщика для снятия показаний приборов учета и опломбировки оборудования.
ППК "Военно-строительная компания" представила в материалы дела ответы ООО "УК "ЖКО Уют"" от 11.01.2021 N 1, 965 отдела Государственного технического надзора от 27.10.2021 N 34/1611, из которых следует, что в целях оказания услуг по предоставлению теплоносителя для подогрева систем отопления и горячего водоснабжения эксплуатация котельной в спорный период осуществлялась управлением за счет собственных средств (т. 1, л. д. 121 - 123).
При таких обстоятельствах требования общества правомерно удовлетворены за счет управления.
Основания для изменения или отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу N А53-24941/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (ИНН 7703702341, ОГРН 1097746390224) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Кодекса).
На основании статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставка газа проводится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение названного Федерального закона.
Как указано в пункте 30 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с данными Правилами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2022 г. N Ф08-7639/22 по делу N А53-24941/2021