г. Краснодар |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А32-48325/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Коржинек Е.Л., в отсутствии в судебном заседании заявителя - потребительского дачного кооператива "Платан" (ИНН 2352047332, ОГРН 1112352000903), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022 по делу N А32-48325/2021, установил следующее.
ПДК "Платан" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным уведомления от 17.09.2021 N КУВД-001/2021-24205071/4 об отказе государственного кадастрового учета; возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений основных характеристик объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 23:30:0401001:1977 без одновременной государственной регистрации прав, а посредством уточнения местоположения здания в пределах 2 земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0401001:151 и 23:30:0401001:152 на основании технического плана от 28.06.2021, подготовленного кадастровым инженером Зафировым С.В.
Решением суда от 20.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.08.2022, решение управления, выраженное в уведомлении от 17.09.2021 N КУВД-001/2021-24205071/4 об отказе государственного кадастрового учета, признано незаконным. На управление возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет изменений основных характеристик объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 23:30:0401001:1977 путем уточнения его местоположения в пределах двух земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0401001:151 и 23:30:0401001:152 на основании технического плана от 28.06.2021.
С управления в пользу кооператива взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, кооператив не представил документы, подтверждающие расположение объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401001:151. Кооператив не подтвердил наличие права на названный земельный участок, в связи с чем внесение испрашиваемых уточнений в части расположения объекта недвижимости может нарушить права третьих лиц.
Кооператив представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 11.06.2021 кооператив обратился с заявлением в управление об изменении основных характеристик объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 23:30:0401001:1977 без одновременной государственной регистрации прав. К заявлению приложены следующие документы: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 05.02.2021 Зафирова С.В.; приказ от 20.06.2020 N 1; выписка из ЕГРН от 17.03.2020.
17 июня 2021 года управление приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета со ссылкой на пункты 7 и 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, уведомление от 17.06.2021 N КУВД-001/2021-24205071/1).
9 июля 2021 года кооператив повторно подал заявление об изменении основных характеристик объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 23:30:0401001:1977 без одновременной государственной регистрации прав. По итогам рассмотрения указанного заявления управление 13.07.2021 приняло уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета.
Уведомлением от 17.09.2021 N КУВД-001/2021-24205071/4 кооперативу отказано во внесении изменений в основные сведения государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с непредставлением заявителем документа, подтверждающего право кооператива на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:151.
Полагая, что отказ управления является незаконным, кооператив обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентированы Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с названным Законом сведений.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в силу пункта 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (пункт 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (пункт 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Эти документы должны отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 Закона N 218-ФЗ предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав должно быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Суды установили, что кооператив является собственником объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 23:30:0401001:1977 на основании договора купли-продажи от 27.09.2016 N 01/08-2016 КПИ по лоту N 1, в соответствии с которым здание расположено на земельном участке 23:30:0401001:152. Из технического паспорта следует, что объект построен в 1996 году. При этом земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0401001:151 и 23:30:0401001:152 преобразованы в 2006 году путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:17.
С учетом изложенного суды признали, что здание существовало до постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0401001:151 и 23:30:0401001:152, поскольку ранее спорный объект располагался в границах земельного участка 23:30:0401001:17. Из технического плана здания следует, что здание располагается на двух земельных участках 23:30:0401001:151 (относится к землям неразграниченной муниципальной собственности) и 23:30:0401001:152 (собственность Российской Федерации), сформированных из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:17.
Суды нижестоящих инстанции признали необоснованным отказ управления, удовлетворили исковые требования.
Кассационный суд соглашается с данным выводом судов. В ходе кадастровых работ, инициированных заявителем, местоположение характерных точек контура здания определены кадастровым инженером с точностью, соответствующей действующему законодательству. При подготовке технического плана были применены, использованы соответствующие специальные условные знаки. При этом сведения ЕГРН в отношении здании имеют статус "актуальные, ранее учтенный", то есть сведения о здании были переданы в государственный кадастр недвижимости органами технической инвентаризации в рамках исполнения приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", при этом параметры здания по настоящее время остались неизменными, предоставленный на государственный кадастровый учет технический план соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, в связи с чем суды обоснованно признали необходимость актуализации данных в соответствии с техническим планом.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.12.2021 по делу N А40-8912/2021.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022 по делу N А32-48325/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационный суд соглашается с данным выводом судов. В ходе кадастровых работ, инициированных заявителем, местоположение характерных точек контура здания определены кадастровым инженером с точностью, соответствующей действующему законодательству. При подготовке технического плана были применены, использованы соответствующие специальные условные знаки. При этом сведения ЕГРН в отношении здании имеют статус "актуальные, ранее учтенный", то есть сведения о здании были переданы в государственный кадастр недвижимости органами технической инвентаризации в рамках исполнения приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", при этом параметры здания по настоящее время остались неизменными, предоставленный на государственный кадастровый учет технический план соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, в связи с чем суды обоснованно признали необходимость актуализации данных в соответствии с техническим планом.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.12.2021 по делу N А40-8912/2021.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 ноября 2022 г. N Ф08-12282/22 по делу N А32-48325/2021