г. Краснодар |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А32-15463/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Маркиной Т.Г., при участии в судебном заседании от заинтересованных лиц - Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по городу Краснодару (ИНН 2309054020, ОГРН 1042304982840) - Никулиной А.А. (доверенность от 20.06.2022), Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108) - Серга П.В. (доверенность от 25.04.2022), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тектор" (ИНН 2309156215, ОГРН 1172375059504), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тектор" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 по делу N А32-15463/2022, установил следующее.
ООО "Тектор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по городу Краснодару (далее - инспекция) от 24.12.2021 N 23092133600075700004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 108 967 рублей 50 копеек штрафа и решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 10.02.2022 N 25-15-139.
Решением от 06.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2022, суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением инспекцией порядка и срока привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса. При этом, суд апелляционной инстанции, применив Федеральный закон от 13.07.2022 N 235-ФЗ о внесении изменений в абзац второй части первой статьи 15.25 Кодекса признал неподлежащим исполнению постановление инспекции в части назначения административного штрафа, превышающего 29 058 рублей (20% суммы незаконной валютной операции).
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что суды не учли, что работник не выразил своего согласия на перечисление заработной платы на счет в банке; правонарушение не несет социальной опасности и устранено заявителем; финансовое положение заявителя не позволяет уплатить административный штраф; имеются основания для применения статей 4.1.1 или 2.9 Кодекса.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и управление просят оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей налоговых органов, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела,
Как установили судебные инстанции и не оспаривается обществом, на основании пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) инспекция провела проверку соблюдения валютного законодательства обществом, в ходе которой установила, что общество и пребывающий на территории Российской Федерации гражданин Турции Эшме Февзи заключили трудовой договор от 25.10.2017 N 01; общество, являющееся резидентом Российской Федерации, начислило и выплатило заработную плату своему сотруднику - физическому лицу-нерезиденту Эшме Февзи 31.12.2019 в сумме 145 290 рублей 00 копеек.
По факту нарушения требований части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, выразившегося в осуществлении валютной операции без использования банковского счета, инспекция составила протокол об административном правонарушении от 10.12.2021 N 23092133600075700004 и постановлением от 24.12.2021 N 23092133600075700004 привлекла общество к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса в виде 108 967 рублей 50 копеек административного штрафа (75% от суммы незаконной валютной операции).
Решением управления от 10.02.2022 N 25-15-139 жалоба общества на постановление от 24.12.2021 N 23092133600075700004 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанными ненормативными актами налоговых органов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Закона N 173-ФЗ, Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ установлен перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Установленные частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках, обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями.
Таким образом, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, при этом выплата заработной платы наличными денежными средствами из кассы учреждения является незаконной валютной операцией.
Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", пунктом 2.2 которой предусмотрено, что физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
Судебные инстанции исследовали и оценили доводы общества, в том числе об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 Кодекса; об отсутствии вредных последний совершенного деяния, и дали им соответствующую правовую оценку. При этом суды обоснованно учли, что совершенное обществом правонарушение носит формальный характер, в связи с чем, существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении учреждения к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Суды установили, что работник общества Эшме Февзи является гражданином иностранного государства. Доказательства наличия у Эшме Февзи в спорном периоде гражданства Российской Федерации или вида на жительство, общество не представило.
Признав, что выплата обществом иностранному гражданину-нерезиденту денежных средств в наличной форме, минуя счета в уполномоченных банках, является нарушением валютного законодательства, установив наличие в действии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об обоснованном привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса. При этом суды обоснованно указали, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса, считается оконченным в момент выплаты наличных денежных средств резидентом нерезиденту, минуя счет в уполномоченном банке, в данном случае - 31.12.2019, что подтверждается представленной в материалы дела платежной ведомостью от 31.12.2019 N 12 и обществом не оспаривается.
Судебные инстанции не установили объективных препятствий для соблюдения обществом запретов и ограничений, предусмотренных нормами валютного законодательства, а также принятие им исчерпывающих мер для соблюдения требований валютного законодательства.
Схожая правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определения от 30.05.2022 N 309-ЭС22-10037, от 31.05.2022 N 306-ЭС22-10046, от 04.07.2022 N 305-ЭС22-10915).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Судебные инстанции установили соблюдение инспекцией порядка и срока давности для привлечения общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел.
При этом оснований для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса суды не установили. Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что возможность применения указанных статей является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Оценка выводов судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в рассматриваемом случае положения указанных статей, с учетом положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, применив Федеральный закон от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации" и статью 1.7 Кодекса, сделал правильный вывод о том, что размер административного штрафа за совершенное обществом административное правонарушение составляет 29 058 рублей (20% от суммы незаконно совершенной валютной операции 145 290 рублей 00 копеек) и обоснованно признал оспариваемое постановление инспекции не подлежащим исполнению в части назначения штрафа, превышающего 29 058 рублей 00 копеек.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 по делу N А32-15463/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ установлен перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Установленные частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках, обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями.
...
Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", пунктом 2.2 которой предусмотрено, что физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
...
Схожая правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определения от 30.05.2022 N 309-ЭС22-10037, от 31.05.2022 N 306-ЭС22-10046, от 04.07.2022 N 305-ЭС22-10915)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2022 г. N Ф08-11632/22 по делу N А32-15463/2022