г. Краснодар |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А15-762/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Маркиной Т.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер"" (ИНН 0572012959, ОГРН 1160571051376), заинтересованного лица - Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан (ИНН 0541023580, ОГРН 1020502631599), третьих лиц - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и временного управляющего Рамазанова Дуньямудина Мухтаровича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при рассмотрении кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер"" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по делу N А15-762/2021, установил следующее.
ООО управляющая компания "Лидер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее - административный орган, учреждение) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в предусмотренный законодательством срок, об обязании незамедлительно в кратчайшие сроки утвердить предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - министерство) и временный управляющий Рамазанов Дуньямудин Мухтарович.
Решением от 18.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием совокупности обстоятельств необходимых для признания оспариваемого бездействия административного органа незаконным.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, дело направить на новое рассмотрение, полагая, что судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу. По мнению подателя кассационной жалобы, протокол заседания правления (коллегии) административного органа не является решением тарифного органа; отсутствие статуса регионального оператора у общества не делает бездействие административного органа законными; бездействие учреждения лишило общества права на защиту своих интересов путем обжалования тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в судебном порядке.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество и министерство заключили Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29.11.2018 (далее - соглашение), в соответствии с которым, общество являлось региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Республики Дагестан по центральной зоне МЭОК 1 и МЭОК 2 (г. Махачкала, г. Каспийск, г.Буйнакск, Буйнакский район, г. Кизилюрт, Кизилюртовский район, Унцукульский район, Кумторкалинский район).
30 июля 2020 года общество обратилось к учреждению с предложением об установлении предельного тарифа в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2021 - 2023 годы, с приложением необходимых материалов.
Согласно действовавшей в 2019 году Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Республики Дагестан, утвержденной приказом министерства от 21.09.2016 N 377 (далее - Территориальная схема), схема потоков отходов в Республике Дагестан предполагает их обязательное захоронение на полигонах в районе г. Кизляр (оператор МУП "Спецавтохозяйство") и в районе г. Избербаш (оператор ООО "ГринТау"). Расходы региональных операторов по транспортировке ТКО до указанных полигонов учтены учреждением при расчете тарифов в сфере обращения с ТКО на 2019 год.
По итогам анализа отчетной информации регионального оператора (общества) учреждение установило, что из 329203,07 тонн ТКО фактически на полигоне захоронения размещено только 40000 тонн ТКО (12,2%), остальная масса ТКО, согласно пояснительной записке общества, размещалась на полигонах временного хранения. 18.12.2020 на заседании Правления учреждения рассмотрен вопрос об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми на коммунальными отходами на территории Республики Дагестан. Согласно протоколу заседания Правления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан (в режиме видеоконференции) от 18.12.2020 N 24, по результатам проведенной учреждением экспертизы, представленных обществом материалов, тарифы сложились в виде отрицательных значений, что обусловлено корректировкой необходимой валовой выручки по итогам работы предприятия за 2019 год (исключены необоснованные доходы, возникшие в связи с не размещением большей части ТКО на полигоне захоронения в районе г. Избербаш, а также, понесены за указанный период экономически необоснованные расходы). Установив указанные обстоятельства, учреждение пришло к выводу о том, что утверждение тарифов с отрицательным значением для действующих региональных операторов Республики Дагестан не представляется возможным. Информацию об отказе в утверждении тарифов по обращению с ТКО в зоне деятельности регионального оператора (общества) на 2021 год учреждение опубликовало на сайте 15.01.2021.
Уведомлениями от 25.01.2021 N 15-02-236/21 и N 15-02-237/21, в связи с непредставлением обществом безотзывной банковской гарантии на 2021 год, а также неисполнением с 14.01.2021 обществом абзацев 3 и 12 пункта 2.4 Соглашения, Министерство известило общество об одностороннем отказе от исполнения Соглашения.
Приказом министерства от 04.02.2021 N 25 муниципальному бюджетному учреждению "Махачкала-1" присвоен статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора по обращению с ТКО с заключением Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Центрального II межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса Республики Дагестан, включающего в себя муниципальные образования: Буйнакский район, городской округ "город Буйнакск", городской округ "город Кизилюрт", городской округ "город Махачкала" - Кировский район, "Кизилюртовский район, "Кумторкалинский район, Унцукульский район на срок с 04.02.2021 по 31.12.2021 включительно. Постановлением учреждения от 16.02.2021 N 01 утверждена производственная программа ООО "Грин Тау" г. Избербаш на 2021 год, установлены и введены в действие предельные тарифы на захоронение ТКО для ООО "Грин Тау".
Полагая, что бездействие административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, к установленным по данному делу фактическим обстоятельствам правильно применили нормы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункт 3, 6, 17, 19 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - постановление N 484) и, сделали вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Судебные инстанции установили, что постановления службы по тарифам об установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора являются решениями уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Оценив представленный в материалы дела протокол заседания службы от 18.12.2020 N 24 и установив, что согласно проведенной службой экспертизе представленных обществом материалов, тарифы сложились в виде отрицательных значений, что обусловлено корректировкой необходимой валовой выручки по итогам работы предприятия за 2019 год и послужило основанием для принятия службой решения об отсутствии возможности утверждения тарифов с отрицательным значением для действующих региональных операторов Республики Дагестан, информация о котором опубликована на официальном сайте РСТ Дагестана 15.01.2021, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия службы по тарифам, выразившегося в неустановлении предельного тарифа за услуги регионального оператора по обращению с ТКО. При этом судебные инстанции не установили совокупность обстоятельств, необходимых для вывода о признании незаконным оспариваемого обществом бездействия службы.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии в данном случае оснований для удовлетворения требования общества об обязании службы утвердить предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Судебные инстанции установили, что приказами Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 25.01.2021 N 07 и N 08 общество лишено статуса регионального оператора и пришли к выводу об отсутствии у общества охраняемого законом интереса, средством защиты которого выступают заявленные им по данному делу требования. Доказательства обратного общество не представило.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одним из обязательных обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении заявления о признании незаконным бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, наряду с несоответствием такого бездействия закону или иному нормативному акту является также неблагоприятное, для обращающихся с таким заявлением лиц, последствие в виде нарушения их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, как следует из системного толкования положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания данного обстоятельства возложено на лицо, обратившееся с таким заявлением.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов двух инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Ссылка общества на решении Советского районного суда г. Махачкалы от 14.09.2021 N 2а-4958/2021 не принята судом кассационной инстанции, ввиду иных фактических обстоятельств.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по делу N А15-762/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А. Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, к установленным по данному делу фактическим обстоятельствам правильно применили нормы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункт 3, 6, 17, 19 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - постановление N 484) и, сделали вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 октября 2022 г. N Ф08-11064/22 по делу N А15-762/2021
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11064/2022
04.07.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1693/2021
18.04.2022 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-762/2021
09.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1693/2021