г. Краснодар |
|
20 февраля 2020 г. |
Дело N А61-7110/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании истца - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1513060134, ОГРН 1161513053404), ответчика - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания, администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 по делу N А61-7110/2018, установил следующее.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство природы) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство имущества) со следующими требованиями:
- признать отсутствующим право собственности Республики Северная Осетия-Алания на часть земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 площадью 855 940 кв. м в координатах поворотных точек в части пересечения с землями лесного фонда X 84957,49, Y 304265,77; X 84863,89, Y 304221,32; X 84826,52, Y 304364,55;
X 84664,61, Y 304367,67; X 84472,07, Y 304566,75; X 84275,38, Y 304520,24; X 84181,97, Y 304429,94; X 84010,71, Y 304411,26; X 83786,51, Y 304454,85; X 83605,91, Y 304517,13; X 83518,73, Y 304470,42; X 83440,88, Y 304348,98; X 83229,14, Y 304211,98; X 83148,18, Y 304283,59; X 83036,09, Y 304208,86; X 82394,10, Y 303622,13; X 83353,77, Y 304089,91; X 83889,06, Y 304022,39; X 84223,12, Y 303868,11; X 84689,12, Y 303957,68; X 84957,79, Y 304265,77;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о праве собственности Республики Северная Осетия-Алания на часть земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 площадью 855 940 кв. м в координатах поворотных точек в части пересечения с землями лесного фонда: X 84957,49, Y 304265,77; X 84863,89, Y 304221,32; X 84826,52, Y 304364,55; X 84664,61, Y 304367,67; X 84472,07, Y 304566,75; X 84275,38, Y 304520,24; X 84181,97, Y 304429,94; X 84010,71, Y 304411,26; X 83786,51, Y 304454,85; X 83605,91, Y 304517,13; X 83518,73, Y 304470,42; X 83440,88, Y 304348,98; X 83229,14, Y 304211,98; X 83148,18, Y 304283,59; X 83036,09, Y 304208,86; X 82394,10, Y 303622,13; X 83353,77, Y 304089,91; X 83889,06, Y 304022,39; X 84223,12, Y 303868,11; X 84689,12, Y 303957,68; X 84957,79, Y 304265,77.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (далее - территориальное управление), администрация местного самоуправления муниципального образования Ардонский район (далее - администрация района), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания (далее - кадастровая палата).
Решением от 23.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.08.2019, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы избранием истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права. Назначение земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 (для сельскохозяйственного производства) с момента предоставления совхозу "Красногор" по настоящее время не менялось, проведение лесоустройства в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения не изменяет его целевое назначение; лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения в лесной фонд не входят. Возможность обращения с требованием о признании права (обременения) на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество. Министерство природы не представило доказательств или каких-либо сведений о владении земельным участком с кадастровым номером 15:06:0010101:219, а также о формировании соседнего земельного участка с кадастровым номером 15:06:00000:0027 как объекта недвижимого имущества с установлением в законном порядке границ, закреплении их на местности. Согласно действующему законодательству, установление границ должно осуществляться посредством проведения кадастровых работ в отношении всего земельного участка. Границы многоконтурного земельного участка лесного фонда (кадастровый номер 15:06:0000000:0027) площадью 9 225 418 кв. м не установлены на местности, их определение не являлось предметом исковых требований. Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, направленный на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
В кассационной жалобе министерство природы просит решение от 23.05.2019 и апелляционное постановление от 19.08.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 площадью 855 940 кв. м относится к землям лесного фонда Ардонского участкового лесничества, что подтверждается материалами лесоустройства, картой Ардонского участкового лесничества, планом лесонасаждений и данными государственного лесного реестра. Государственный акт от декабря 1984 года серии А-1 N 930935, выданный совхозу "Красногор" Ардонского района, о закреплении за ним в целях сельскохозяйственного производства в бессрочное и бесплатное пользование 2913,11 га земель сельскохозяйственного назначения, является ненадлежащим доказательством, так как согласно постановлению главы местного самоуправления Ардонского района от 16.01.1995 N 5 для создания Ардонского районного лесничества Комитету по лесу Республики Северная Осетия-Алания передано 3733 га. На основании данного постановления издан приказ Комитета по лесному хозяйству Республики Северная Осетия-Алания от 27.01.1995 N 5, из названия и преамбулы которого следует, что для организации Ардонского лесничества в ведение данного органа передаются колхозные и совхозные леса (что судебные инстанции не учли). Письмо кадастрового инженера Макиева А.Д. не опровергает доводы истца, так как в данном документе лишь отражен факт вхождения спорного земельного участка в границы земель совхоза "Красногор", содержащиеся в государственном акте от декабря 1984 года серии А-1 N 930935. На момент выдачи данного государственного акта спорный земельный участок мог находиться в границах земель упомянутого совхоза. Однако, впоследствии, в 1995 году часть этих земель передана для создания Ардонского лесничества, границы которого определены по итогам проведения лесоустройства в установленном законом порядке. Последнее лесоустройство проведено в 2006 году, в государственный лесной реестр внесены сведения о границах Ардонского участкового лесничества, что подтверждает факт принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда. Кадастровый инженер материалы лесоустройства не изучил, границы лесничества на местности не определил, не проверил наличие (отсутствие) на спорном земельном участке лесной растительности. Регистрация права собственности Республики Северная Осетия-Алания на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 в существующих границах исключает возможность постановки на кадастровый учет земель Ардонского участкового лесничества, что препятствует министерству природы реализовать свои полномочия по управлению и распоряжению землями лесного фонда. Суды неправомерно признали ненадлежащим избранный истцом способ защиты нарушенного права, посчитав, что отсутствие доказательств владения земельным участком является основанием отказа в иске, тогда как нахождение на участке леса является признаком владения данным объектом Российской Федерацией (доказательств прямого или опосредованного владения участком со стороны ответчика не представлено).
Определением от 18.12.2019 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 09.01.2020 до 15 часов 40 минут.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в судебном заседании от 09.01.2020 объявлялся перерыв до 10.01.2020 до 12 часов 00 минут; в назначенное время рассмотрение кассационной жалобы продолжено.
Определением от 10.01.2020 судебное заседание откладывалось до 05.02.2020 до 12 часов 00 минут, в указанное время судебное разбирательство по жалобе продолжено.
Представитель министерства имущества в суде кассационной инстанции (до отложения судебного заседания) пояснил позицию ответчика по делу, иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение с учетом следующего.
В соответствии с государственным актом от декабря 1984 года серии А-1 N 930935, выданным совхозу "Красногор" Ардонского района, за совхозом в бессрочное и бесплатное пользование в целях сельскохозяйственного производства закреплен земельный участок площадью 2913,11 га земель сельскохозяйственного назначения (т. 2, л. д. 42).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.05.2019 N ЮЭ9965-1949274124 совхоз "Красногор" 17.03.2011 прекратил свою деятельность в организационно-правовой форме республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия "Красногор" в связи с его исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, МРИ ФНС России N 4 по Республике Северная Осетия-Алания, на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В дальнейшем совхоз "Красногор" реорганизован в республиканское государственное сельскохозяйственное предприятие (РГСХП) "Красногор", учредителем которого являлось Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания. Совхоз "Красногор" в период с 1984 года по 2011 год осуществлял сельскохозяйственное производство на землях сельскохозяйственного назначения.
Территориальное управление письмом от 08.08.2005 N 602 обратилось в Агентство лесного хозяйства по Республике Северная Осетия-Алания с просьбой об обращении всех лесхозов к местной администрации, на территории которых расположены участки лесхозов, для закрепления участков на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В данном письме отмечено, что территориальное управление ведет работу по разграничению государственной собственности на землю путем проведения землеустроительных работ по определению границ федеральных организаций, однако, в связи с отсутствием у лесхозов правоустанавливающих документов на используемые земельные участки проведение межевых работ по этим землям невозможно (т. 2, л. д. 97).
Письмом от 16.01.2006 N 2 ФГУ "Ардонский лесхоз" обратилось в администрацию местного самоуправления Ардонского района с соответствующим заявлением (т. 2, л. д. 99).
Постановлением администрации района от 20.01.2006 N 6 за ФГУ "Ардонский лесхоз" на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок с кадастровым номером 15:06:000000:0027 общей площадью 2347 га, расположенный на территории Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания для ведения лесного хозяйства (т. 2, л. д. 98).
17 апреля 2006 года Российская Федерация зарегистрировала право собственности на земли лесного фонда - земельный участок с кадастровым номером 15:06:000000:0027 общей площадью 23 470 тыс. кв. м на основании статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации (от 29.01.1997) и постановления администрации района от 20.01.2006 N 6, о чем выдано свидетельство серии 15 АЕ N724996 (т. 1, л. д. 142).
Министерство имущества направило запрос от 12.12.2018 N 2476 (т. 1, л. д. 82) кадастровому инженеру в целях подтверждения графически (схематически) вхождения земельных участков в границы земель, предоставленных совхозу "Красногор", согласно государственному акту; установления пересечения указанных участков с землями Государственного лесного фонда, которые постановлением администрации района от 15.12.2005 N 299 "О закреплении земель Государственного лесного фонда за ФГУ "Ардонский лесхоз"" закреплены за ФГУ "Ардонский лесхоз".
13 декабря 2018 года министерство имущества получило заключение кадастрового инженера (т. 1, л. д. 83 - 86) о том, что земельные участки, в числе которых участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219, входит в границы земель совхоза "Красногор".
Согласно материалам кадастрового дела от 26.02.2013 земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 в отношении земель бывшего совхоза "Красногор" распоряжением от 27.12.2012 N 523 министерство имущества утвердило схему расположения земельного участка площадью 855 941 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, в соответствии с межевым планом от 10.01.2013, на основании которого кадастровой палатой 26.02.2013 принято решение N Ф15/2013-4410 о постановке земельного участка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 15:06:0010101:219 (т. 1, л. д. 105 - 107).
Министерство имущества зарегистрировало право республиканской собственности на земельный участок, ранее предоставленный совхозу "Красногор", на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Согласно записи о государственной регистрации права от 08.04.2013 N 15-15-06/038/2013-380 земельный участок (15:06:0010101:219) площадью 855 940 кв. м расположен в Республике Северная Осетия-Алания, Ардонский район, севернее с. Красногор, и является собственностью Республики Северная Осетия-Алания.
В 2015 году выявлен факт пересечения границ земель лесного фонда на территории Ардонского участкового лесничества с границами земель иных категорий, о чем министерство имущества извещено министерством природы письмом от 31.05.2016 N 42/929 (т. 1, л. д. 22), тогда как земли лесного фонда являются федеральной собственностью в силу закона.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения министерства природы в арбитражный суд с настоящим иском.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пункт 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
С учетом разъяснений, приведенных в пунктах 52, 58 постановления Пленумов N 10/22, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11, в пунктах 1, 12 информационного письма N 153, выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. В отсутствие фактического владения надлежащим способом защиты нарушенного права является виндикационный иск (статья 301 Гражданского кодекса, пункты 32, 36 постановления Пленумов N 10/22).
Возможность обращения с требованием о признании права (обременения) на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 5-КГ15-36). Удовлетворение соответствующего требования лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав на это имущество, что является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права (обременения) отсутствующим.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном этим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1 статьи 64 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 82 Кодекса для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.
По правилам статьи 71 Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, судебные инстанции пришли к выводам о том, что министерство природных ресурсов и министерство имущества являются надлежащими сторонами по делу; земельный участок с кадастровым номером 15:06:000000:0027, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, как объект недвижимого имущества не сформирован, его граница графически и в натуре не установлена, в государственный кадастр недвижимости не внесена; спорный земельный участок (с кадастровым номером 15:06:0010101:219) находится на землях, предоставленных в бессрочное пользование совхозу "Красногор", реорганизованному в дальнейшем республиканское государственное сельскохозяйственное предприятие "Красногор", относится к землям сельскохозяйственного назначения и неизменно предназначен для сельскохозяйственного производства, ввиду чего не мог быть включен в состав земель лесного фонда; земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 находился в собственности Республики Северная Осетия-Алания как земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, у Республики Северная Осетия-Алания не изымался, его категория на земли лесного фонда не изменялась; истец не является владеющим собственником участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219, ввиду чего в удовлетворении исковых требований суды отказали.
В то же время из материалов дела, текста обжалуемых судебных актов не усматривается правовое обоснование подачи данного иска в защиту интересов Российской Федерации министерством природных ресурсов; из статьи 125 Гражданского кодекса, на которую сослались суды, такое право органа государственной власти субъекта Российской Федерации не следует. Министерство природных ресурсов, поддерживая свою правовую позицию ссылкой на судебные акты по делу N А46-16308/2014, не учло участие в данном деле в качестве истца территориального органа федерального органа государственной власти (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области). Правовую позицию территориального управления, привлеченного к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суды не выяснили и не оценили. Признав, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:000000:0027, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, как объект недвижимого имущества не сформирован (его граница графически и в натуре не установлена, в государственный кадастр недвижимости не внесена), судебные инстанции фактически сделали вывод об отсутствии соответствующего объекта гражданского оборота и права Российской Федерации на него. При этом обстоятельства первоначального образования земельного участка (15:06:000000:0027) и осуществления его государственного кадастрового учета суды не установили, актуальные сведения из ЕГРН в отношении данного участка не истребовали; ФГУ "Ардонский лесхоз", которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для ведения лесного хозяйства, к участию в деле не привлечено, осуществление им полномочий владения и пользования данным участком (в спорной в настоящем деле части) не проверено; доводы министерства природы об организации Ардонского районного лесничества за счет колхозных и совхозных лесов, в том числе бывших земель совхоза "Красногор", а также правомерность произведенного изъятия (при его документальном подтверждении) судебной оценки не получили.
Вывод судов о том, что на основании статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ с 01.07.2006 земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 уже находился в собственности Республики Северная Осетия-Алания, как земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, не основан на содержании пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, действующей на указанную дату, и не предусматривающей такого критерия разграничения государственной собственности на землю.
Позиция судов о том, что истец не является владеющим собственником участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 не подтверждена доказательствами, достоверно свидетельствующими о фактическом состоянии данного участка (акты осмотра, обследования, фототаблицы отсутствуют), приведены в условиях отсутствия надлежащей проверки довода истца о наложении (пересечении) земельных участков с кадастровыми номерами 15:06:000000:0027 и 15:06:0010101:219.
Кроме того, специфика владения земельными участками публично-правовым образованием состоит в том, что публично-правовому образованию нет необходимости доказывать факт держания, исключающий возможность владения иных лиц, но достаточно доказать факт наличия свободного доступа на участок.
При применении способа защиты в виде признания отсутствующим права (обременения) на земельный участок публичной (государственной) собственности следует учитывать особенности владения земельными участками публичными собственниками, которое не следует отождествлять с фактическим пребыванием на земельном участке (в его границах) органов (служб) соответствующего публичного образования. При отсутствии иного непосредственного владельца подлежит защите законный интерес публичного собственника в погашении в ЕГРН не имеющей под собой законных оснований записи о праве иного лица на соответствующий объект.
При таких обстоятельствах решение от 23.05.2019 и апелляционное постановление от 19.08.2019 не могут быть признаны законными, основанными на верном применении норм права, а фактические обстоятельства, имеющие значение для дела - установленными посредством полного и всестороннего исследования доказательств (часть 4 статьи 15, статья 71, части 1, 3 статьи 288 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить нарушения и недостатки, изложенные в тексте настоящего постановления, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, сформировать круг лиц, участвующих в деле, с достаточной полнотой установить существенные для его рассмотрения обстоятельства, дать исчерпывающую правовую оценку всем доводам участников спора, после чего разрешить дело с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело, по правилам статьи 110 Кодекса.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство природы от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобождено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 по делу N А61-7110/2018 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, судебные инстанции пришли к выводам о том, что министерство природных ресурсов и министерство имущества являются надлежащими сторонами по делу; земельный участок с кадастровым номером 15:06:000000:0027, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, как объект недвижимого имущества не сформирован, его граница графически и в натуре не установлена, в государственный кадастр недвижимости не внесена; спорный земельный участок (с кадастровым номером 15:06:0010101:219) находится на землях, предоставленных в бессрочное пользование совхозу "Красногор", реорганизованному в дальнейшем республиканское государственное сельскохозяйственное предприятие "Красногор", относится к землям сельскохозяйственного назначения и неизменно предназначен для сельскохозяйственного производства, ввиду чего не мог быть включен в состав земель лесного фонда; земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 находился в собственности Республики Северная Осетия-Алания как земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, у Республики Северная Осетия-Алания не изымался, его категория на земли лесного фонда не изменялась; истец не является владеющим собственником участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219, ввиду чего в удовлетворении исковых требований суды отказали.
В то же время из материалов дела, текста обжалуемых судебных актов не усматривается правовое обоснование подачи данного иска в защиту интересов Российской Федерации министерством природных ресурсов; из статьи 125 Гражданского кодекса, на которую сослались суды, такое право органа государственной власти субъекта Российской Федерации не следует. Министерство природных ресурсов, поддерживая свою правовую позицию ссылкой на судебные акты по делу N А46-16308/2014, не учло участие в данном деле в качестве истца территориального органа федерального органа государственной власти (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области). Правовую позицию территориального управления, привлеченного к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суды не выяснили и не оценили. Признав, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:000000:0027, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, как объект недвижимого имущества не сформирован (его граница графически и в натуре не установлена, в государственный кадастр недвижимости не внесена), судебные инстанции фактически сделали вывод об отсутствии соответствующего объекта гражданского оборота и права Российской Федерации на него. При этом обстоятельства первоначального образования земельного участка (15:06:000000:0027) и осуществления его государственного кадастрового учета суды не установили, актуальные сведения из ЕГРН в отношении данного участка не истребовали; ФГУ "Ардонский лесхоз", которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для ведения лесного хозяйства, к участию в деле не привлечено, осуществление им полномочий владения и пользования данным участком (в спорной в настоящем деле части) не проверено; доводы министерства природы об организации Ардонского районного лесничества за счет колхозных и совхозных лесов, в том числе бывших земель совхоза "Красногор", а также правомерность произведенного изъятия (при его документальном подтверждении) судебной оценки не получили.
Вывод судов о том, что на основании статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ с 01.07.2006 земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 уже находился в собственности Республики Северная Осетия-Алания, как земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, не основан на содержании пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, действующей на указанную дату, и не предусматривающей такого критерия разграничения государственной собственности на землю."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 февраля 2020 г. N Ф08-10902/19 по делу N А61-7110/2018
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10142/2022
28.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2932/19
01.04.2022 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-7110/18
20.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10902/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10902/19
19.08.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2932/19
23.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-7110/18