г. Краснодар |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А61-7110/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Драбо Т.Н. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1513060134, ОГРН 1161513053404), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания, ответчика - Министерства государственного имущества
и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1502008943,
ОГРН 1021500576426), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район, Федерального государственного бюджетного учреждения
Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу
А61-7110/2018, установил.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство природы) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство имущества) со следующими требованиями:
- признать отсутствующим право собственности Республики Северная Осетия-Алания на часть земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 площадью 855 940 кв. м в координатах поворотных точек в части пересечения с землями лесного фонда X 84957,49, Y 304265,77; X 84863,89, Y 304221,32; X 84826,52, Y 304364,55; X 84664,61, Y 304367,67; X 84472,07, Y 304566,75; X 84275,38, Y 304520,24; X 84181,97, Y 304429,94; X 84010,71, Y 304411,26; X 83786,51, Y 304454,85; X 83605,91, Y 304517,13; X 83518,73, Y 304470,42; X 83440,88, Y 304348,98; X 83229,14, Y 304211,98; X 83148,18, Y 304283,59; X 83036,09, Y 304208,86; X 82394,10, Y 303622,13; X 83353,77, Y 304089,91; X 83889,06, Y 304022,39; X 84223,12, Y 303868,11; X 84689,12, Y 303957,68; X 84957,79, Y 304265,77;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о праве собственности Республики Северная Осетия-Алания на часть земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 площадью 855 940 кв. м в координатах поворотных точек в части пересечения с землями лесного фонда: X 84957,49, Y 304265,77; X 84863,89, Y 304221,32; X 84826,52, Y 304364,55; X 84664,61, Y 304367,67; X 84472,07, Y 304566,75; X 84275,38, Y 304520,24; X 84181,97, Y 304429,94; X 84010,71, Y 304411,26; X 83786,51, Y 304454,85; X 83605,91, Y 304517,13; X 83518,73, Y 304470,42; X 83440,88, Y 304348,98; X 83229,14, Y 304211,98; X 83148,18, Y 304283,59; X 83036,09, Y 304208,86; X 82394,10, Y 303622,13; X 83353,77, Y 304089,91; X 83889,06, Y 304022,39; X 84223,12, Y 303868,11; X 84689,12, Y 303957,68; X 84957,79, Y 304265,77.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (далее - территориальное управление), администрация местного самоуправления муниципального образования Ардонский район (далее - администрация района), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания (далее - кадастровая палата).
Решением от 23.05.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.08.2019, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы избранием истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права. Назначение земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 (для сельскохозяйственного производства) с момента предоставления совхозу "Красногор" по настоящее время не менялось, проведение лесоустройства в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения не изменяет его целевое назначение; лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения в лесной фонд не входят. Возможность обращения с требованием о признании права (обременения) на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество. Министерство природы не представило доказательств или каких-либо сведений о владении земельным участком с кадастровым номером 15:06:0010101:219, а также о формировании соседнего земельного участка с кадастровым номером 15:06:00000:0027 как объекта недвижимого имущества с установлением в законном порядке границ, закреплении их на местности. Согласно действующему законодательству установление границ должно осуществляться посредством проведения кадастровых работ в отношении всего земельного участка. Границы многоконтурного земельного участка лесного фонда (кадастровый номер 15:06:0000000:0027) площадью 9 225 418 кв. м не установлены на местности, их определение не являлось предметом исковых требований. Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, направленный на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2020 решение от 23.05.2019 и постановление апелляционного суда от 19.08.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку не обоснована подача министерством природы иска в защиту интересов Российской Федерации;
не выяснена правовая позиция привлеченного к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований; не проверены обстоятельства образования спорного участка и его кадастрового учета; не привлечено к участию в деле лицо, которому участок передан в постоянное (бессрочное) пользование.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве соистца привлечено территориальное управление.
Министерство природы уточнило исковые требования, просило: признать отсутствующим право собственности Республики Северная Осетия-Алания на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 площадью 855 940 кв. м в координатах поворотных точек, приведенных в экспертном заключении от 29.12.2021 N 29/12, в части пересечения с землями лесного фонда; исключить из ЕГРН сведения о праве собственности Республики Северная Осетия-Алания на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 площадью 855 940 кв. м в координатах поворотных точек, приведенных в экспертном заключении от 29.12.2021 N 29/12, в части пересечения с землями лесного фонда.
Решением от 01.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.06.2022, уточненные требования удовлетворены: признано отсутствующим право собственности Республики Северная Осетия-Алания на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 площадью 855 940 кв. м в координатах поворотных точек, приведенных в экспертном заключении от 29.12.2021 N 29/12, в части пересечения с землями лесного фонда; исключены из ЕГРН сведения о праве собственности Республики Северная Осетия-Алания на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 площадью 855 940 кв. м в координатах поворотных точек, приведенных в экспертном заключении от 29.12.2021 N 29/12, в части пересечения с землями лесного фонда. Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 налагается на участок лесного фонда с кадастровым номером 15:06:0000000:0027, что подтверждается материалами лесоустройства Кировского лесничества Ардонского участкового лесничества, картографическими материалами, таксационным описанием лесоустройства 2006 года; данный участок находится внутри земель, границы которых соответствуют описанию земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 15:06:0000000:0027. В связи с отсутствием сведений о границах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:0027 возникло пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219. При межевании земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 не истребована информация государственного фонда данных, полученная в результате землеустройства, что является нарушением пункта 21 Требований о подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, действовавшим в рассматриваемый период. Согласно заключению от 18.11.2015 N 1, подготовленному филиалом ФГБУ "Рослесинфорг "Воронежлеспроект"", площадь пересечения (наложения) участка лесного фонда и земельного участка сельскохозяйственного назначения составляет 855 940 кв. м. Правомерность передачи спорных земель в состав земель, закрепленных на праве (постоянного) бессрочного пользования за лесхозом (лесничеством), на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, подтверждена представленными доказательствами. Основания для формирования и предоставления земельного участка за счет земель, включенных в установленном порядке в состав лесного фонда, у министерства имущества отсутствовали. Часть земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 15:06:000000:0027 (площадью 855 940 кв. м), принадлежащего Российской Федерации, незаконно выбыла из владения федерального собственника, спорный земельный участок сформирован за счет территории, которая находилась в постоянном (бессрочном) пользовании лесхоза и в силу закона отнесена к федеральному уровню собственности. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 полностью входит в границы земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:027 площадью 9 225 418 кв. м (площадь пересечения 855 940 кв. м) - заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе министерство имущества просит решение от 01.04.2022 и постановление апелляционного суда от 28.06.2022 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 общей площадью 855 940 кв. м, является собственностью Республики Северная Осетия-Алания. Совхоз "Красногор" до момента ликвидации (2011 год) занимался сельскохозяйственным производством. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано тогда (2006 год), когда совхоз "Красногор" осуществлял сельскохозяйственное производство. Назначение земельного участка - для сельскохозяйственного производства с момента предоставления совхозу "Красногор" по настоящее время не менялось, в связи с чем проведение лесоустройства в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения не изменяет его целевого назначения; лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения в лесной фонд не входят.
Из письма Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания следует, что совхоз "Красногор" до момента ликвидации (2011 год) занимался сельскохозяйственным производством в пределах границ, указанных в государственном акте на право пользования землей серии A-I N 930935 (письмо от 08.07.2020 N 12-16/1524). Комитету по земельным ресурсам и землеустройству поручено подготовить и выдать государственный акт на право бессрочного пользования лесными угодьями и внести изменения в земельно-кадастровые данные, который (акт) в суд не представлен. Выданный совхозу "Красногор" государственный акт на право пользования землей серии A-I N 930935 (1984 год) содержал координаты границ данных земель. Каких-либо документов, подтверждающих изъятие земель сельскохозяйственного назначения у республики и изменение их категории на земли лесного фонда, не представлено. Земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 в момент проведения лесоустройства относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, поэтому, не мог быть включен при инвентаризации в состав земель лесного фонда.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
Участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом в силу статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
В соответствии со статьей 163 Кодекса в судебном заседании от 25.10.2022 объявлялся перерыв до 28.10.2022 до 10 часов 00 минут; в назначенное время рассмотрение кассационной жалобы продолжено.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что она удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, в соответствии с государственным актом 1984 года серии А-1 N 930935, выданным совхозу "Красногор" Ардонского района, за совхозом в бессрочное и бесплатное пользование в целях сельскохозяйственного производства закреплен земельный участок площадью 2913,11 га земель сельскохозяйственного назначения (т. 2, л. д. 42).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.05.2019 N ЮЭ9965-1949274124 совхоз "Красногор" 17.03.2011 прекратил свою деятельность в организационно-правовой форме республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия "Красногор" в связи с его исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, МРИ ФНС России N 4 по Республике Северная Осетия-Алания, на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В дальнейшем совхоз "Красногор" реорганизован в республиканское государственное сельскохозяйственное предприятие (РГСХП) "Красногор", учредителем которого явилось Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания. Совхоз "Красногор" в период с 1984 года по 2011 год осуществлял сельскохозяйственное производство на землях сельскохозяйственного назначения.
Территориальное управление письмом от 08.08.2005 N 602 обратилось в Агентство лесного хозяйства по Республике Северная Осетия-Алания с просьбой об обращении всех лесхозов к местной администрации, на территории которых расположены участки лесхозов, для закрепления их на праве постоянного (бессрочного) пользования. В данном письме отмечено, что территориальное управление ведет работу по разграничению государственной собственности на землю путем проведения землеустроительных работ по определению границ федеральных организаций, однако, в связи с отсутствием у лесхозов правоустанавливающих документов на используемые участки проведение межевых работ по этим землям невозможно (т. 2, л. д. 97).
Письмом от 16.01.2006 N 2 ФГУ "Ардонский лесхоз" обратилось в администрацию района с соответствующим заявлением (т. 2, л. д. 99).
Постановлением администрации района от 20.01.2006 N 6 за ФГУ "Ардонский лесхоз" на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок с кадастровым номером 15:06:000000:0027 общей площадью 2347 га, расположенный на территории Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания, для ведения лесного хозяйства (т. 2, л. д. 98).
17 апреля 2006 года Российская Федерация зарегистрировала право собственности на земли лесного фонда - земельный участок с кадастровым номером 15:06:0000000:0027 общей площадью 23 470 тыс. кв. м на основании статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации (от 29.01.1997) и постановления администрации района от 20.01.2006 N 6, о чем выдано свидетельство серии 15 АЕ N724996 (т. 1, л. д. 142).
Министерство имущества направило запрос от 12.12.2018 N 2476 (т. 1, л. д. 82) кадастровому инженеру в целях подтверждения графически (схематически) вхождения земельных участков в границы земель, предоставленных совхозу "Красногор", согласно государственному акту; установления пересечения участков с землями Государственного лесного фонда, которые постановлением администрации района от 15.12.2005 N 299 "О закреплении земель Государственного лесного фонда за ФГУ "Ардонский лесхоз"" закреплены за ФГУ "Ардонский лесхоз".
13 декабря 2018 года министерство имущества получило заключение кадастрового инженера (т. 1, л. д. 83 - 86) о том, что земельные участки, в числе которых участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219, входят в границы земель совхоза "Красногор".
Согласно материалам кадастрового дела от 26.02.2013 земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 в отношении земель бывшего совхоза "Красногор" распоряжением от 27.12.2012 N 523 министерство имущества утвердило схему расположения земельного участка площадью 855 941 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, в соответствии с межевым планом от 10.01.2013, на основании которого кадастровой палатой 26.02.2013 принято решение N Ф15/2013-4410 о постановке земельного участка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 15:06:0010101:219 (т. 1, л. д. 105 - 107).
Министерство имущества зарегистрировало право республиканской собственности на данный земельный участок, ранее предоставленный совхозу "Красногор", на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Согласно записи о государственной регистрации права от 08.04.2013 N 15-15-06/038/2013-380 земельный участок (15:06:0010101:219) площадью 855 940 кв. м расположен в Республике Северная Осетия-Алания, Ардонский район, севернее с. Красногор, является собственностью Республики Северная Осетия-Алания.
В 2015 году выявлен факт пересечения границ земель лесного фонда на территории Ардонского участкового лесничества с границами земель иных категорий, о чем министерство имущества извещено министерством природы письмом от 31.05.2016 N 42/929 (т. 1, л. д. 22).
Приведенные обстоятельства послужили основанием обращения министерства природы в арбитражный суд с настоящим иском.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пункт 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
С учетом разъяснений, приведенных в пунктах 52, 58 постановления Пленумов N 10/22, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11, в пунктах 1, 12 информационного письма N 153, выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. В отсутствие фактического владения надлежащим способом защиты нарушенного права является виндикационный иск (статья 301 Гражданского кодекса, пункты 32, 36 постановления Пленумов N 10/22).
Возможность обращения с требованием о признании права (обременения) на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 5-КГ15-36). Удовлетворение соответствующего требования лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав на это имущество, что является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права (обременения) отсутствующим.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном этим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1 статьи 64 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 82 Кодекса для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.
По правилам статьи 71 Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Кодекса).
Повторно исследовав и оценив имеющиеся доказательства (статья 71 Кодекса), суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 полностью входит в границы земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:027, площадь пересечения составляет 855 940 кв. м согласно координатам поворотных точек. Часть (площадь 855 940 кв. м) принадлежащего Российской Федерации земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 15:06:000000:0027, незаконно выбыла из владения федерального собственника, спорный участок сформирован за счет территории, которая находилась в постоянном (бессрочном) пользовании лесхоза и в силу закона отнесена к федеральному уровню собственности. Исходя из установленных обстоятельств, судебные инстанции удовлетворили требования истца о признании отсутствующим права собственности Республики Северная Осетия-Алания на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 площадью 855 940 кв. м в координатах поворотных точек, приведенных в экспертном заключении от 29.12.2021 N 29/12, в части пересечения с землями лесного фонда, исключив из ЕГРН сведения о праве собственности Республики Северная Осетия-Алания на данный участок. Таким образом, судами достигнута главная цель предъявления настоящего иска - правовая определенность в отношениях сторон по поводу исследуемых земельных участков.
Выводы судебных инстанций по существу спора соответствуют фактическим обстоятельствам, основаны на исследовании материалов дела, им не противоречат.
Суд кассационной инстанции не усматривает противоречий между выводами судов о применении норм права и установленными ими фактическими обстоятельствами. Исполнена судебными инстанциями и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для справедливого разрешения спора.
Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, окружным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 01.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу N А61-7110/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Повторно исследовав и оценив имеющиеся доказательства (статья 71 Кодекса), суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 полностью входит в границы земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:027, площадь пересечения составляет 855 940 кв. м согласно координатам поворотных точек. Часть (площадь 855 940 кв. м) принадлежащего Российской Федерации земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 15:06:000000:0027, незаконно выбыла из владения федерального собственника, спорный участок сформирован за счет территории, которая находилась в постоянном (бессрочном) пользовании лесхоза и в силу закона отнесена к федеральному уровню собственности. Исходя из установленных обстоятельств, судебные инстанции удовлетворили требования истца о признании отсутствующим права собственности Республики Северная Осетия-Алания на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 площадью 855 940 кв. м в координатах поворотных точек, приведенных в экспертном заключении от 29.12.2021 N 29/12, в части пересечения с землями лесного фонда, исключив из ЕГРН сведения о праве собственности Республики Северная Осетия-Алания на данный участок. Таким образом, судами достигнута главная цель предъявления настоящего иска - правовая определенность в отношениях сторон по поводу исследуемых земельных участков.
...
Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, окружным судом не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2022 г. N Ф08-10142/22 по делу N А61-7110/2018
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10142/2022
28.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2932/19
01.04.2022 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-7110/18
20.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10902/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10902/19
19.08.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2932/19
23.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-7110/18