г. Краснодар |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А63-10974/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от третьего лица - управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю - Шавырина В.В. (доверенность от 01.08.2022), в отсутствие истца - администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края (ИНН 2607022471, ОГРН 1172651025205), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Строй-Град" (ИНН 2632110322, ОГРН 1182651000916), третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз и контроля", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по делу N А63-10974/2021, установил следующее.
Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к ООО "Строй-Град" (далее - общество) с требованием взыскать 10 631 406 рублей 05 копеек денежных средств, выплаченных обществу за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов за фактически не выполненный, а также некачественно выполненный объем работ по муниципальному контракту от 27.05.2019 N ЭА-39, а также 633 815 рублей 40 копеек штрафных санкций (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации т. 3, л. д. 36).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Центр независимых экспертиз и контроля" (осуществлявшее строительный контроль на объекте) и управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - казначейство) (проводившее проверку, на основании выводов которой истец обратился с иском в суд).
Решением от 08.04.2022, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 15.08.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, казначейство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В кассационной жалобе казначейство выражает несогласие с выводами судебных инстанций, сделанными на основании оценки доказательств, и указывает, что представленное истцом в обоснование заявленных требований заключение АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490 является допустимым доказательством по делу и достаточным для вывода о некачественности работ.
По мнению казначейства, акт отбора проб от 30.12.2020, содержащийся в заключении АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490, содержал все необходимые сведения для проведения экспертизы. Податель жалобы, выражая несогласие с заключением судебной экспертизы судебно-экспертной лаборатории ООО "Стройгеоэксперт" от 30.12.2021 N 61-10/21Э по мотиву неполноты экспертных исследований, указывает, что суды, в нарушение норм процессуального права, при наличии в материалах дела экспертного заключения АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490, являющегося доказательством некачественного производства ответчиком работ, и проводимого управлением в рамках внутреннего государственного контроля, тем не менее, приняли во внимание заключение судебной экспертизы. При этом казначейство указывает, что о назначении дополнительной или повторной экспертизы не заявляло, поскольку считало заключение АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490 обоснованным и соответствующим статье 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы, изложенные в кассационной жалобе казначейства, сводятся к тому, что обжалуемые судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на несостоятельность ее доводов, законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, а также на то, что доводы кассационной жалобы дублируют доводы, приведенные казначейством в суде первой и апелляционной инстанций, не содержат фактов, которые не были проверены судами, и направлены на переоценку доказательств.
В судебном заседании представитель казначейства настаивал на доводах жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя казначейства, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды установили и материалам дела соответствует, что администрация (заказчик) и общество (подрядчик) заключили муниципальный контракт от 27.05.2019 N ЭА-39 по ремонту автодороги "Изобильный-Староизобильная-Смыков" на участке км 0+000-км 6+000, по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательства по ремонту автодороги, а заказчик принимает на себя обязательства обеспечить приемку и оплатить работы в соответствии с условиями контракта.
Цена контракта составляет 63 381 539 рублей 89 копеек (пункт 3.1 контракта).
Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что начало выполнения работ - с момента заключения муниципального контракта; окончание работ до 30.09.2019 включительно. Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно.
Согласно пункту 6.4 контракта заказчик обеспечивает приемку лицом, осуществляющим строительный контроль предъявленных подрядчиком выполненных работ по ремонту автомобильной дороги с периодичностью не реже одного раза в месяц. Приемка выполненных работ осуществляется и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТов, СНиПов, ВСН, технической документации и правилами приемки работ с составлением соответствующих актов и справок установленной формы N КС-2 и КС-3.
Согласно пункту 6.10 контракта приемка законченного ремонтом объекта осуществляется приемочной комиссией и оформляется актом приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги (форма N А1).
Платежи в рамках контракта осуществляются заказчиком на основании предъявленных подрядчиком и принятых лицом, осуществляющим строительный контроль, объемов выполненных работ (пункт 7.1 контракта).
Ответственность сторон предусмотрена разделом 8 контракта.
Согласно пункту 8.4.1 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа рассчитывается в виде фиксированной суммы - 1% начальной (максимальной) цены контракта (в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) и составляет 633 815 рублей 40 копеек.
Ответчиком выполнены принятые на себя обязательства в полном объеме, что подтверждается актами о приемке выполненных работ формы КС-2, справками формы N КС-3 (т. 1, л. д. 31 - 75).
Оплата работ произведена на сумму 63 381 539 рублей 89 копеек, что подтверждается соответствующими платежными поручениями, и не оспаривается сторонами.
В соответствии с приказом казначейства от 03.11.2020 N 297-к/р в отношении администрации проведена внеплановая проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" за 2019 - истекший период 2020 года, результаты которой оформлены актом от 28.12.2020.
К проведению контрольных мероприятий в качестве экспертов привлечены специалисты Автономной некоммерческой организации "Центр экспертизы и исследований "Услуги государственным и муниципальным структурам"" (далее - АНО "УГМ-С").
В результате проверки выявлено, что администрация приняла и оплатила фактически невыполненные и выполненные некачественно работы по муниципальному контракту от 27.05.2019 N ЭА-39 на общую сумму 10 631 406 рублей 05 копеек (приняла и оплатила фактически не выполненные объемы работ по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, выявленные в результате экспертизы асфальтобетонной смеси; приняла и оплатила работы по установке дорожных знаков с нарушением требований ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"; приняла и оплатила некачественно выполненные работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в части несоответствия показателей водонасыщения и коэффициента уплотнения примененной асфальтобетонной смеси требованиям нормативных правовых актов).
По результатам вышеуказанной проверки, с учетом экспертного заключения АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490, казначейством в адрес администрации вынесено представление от 16.02.2021 N 18-23-11/2542 об устранении установленных в ходе проверки нарушений и возврата в бюджет излишне оплаченных денежных средств (т. 1, л. д. 126 - 128).
В связи с установленными экспертной организацией АНО "УГМ-С" недостатками, администрация направила обществу претензию от 13.05.2021 N 05-4/6260, в которой указала на необходимость возвратить денежные средства, выплаченные за счет средств федерального бюджета за фактически невыполненные, а также ненадлежащим образом выполненные объемы работ, либо выполнить работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги (т. 1, л. д. 12).
Кроме того, администрация направила в адрес общества претензию от 17.05.2021 N 05-4/6421 об уплате штрафных санкций в размере 633 815 рублей 40 копеек в результате выявленных недостатков в ходе проверки выполненных работ по контракту (т. 1, л. д. 15 и 16).
В ответном письме от 11.06.2021 N 45 общество указало на необоснованность предъявленных требований и о назначении нотариальным постановлением от 07.06.2021 N 26АА4481935 экспертизы для определения соответствия выполненных работ действующим нормам и правилам.
Администрация направила обществу дополнительную претензию от 16.07.2021 N 01-7/9677 о возврате денежных средств, необоснованно выплаченных за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов по выявленным недостаткам в ходе проверки выполнения работ по муниципальному контракту от 27.05.2019 N ЭА-39 на общую сумму 10 631 406 рублей 05 копеек, из которых: 7 100 490 рублей 59 копеек - средства федерального бюджета; 2 999 345 рублей 16 копеек - средства краевого бюджета; 531 570 рублей 30 копеек - средства местного бюджета (т. 3, л. д. 60).
Поскольку претензии администрации оставлены обществом без удовлетворения, данное обстоятельство послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с иском.
В обоснование исковых требований администрация представила акт внеплановой выездной проверки контрольно-ревизионного отдела УФК по Краснодарскому краю от 28.12.2020 (т. 5, л. д. 8 - 63), представление УФК по Краснодарскому краю от 16.02.2021 N 18-23-11/2542 об устранении установленных в ходе проверки нарушений и возврата в бюджет излишне оплаченных денежных средств (т. 1, л. д. 126), а также экспертное заключение АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490 (т. 4, л. д. 1 - 61), которым установлено, что в результате анализа результатов лабораторных испытаний проб асфальтобетона, отобранного из покрытия автомобильной дороги, обнаружены несоответствия требованиям действующей нормативной документации, а именно: количество отклонений от проектных значений превышающих 5 мм в сторону уменьшения толщины слоя асфальтобетонного покрытия составляет 58%, что превышает нормативные требования, установленные Приложением А к СП 78.133330.2012 ""Автомобильные дороги". Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (с Изменением N 1)"; водонасыщение образцов-кернов, отобранных из верхнего слоя покрытия на участках отбора и переформованных образцов, изготовленных из пробы асфальтобетона, отобранного из верхнего слоя покрытия на участке отбора проб не соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия"; коэффициент уплотнения асфальтобетона, отобранного из верхнего слоя покрытия на участках отбора проб не соответствует требованиям СП 78.133330.2012 "Автомобильные дороги"; строительные материалы, примененные на объекте не соответствуют требованиям муниципального контракта от 27.05.2019 N ЭА-39 по показателям: водонасыщение образцов-кернов, отобранных из верхнего слоя покрытия на участках отбора и переформованных образцов, изготовленных из пробы асфальтобетона, отобранного из верхнего слоя покрытия на участке отбора проб не соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013 (т. 4, л. д. 59 - 61).
Возражая против заявленных администрацией требований, и выражая несогласие с представленным истцом экспертным заключением АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490, ответчик представил акты освидетельствования скрытых работ, ведомость контрольных измерений и испытаний, произведенных при приемке законченных работ, акты освидетельствования конструкций, протоколы испытания образцов асфальтобетона, сертификаты качества (т. 6, л. д. 120 - 168), а также заключение специалиста-эксперта АНО "Экспертно-консультационное бюро" Якимова И.А. от 10.09.2021 N 97/09/21Э, сделанного по результатам исследования заключения АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N100279796120000490, из содержания которого следует, что экспертное исследование от 16.12.2020 не является полным, всесторонним и объективным, не соответствует требованиям Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ. Кроме того, ответчик, указывая, что представленное истцом заключение АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490 (экспертиза строительных материалов "асфальтобетонных смесей", использованных для устройства асфальтобетонного покрытия) является ненадлежащим доказательством по делу, ходатайствовал о проведении судебной экспертизы (т. 5, л. д. 106).
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что между сторонами возник спор относительно объема и качества выполненных работ, и, учитывая, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу, руководствуясь пунктом 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определением от 11.10.2021 назначил судебную экспертизу, проведение которой поручил экспертам судебно-экспертной лаборатории ООО "Стройгеоэксперт" - Попенко С.В. и Вислогузову А.А.
По результатам проведенной судебной экспертизы экспертами составлено заключение от 30.12.2021 N 61-10/21Э, согласно которому объем и качество выполненных ООО "Строй-Град" работ в рамках муниципального контракта от 27.05.2019 N ЭА-39 соответствуют условиям контракта, а так же требованиям действующего законодательства СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги", ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", регулирующего дорожно-строительные работы, ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. ГОСТ Р 58653-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования. СП 48.13330.2011 "Организация строительства". Эксперты указали, что замены строительных материалов, а так же не выполненных работ на объекте не установлено; отсутствуют работы, которые не соответствуют требованиям муниципального контракта N ЭА-39 от 27.05.2019. Выявленные дефекты по восстановлению покрытия дорожной одежды площадью 94 м2 должны быть устранены в рамках гарантийных обязательств, которые вызваны в результате эксплуатационных воздействий (интенсивная нагрузка на полотно, механические повреждения дорожных знаков) (т. 7, л. д. 68 и 69).
Исследовав и оценив заключение судебной экспертизы, с учетом пояснений экспертов, суд признал его надлежащим и достоверным доказательством по делу, соответствующим требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав, что экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства о проведении судебной экспертизы;
в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос, не допускающий, с учетом доказательств, имеющихся в материалах дела, противоречивых выводов или неоднозначного толкования; доказательств некомпетентности назначенной судом экспертной организации в материалы дела не представлено; эксперты в установленном законом порядке предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Выводы заключения судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не оспаривались. О назначении повторной или дополнительной экспертизы стороны не ходатайствовали.
Разрешая спор, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание заключение судебной экспертизы, в том числе выводы экспертов о надлежащем объеме и качестве выполненных обществом работ, а также о том, что замены строительных материалов не выявлено, установил, что предусмотренные контрактом работы выполнены обществом в согласованном контрактом объеме, качество которых соответствует требованиям действующего законодательства и контракта, на основании чего пришел к выводу об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения, в связи с чем, руководствуясь статьями 702, 763, 746, 753, 720, 711, 721, 309, 310, пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса, положениями статей Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), отказал в удовлетворении заявленных администрацией требований.
В кассационной жалобе казначейство, выражая несогласие с произведенной судами оценкой доказательств, указывает, что представленное администрацией в обоснование заявленных требований заключение АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490 является допустимым доказательством по делу и достаточным для вывода о некачественности работ. Податель жалобы, также выражая несогласие с заключением судебной экспертизы судебно-экспертной лаборатории ООО "Стройгеоэксперт" от 30.12.2021 N 61-10/21Э по мотиву неполноты экспертных исследований, указывает, что суды, в нарушение норм процессуального права, при наличии в материалах дела экспертного заключения АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490, являющегося доказательством некачественного производства ответчиком работ, и проводимого управлением в рамках внутреннего государственного контроля, тем не менее, приняли во внимание только заключение судебной экспертизы, в связи с чем, полагает, что обжалуемые судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, судебная коллегия кассационного суда не установила оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса бюджетом является форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Указанный принцип получил особое развитие в законодательстве, связанном с обеспечением государственных и муниципальных нужд.
В статье 1 Закона N 44-ФЗ указано, что названный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Обращаясь в арбитражный суд с иском, администрация указывала, что по результатам проверки, проведенной казначейством, выявлены факты нарушения норм бюджетного законодательства, связанные с оплатой работ некачественно выполненных ответчиком работ и не выполненных работ, то есть установлено неэффективное использование бюджетных средств.
Иск направлен на устранение нарушения принципа эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов и судебную оценку фактов, содержащихся в предписании органа государственного финансового (бюджетного) контроля, в целях установления в рамках состязательного судебного разбирательства баланса интересов сторон спорных правоотношений.
Последующий финансовый (бюджетный) контроль является важным элементом бюджетных отношений, в том числе, связанных с государственным закупками.
Указанные требования законодательства известны участникам отношений в сфере государственных закупок и формируют у добросовестных участников таких отношений определенные разумные ожидания, связанные с результатами такого контроля в публичных интересах.
При этом, поскольку последующий финансовый (бюджетный) контроль направлен на реализацию публично-значимых целей бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках, а именно - на защиту общего публичного интереса в экономичном и эффективном расходовании бюджетных средств при государственных закупках, действия сторон частноправового характера (подписание соответствующих актов приемки, соглашений и т.п.) сами по себе не могут нивелировать публично-значимые цели.
Данный правовой подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2021 N 305-ЭС21-5987, от 17.01.2022 N 302-ЭС21-17055, от 22.12.2021 N 305-ЭС21-7750.
Однако нормы не только бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках, но и гражданского законодательства, а также судебная практика ориентируют суды на установление в подобных случаях баланса частных и публичных интересов.
Следовательно, факты, установленные в рамках последующего финансового (бюджетного) контроля и влияющие на отношения сторон по исполнению государственного контракта, подлежат судебной оценке на основе необходимых процессуальных средств, предусмотренных законодательством, в том числе, при необходимости может быть назначена судебная экспертиза.
По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ.
В пункте 12 Информационного письма N 51 содержится разъяснение, в соответствии с которым наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
Указанное разъяснение в совокупности с рядом норм Гражданского кодекса, в частности - статьями 753 - 756, направлено на защиту заказчика от недобросовестных действий подрядчика и не препятствует ему заявить в суде возражения по качеству, объему и стоимости работ, что и было осуществлено заявителем в рамках настоящего дела.
При этом баланс интересов сторон спорных отношений соблюдается и не несет для ответчика чрезмерное бремя - добросовестный исполнитель всегда имеет возможность доказать законность и добросовестность своих действий: соразмерность стоимости работ их объему, обоснованность/экономность (по смыслу законодательства о государственных закупках) стоимости работ и материалов, соответствие качества выполненных работ согласованным условиям, а значит соответствие полученных средств согласованным сторонами требованиям к качеству, соответствие оплаты фактически достигнутому качеству, равно как и иные обстоятельства, опровергающие чрезмерность расходов.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной внеплановой выездной проверки контрольно-ревизионного отдела УФК по Краснодарскому краю, с учетом экспертного заключения АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490, составлен акт от 28.12.2020, из которого следует, что казначейством выявлены некачественно выполненные работы и не выполненные по контракту работы (т. 5, л. д. 8 - 63), в связи с чем, казначейством в адрес администрации вынесено представление от 16.02.2021 N 18-23-11/2542 об устранении установленных в ходе проверки нарушений и возврата в бюджет излишне оплаченных денежных средств.
Так, полагая, что предоставленное истцом в обоснование заявленных требований экспертное заключение АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490 не является допустимым доказательством по делу, ответчик ходатайствовал о проведении судебной экспертизы.
Ввиду имеющегося между сторонами спора относительно объема и качества выполненных работ, удовлетворяя ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, суд первой инстанции исходил из того, что для правильного разрешения спора требуются специальные познания, которыми суд не обладает.
Проведение экспертизы поручено экспертам судебно-экспертной лаборатории ООО "Стройгеоэксперт"; на разрешение экспертов поставлены вопросы относительно соответствия объема и качества фактически выполненных обществом работ условиям контракта; эксперты в установленном законом порядке предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Казначейство, как и другие лица, участвующие в деле, и заинтересованные в исходе спора, не было лишено возможности представлять вопросы в суд первой инстанции для постановки их перед экспертами, участвовать в их обсуждении, представлять доказательства, а в случае несогласия с заключением судебной экспертизы заявлять ходатайства о проведении дополнительной или повторной экспертизы, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, пользоваться иными процессуальными правами.
Между тем, ни казначейство, ни администрация (представитель которой присутствовал при проведении отбора проб асфальтобетона в рамках проведения судебной экспертизы (т. 7, л. д. 35), о назначении повторной или дополнительной экспертизы не ходатайствовали, в связи с чем, доводы казначейства о том, что заключение судебной экспертизы не является надлежащим доказательством ввиду неполноты исследования, не могут быть приняты во внимание кассационным судом.
Совокупность имеющихся в деле доказательств позволила судам прийти к выводу, что на стороне ответчика отсутствует неосновательное обогащение, поскольку общество доказало, что работы по контракту выполнены в объеме, согласованном в контракте, а качество работ соответствует, как условиям контракта, так и требованиям действующего законодательства к эксплуатационному состоянию дорог.
Отклоняя ссылку администрации и казначейства на внесудебное негосударственное заключение АНО "УГМ-С" от 16.12.2020 N 100279796120000490, суды указали, что оно не может быть принято в качестве достоверного и надлежащего доказательства некачественного выполнения ответчиком работ, поскольку исходя из наименования экспертизы, ее содержания, и содержания поставленных перед экспертами вопросов следует, что АНО "УГМ-С" было поручено проверить соответствие качества строительных материалов (их плотности, показателей физико-механических свойств и т.п.), а не объемов выполненных работ (толщины слоев по объекту ремонта и т. п); кроме того, суды указали, что при отборе проб лица, подготовившие заключение, не присутствовали; отсутствие фиксации в акте отбора проб от 03.12.2020 используемых при последующем исследовании сведений о размере, объеме вырубок, подтверждает неустранимость сомнений в достоверности исследования, в том числе, ввиду невозможности проверки результатов.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции признает несостоятельными и отклоняет в полном объеме доводы казначейства о том, что судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, а также о том, что в судебных актах не отражена оценка внесудебного негосударственного заключения АНО "УГМ-С"
от 16.12.2020 N 100279796120000490, положенного в основу акта проверки и предписания.
Суд кассационной инстанции проверил иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, и отклоняет их в полном объеме, поскольку они касаются доказательственной стороны спора, сводятся к несогласию с позицией судов и по существу направлены на переоценку доказательств, что противоречит пределам рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и апелляционной инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Суд кассационной инстанции исходит из того, что оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном акте является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций, сделанных на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, не имеется.
С учетом изложенного, судебной коллегией кассационного суда не установлено оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по делу N А63-10974/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проведение экспертизы поручено экспертам судебно-экспертной лаборатории ООО "Стройгеоэксперт"; на разрешение экспертов поставлены вопросы относительно соответствия объема и качества фактически выполненных обществом работ условиям контракта; эксперты в установленном законом порядке предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
...
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и апелляционной инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2022 г. N Ф08-11578/22 по делу N А63-10974/2021