• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 февраля 2020 г. N Ф08-10902/19 по делу N А61-7110/2018

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, судебные инстанции пришли к выводам о том, что министерство природных ресурсов и министерство имущества являются надлежащими сторонами по делу; земельный участок с кадастровым номером 15:06:000000:0027, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, как объект недвижимого имущества не сформирован, его граница графически и в натуре не установлена, в государственный кадастр недвижимости не внесена; спорный земельный участок (с кадастровым номером 15:06:0010101:219) находится на землях, предоставленных в бессрочное пользование совхозу "Красногор", реорганизованному в дальнейшем республиканское государственное сельскохозяйственное предприятие "Красногор", относится к землям сельскохозяйственного назначения и неизменно предназначен для сельскохозяйственного производства, ввиду чего не мог быть включен в состав земель лесного фонда; земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 находился в собственности Республики Северная Осетия-Алания как земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, у Республики Северная Осетия-Алания не изымался, его категория на земли лесного фонда не изменялась; истец не является владеющим собственником участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219, ввиду чего в удовлетворении исковых требований суды отказали.

В то же время из материалов дела, текста обжалуемых судебных актов не усматривается правовое обоснование подачи данного иска в защиту интересов Российской Федерации министерством природных ресурсов; из статьи 125 Гражданского кодекса, на которую сослались суды, такое право органа государственной власти субъекта Российской Федерации не следует. Министерство природных ресурсов, поддерживая свою правовую позицию ссылкой на судебные акты по делу N А46-16308/2014, не учло участие в данном деле в качестве истца территориального органа федерального органа государственной власти (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области). Правовую позицию территориального управления, привлеченного к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суды не выяснили и не оценили. Признав, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:000000:0027, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, как объект недвижимого имущества не сформирован (его граница графически и в натуре не установлена, в государственный кадастр недвижимости не внесена), судебные инстанции фактически сделали вывод об отсутствии соответствующего объекта гражданского оборота и права Российской Федерации на него. При этом обстоятельства первоначального образования земельного участка (15:06:000000:0027) и осуществления его государственного кадастрового учета суды не установили, актуальные сведения из ЕГРН в отношении данного участка не истребовали; ФГУ "Ардонский лесхоз", которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для ведения лесного хозяйства, к участию в деле не привлечено, осуществление им полномочий владения и пользования данным участком (в спорной в настоящем деле части) не проверено; доводы министерства природы об организации Ардонского районного лесничества за счет колхозных и совхозных лесов, в том числе бывших земель совхоза "Красногор", а также правомерность произведенного изъятия (при его документальном подтверждении) судебной оценки не получили.

Вывод судов о том, что на основании статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ с 01.07.2006 земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 уже находился в собственности Республики Северная Осетия-Алания, как земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, не основан на содержании пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, действующей на указанную дату, и не предусматривающей такого критерия разграничения государственной собственности на землю."