Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 декабря 2023 г. N 70-КГ23-4-К7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 декабря 2023 г. кассационную жалобу Сорокина Дмитрия Анатольевича на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г.
по делу Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа N 2-663/2022 по иску Сорокина Дмитрия Анатольевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании права на выплату районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, возложении обязанности по возобновлению выплаты районного коэффициента к пенсии за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения Сорокина Д.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области по доверенности Курсаева А.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Сорокин Д.А. через представителя по доверенности Пантелеева К.В. 3 марта 2022 г. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее также - УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу), в котором просил суд признать за ним с 1 марта 2021 г. право на выплату районного коэффициента как лицу, прослужившему в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, обязать УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу возобновить ему с 1 марта 2021 г. выплату районного коэффициента как лицу, прослужившему в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет.
В обоснование заявленных требований Сорокин Д.А. указал, что он в период с 23 июля 1996 г. по 13 апреля 1999 г. проходил военную службу на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. С 11 июня 1999 г. Сорокин Д.А. был принят в линейный отдел внутренних дел на ст. Новый Уренгой Среднеуральского Управления внутренних дел на транспорте в качестве стажёра по должности инспектора отдела обеспечения общественной безопасности Ямбурского линейного отдела органов внутренних дел (Ямало-Ненецкий автономный округ). После окончания испытательного срока с 11 сентября 1999 г. был назначен на указанную должность. В этом регионе Сорокин Д.А. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях по 17 октября 2011 г., последняя занимаемая должность - заместитель начальника Ново-Уренгойского линейного отдела МВД России на транспорте, имеет специальное звание - подполковник внутренней службы.
Приказом начальника Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу от 17 октября 2011 г. N 1027 л/с Сорокин Д.А. был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Согласно данным его личного дела о стаже службы в органах внутренних дел от 13 октября 2011 г. его выслуга лет при увольнении из органов внутренних дел в календарном исчислении составила 19 лет 00 месяцев 14 дней, в льготном исчислении - 27 лет 06 месяцев 00 дней, в районах Крайнего Севера - 15 лет 00 месяцев 21 день.
17 октября 2011 г. старшим инспектором отдела кадров управления по работе с личным составом Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу произведён расчёт выслуги лет Сорокина Д.А., в котором имеется рукописная запись о продолжительности его выслуги лет в календарном исчислении в районах Крайнего Севера - 14 лет 06 месяцев 26 дней. После проверки расчёта стажа его службы в районах Крайнего Севера его выслуга лет составила 14 лет 09 месяцев 26 дней. Таким образом, из выслуги лет Сорокина Д.А. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исключён период прохождения им испытательного срока с 11 июня по 11 сентября 1999 г.
С 18 октября 2011 г. Сорокину Д.А. центром финансового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области назначена пенсия за выслугу лет.
С решением об исчислении его пенсии за выслугу лет без учёта районного коэффициента Сорокин Д.А. не согласен, также полагает незаконным исключение из его выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периода прохождения им испытательного срока, поскольку в этот период он проходил службу в Ямало-Ненецком автономном округе, относящемся к районам Крайнего Севера, и данный период включён в его выслугу лет в органах внутренних дел.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2022 г. исковые требования Сорокина Д.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Сорокина Д.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2022 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2022 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 17 июля 2023 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 15 ноября 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений судов первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее также - ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Сорокин Д.А. с 23 июля 1996 г. проходил военную службу по контракту на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Приказом командира войсковой части N 31958 от 13 января 1999 г. N 7 Сорокин Д.А. был уволен с военной службы с 13 апреля 1999 г. по подпункту "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В период с 11 июня 1999 г. по 17 октября 2011 г. в Ямало-Ненецком автономном округе Сорокин Д.А. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации на различных должностях. В период с 11 июня по 11 сентября 1999 г. проходил испытательный срок в линейном отделе внутренних дел на ст. Новый Уренгой Среднеуральского Управления внутренних дел на транспорте в качестве стажёра по должности инспектора отдела обеспечения общественной безопасности Ямбурского линейного отдела органов внутренних дел (Ямало-Ненецкий автономный округ).
Последняя занимаемая Сорокиным Д.А. должность - заместитель начальника Ново-Уренгойского линейного отдела МВД России на транспорте. Сорокин Д.А. имеет специальное звание - подполковник внутренней службы.
Ямало-Ненецкий автономный округ отнесён к районам Крайнего Севера (перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (постановление действовало до 31 декабря 2021 г.), с 1 января 2022 г. действует перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 1946).
Приказом Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу от 17 октября 2011 г. Сорокин Д.А. с 17 октября 2011 г. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
По данным выписки из личного дела Сорокина Д.А. о стаже службы в органах внутренних дел от 13 октября 2011 г. выслуга лет истца при увольнении из органов внутренних дел в календарном исчислении составила 19 лет 00 месяцев 14 дней, в льготном исчислении - 27 лет 06 месяцев 00 дней, в районах Крайнего Севера - 15 лет 00 месяцев 21 день.
17 октября 2011 г. старшим инспектором отдела кадров управления по работе с личным составом Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу произведён расчёт выслуги лет Сорокина Д.А. Согласно этому расчёту выслуга лет Сорокина Д.А. в календарном исчислении в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 06 месяцев 26 дней. В тот же день в ходе проверки правильности расчёта выслуги лет Сорокина Д.А. была обнаружена ошибка при исчислении срока его военной службы по призыву в районах Крайнего Севера, после исправления которой выслуга лет Сорокина Д.А. в районах Крайнего Севера определена как 14 лет 09 месяцев 26 дней. При этом в выслугу лет Сорокина Д.А. в районах Крайнего Севера не был включён период прохождения им испытательного срока в качестве стажёра с 11 июня по 11 сентября 1999 г.
На основании заявления Сорокина Д.А., указавшего в качестве своего места жительства г. Москву, центром финансового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области Сорокину Д.А. с 18 октября 2011 г. назначена пенсия за выслугу лет без учёта районного коэффициента.
9 ноября 2011 г. Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области пенсионное дело Сорокина Д.А. было направлено в Центр пенсионного обслуживания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве - по месту жительства Сорокина Д.А.
Сорокин Д.А. с 11 апреля 2008 г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, ..., начиная с 31 января 2012 г. Сорокин Д.А. был зарегистрирован по месту пребывания в г. Москве по разным адресам, имеет регистрацию по месту пребывания в г. Москве до 18 октября 2026 г.
18 сентября 2012 г. Сорокин Д.А. обратился в Центр пенсионного обслуживания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве с заявлением о направлении его пенсионного дела в г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа по месту жительства в Ямало-Ненецком автономном округе.
С 1 ноября 2012 г. отделением пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу расчёт пенсии за выслугу лет произведён Сорокину Д.А. с учётом районного коэффициента (50%).
В 2021 году сотрудниками отделения пенсионного обеспечения Центра финансового обеспечения УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу установлено, что Сорокин Д.А. в Ямало-Ненецком автономном округе не проживает, трудовую деятельность осуществляет в г. Москве, в связи с чем с 1 марта 2021 г. пенсия за выслугу лет рассчитана УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу и выплачивается Сорокину Д.А. без учёта районного коэффициента исходя из того, что выслуга лет Сорокина Д.А. в районах Крайнего Севера в календарном исчислении составляет 14 лет 09 месяцев 26 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Сорокина Д.А. о признании за ним права на получение пенсии за выслугу лет с учётом районного коэффициента, суд первой инстанции сослался на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённое постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, и исходил из того, что в период прохождения испытательного срока в качестве стажёра с 11 июня по 11 сентября 1999 г. Сорокин Д.А. сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации не являлся, службу на должности рядового или начальствующего состава органов внутренних дел с присвоением специального звания не проходил, в связи с чем к названному периоду не могут в полной мере применяться нормы закона, регулирующие отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчётом выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что само по себе включение спорного периода службы Сорокина Д.А. в выслугу лет для назначения пенсии не влечёт включение этого периода в стаж службы в органах внутренних дел для определения размера пенсии за выслугу лет с учётом районного коэффициента. Календарная выслуга лет Сорокина Д.А. в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 09 месяцев 26 дней, в связи с чем истец не имеет права на исчисление пенсии с применением районного коэффициента, установленного в данной местности, при выезде из этого района на новое место жительства.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, не установила нарушения либо неправильного применения судебными инстанциями норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций, а также кассационного суда общей юрисдикции основаны на неправильном толковании и применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, иных категорий лиц и их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (наименование и нормы закона приведены в редакции, действующей на день принятия пенсионным органом решения о выплате Сорокину Д.А. пенсии за выслугу лет без учёта районного коэффициента - 1 марта 2021 г.).
Статьёй 1 названного закона определён круг лиц, на которых распространяется его действие. В их числе - лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации (абзац четвёртый пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В статье 5 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 приведены виды пенсий, на которые имеют права лица, указанные в статье 1 этого закона. Одним из видов пенсий является пенсия за выслугу лет (пункт "а" части 1 статьи 5 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Так, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 названного закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более (пункт "а" статьи 13 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Разделом V "Исчисление пенсий" (статьи 43-49) Федерального закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлен порядок исчисления пенсий.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 данного закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учёта повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 этого закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты; на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с данным законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 Закона, и увеличения, предусмотренные статьёй 16 Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 данного закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 Закона) была исчислена с применением части первой этой статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учётом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В Ямало-Ненецком автономном округе применяемый к денежному довольствию районный коэффициент составляет 1,5 (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", действовавшее в период спорных отношений и до 1 апреля 2023 г.; с 1 апреля 2023 г. действует постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 58 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" предписано федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" применять с 1 января 2012 г. коэффициенты, установленные данным постановлением, при выплате указанным лицам пенсий в случаях, установленных статьёй 48 этого закона 1.
------------------------------
1 Аналогичные положения содержатся в пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 58 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отделенных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", действующего с 1 апреля 2023 г.
------------------------------
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, в том числе проходившим службу в органах внутренних дел, определён постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются среди прочих служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР, в войсках национальной гвардии Российской Федерации в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажёров).
Абзацем первым пункта 16 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 предусмотрено сохранять размер пенсии с учётом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу (службу) в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с применением районного коэффициента, установленного в этих районах и местностях для военнослужащих и сотрудников, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.
В период прохождения Сорокиным Д.А. службы в органах внутренних дел (с 1996 года по 2011 год) действовали Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" 2 (далее - Закон Российской Федерации "О милиции") и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённое постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1.
------------------------------
2Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" утратил силу с 1 марта 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"
------------------------------
Согласно статье 17 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.
Для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трёх до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажёром по должности (часть 4 статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции").
Статьёй 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, было определено, что для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трёх месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажёром на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. Во время испытательного срока стажёр выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта. На время испытательного срока на стажёра распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
С 1 января 2012 г. и до настоящего времени правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным выше федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном данным федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
В соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 этой статьи. На период испытания кандидат назначается стажёром на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажёр выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажёру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажёра в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажёр наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажёра. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, а также периоды, определённые в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (в календарном или льготном исчислении) (пункт 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Из изложенных выше нормативных положений о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в их взаимосвязи с нормативными положениями о порядке прохождения службы в органах внутренних дел и исчисления стажа службы (выслуги лет) следует, что в целях повышения социальной защиты лиц, проходивших службу в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями), пенсионерам из числа таких лиц установлена льгота в виде сохранения за ними в случае их выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое постоянное место жительства размера пенсии, исчисленной им с применением соответствующего районного коэффициента. Необходимым условием для применения названной льготы и исчисления (сохранения) пенсии с учётом районного коэффициента является стаж службы сотрудника в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то есть в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, не менее 15 и 20 календарных лет соответственно. При этом в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, в том числе для назначения пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, включается и срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел (испытательный срок, период замещения должности в органе внутренних дел в качестве стажёра).
Каких-либо исключений, предусматривающих, что период испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел (испытательный срок, период замещения должности в органе внутренних дел в качестве стажёра), который проходил в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не засчитывается при исчислении стажа службы (выслуги лет) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для сохранения пенсионеру из числа сотрудников органов внутренних дел пенсии с учётом районного коэффициента в случае выезда на новое постоянное место жительства, в законодательстве не содержится.
Следовательно, период испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел (испытательный срок, период замещения должности в органе внутренних дел в качестве стажёра), если этот период проходил в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учитывается при расчёте стажа службы (выслуги лет) сотрудника в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и подлежит включению в этот стаж.
Положения приведённых норм права при разрешении спора по требованиям Сорокина Д.А. о признании права на выплату районного коэффициента к пенсии за выслугу лет как лицу, прослужившему в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, возложении на УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанности по выплате ему с 1 марта 2021 г. районного коэффициента к пенсии за выслугу лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включив в неё период прохождения им испытательного срока в таком районе (Ямало-Ненецком автономном округе) с 11 июня по 11 сентября 1999 г. в качестве стажёра для расчёта размера пенсии, исчисленной с применением соответствующего районного коэффициента, при выезде из этого района на новое постоянное место жительства судами первой и апелляционной инстанций применены неправильно, вследствие чего вывод судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного Сорокиным Д.А. иска нельзя признать соответствующим закону.
Суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание, что в силу действующего правового регулирования период замещения должности в органе внутренних дел в качестве стажёра подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии, при этом каких-либо положений об исключении этого периода, если он проходил в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из стажа службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях действующее законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, не содержит. При решении вопроса о сохранении пенсионеру из числа сотрудников органов внутренних дел размера пенсии, исчисленной с учётом соответствующего районного коэффициента, в случае выезда такого пенсионера из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое постоянное место жительства юридически значимым является наличие у него на момент увольнения со службы стажа службы (выслуги лет) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет соответственно, в который включается период службы сотрудника в органах внутренних дел в качестве стажёра по соответствующей должности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Доводы суда апелляционной инстанций о том, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажёра по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел до момента назначения на должность и присвоения специального звания, что включение спорного периода службы Сорокина Д.А. в выслугу лет для назначения пенсии не влечёт его включение в стаж службы в органах внутренних дел для определения размера пенсии за выслугу лет с учётом районного коэффициента, в связи с чем истец не имеет права на исчисление пенсии с применением районного коэффициента, установленного в данной местности, в том числе при выезде из этого района на новое место жительства, нельзя признать правильными, соответствующими правовому регулированию определения стажа службы (выслуги лет) сотрудников и условий сохранения за пенсионером из числа сотрудников органов внутренних дел размера пенсии в случае его выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на иное постоянное место жительства, если пенсия была исчислена с применением соответствующего районного коэффициента. Поскольку исходя из подлежащих применению нормативных положений о стаже службы (выслуги лет) период прохождения испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, эти доводы суда апелляционной инстанции не могут быть признаны правовым аргументом, позволяющим исключить этот период, если он проходил в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из выслуги лет сотрудника в таких районах и местностях.
Согласно материалам дела в судах первой и апелляционной инстанций истец Сорокин Д.А. в обоснование довода о необходимости включения периода прохождения им испытательного срока при поступлении на службу в органы внутренних дел в стаж службы (выслугу лет) в районах Крайнего Севера и сохранения размера назначенной ему с учётом районного коэффициента пенсии при выезде из района Крайнего Севера (Ямало-Ненецкий автономный округ) на новое постоянное место жительства (г. Москва) указывал на то, что он с 23 июля 1996 г. по 13 апреля 1999 г. проходил военную службу, а с 11 июня 1999 г. по 17 октября 2011 г., включая период испытательного срока с 11 июня по 11 сентября 1999 г., проходил службу в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера (Ямало-Ненецком автономном округе), что в совокупности составляет более 15 лет. В период испытательного срока он в полном объёме исполнял возложенные на него обязанности и поручения, и этот период при его увольнении со службы в органах внутренних дел был включён представителем нанимателя в выслугу лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в календарном исчислении, которая по расчёту отдела работы с личным составом Ново-Уренгойского линейного отдела МВД России на транспорте составила более 15 лет.
Между тем данные доводы Сорокина Д.А. в результате неправильного толкования судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, регулирующих спорные отношения, надлежащей правовой оценки не получили.
Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым указать на допущенное судом первой инстанции существенное нарушение норм процессуального закона.
Частью 2 статьи 56 ГПК РФ предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом, выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведённые в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1-3 части 4 статьи 198 ГПК РФ).
Как усматривается из содержания решения суда первой инстанции, оно не содержит выводов суда по существу рассмотренного спора о праве Сорокина Д.А. как пенсионера из числа сотрудников органов внутренних дел, имеющего выслугу лет в районах Крайнего Севера более 15 лет, на исчисление размера пенсии с учётом соответствующего районного коэффициента и на сохранение этого коэффициента в случае выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое постоянное место жительства, нарушенном, по мнению истца, незаконным исключением из его выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периода прохождения им испытательного срока при поступлении на службу в органы внутренних дел. Следовательно, суд первой инстанции возложенную на него процессуальным законом обязанность по определению обстоятельств, лежащих в основании требований и возражений сторон, то есть по определению предмета доказывания по делу и созданию условий для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, не выполнил, предмет и основание заявленных Сорокиным Д.А. требований не определил и не уточнил, в связи с чем не определил закон и иные нормативные правовые акты, которыми следует руководствоваться при разрешении настоящего спора. Изложенное свидетельствует о формальном подходе суда первой инстанции к рассмотрению дела.
При таких данных вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Сорокина Д.А. о признании права на выплату районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, возложении на УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанности по выплате истцу с 1 марта 2021 г. районного коэффициента к пенсии за выслугу лет как лицу, прослужившему в районах Крайнего Севера более 15 календарных лет, с учётом включения в неё периода прохождения им испытательного срока в таком районе (Ямало-Ненецком автономном округе) с 11 июня по 11 сентября 1999 г. в качестве стажёра нельзя признать правомерным.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Сорокина Д.А. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из приведённых обстоятельств, решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и требованиями процессуального закона.
Суду следует также учесть правовую позицию, изложенную в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 декабря 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г. по делу N 2-663/2022 Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 декабря 2023 г. N 70-КГ23-4-К7
Опубликование:
-