Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2023 г. N 58-КГ23-16-К9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2023 г. кассационную жалобу Зинченко Владимира Алексеевича на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2022 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 г.
по делу N 2-228/2022 по иску Зинченко Владимира Алексеевича к Отделу социальной защиты населения Центрального округа администрации г. Комсомольска-на-Амуре, краевому государственному казённому учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на предоставление мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Зинченко В.А. первоначально 10 сентября 2021 г. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Центрального округа администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на предоставление мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, взыскании судебных расходов.
Определениями Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 января 2022 г. по ходатайству Зинченко В.А. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
31 января 2022 г. Зинченко В.А. обратился в суд с иском к краевому государственному казённому учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" (далее также - Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре) о возложении обязанности возобновить предоставление ранее назначенных мер социальной поддержки, взыскании судебных расходов.
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 февраля 2022 г. к участию в деле по иску Зинченко В.А. к Центру социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 28 февраля 2022 г. названные гражданские дела объединены в одно производство.
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 мая 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания".
В обоснование заявленных исковых требований Зинченко В.А. указывал, что с 1 декабря 2018 г. является получателем мер социальной поддержки по категории "Ветеран труда" в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В июле 2019 г. Центром социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре Зинченко В.А. предоставлена мера социальной поддержки в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 декабря 2018 г. по 31 июля 2019 г. в размере 11 827,86 руб.
С 1 августа 2019 г. выплата ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Зинченко В.А. была приостановлена в связи с наличием у него задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилого помещения в размере 41 169,15 руб., отопление и горячее водоснабжение - 39 855,48 руб.).
В ответ на обращение по вопросу предоставления Зинченко В.А. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг письмом директора Центра социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре от 21 мая 2021 г. Зинченко В.А. было сообщено о приостановлении с 1 августа 2019 г. ему указанной выплаты по причине наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Письмом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 13 августа 2021 г. Зинченко В.А. проинформирован о том, что для решения вопроса о возобновлении выплаты компенсации Центром социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре были направлены запросы в организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги. По данным филиала ПАО "Дальневосточная генерирующая компания" - "Хабаровскэнергосбыт" Комсомольское-на-Амуре отделение ООО "Служба заказчиков по многоквартирному дому" по жилому помещению Зинченко В.А. имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем возобновление выплаты ему ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг невозможно.
По мнению Зинченко В.А., приостановление предоставления ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является незаконным, поскольку какой-либо задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг он не имеет, что подтверждено вступившими в законную силу судебными постановлениями мирового судьи, которые были представлены Зинченко В.А. в Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре, однако выплата спорной компенсации ответчиком не возобновлена.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 июня 2022 г. исковые требования Зинченко В.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 г. указанные судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Зинченко В.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 июня 2022 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2022 г., определения судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 г., как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А. от 7 июня 2023 г. Зинченко В.А. восстановлен срок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2022 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 25 июля 2023 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А. от 10 ноября 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились стороны, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В Верховный Суд Российской Федерации от истца Зинченко В.А. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, от представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - письменные возражения на кассационную жалобу. Отдел социальной защиты населения Центрального округа администрации г. Комсомольска-на-Амуре, третье лицо акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" сведений о причинах неявки не представили. Представителями Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, Центра социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре направлены письменные ходатайства об участии в судебном заседании суда кассационной инстанции путём использования систем видеоконференц-связи. В удовлетворении названных ходатайств было отказано по техническим причинам в связи с их поздним поступлением (телефонограмма от 30 ноября 2023 г. в 9 часов 20 минут и телефонограмма от 1 декабря 2023 г. в 9 часов 20 минут соответственно). Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Кудряшовой ВВ., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений судов первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (далее также - ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела по исковым требованиям Зинченко В.А. к Отделу социальной защиты населения Центрального округа администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Центру социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на предоставление мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зинченко А.В., ... года рождения, зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: ..., с 1 декабря 2018 г. является получателем мер социальной поддержки по категории "Ветеран труда" в виде ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением краевого государственного казённого учреждения "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" от 27 июня 2019 г. Зинченко В.А. с 1 декабря 2018 г. в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. N 432-пр "О порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края" предоставлена мера социальной поддержки по категории "Ветеран труда" в виде ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - ежемесячная денежная компенсация).
Размер ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отопительный период определён Центром социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре в сумме 1 832,50 руб., в межотопительный период - в сумме 907,53 руб. В июле 2019 г. Зинченко В.А. ежемесячная денежная компенсация выплачена за период с 1 декабря 2018 г. по 31 июля 2019 г. в общей сумме 11 827,86 руб.
С 1 августа 2019 г. выплата ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Зинченко В.А. была приостановлена в связи с наличием у него задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилого помещения в размере 41 169,15 руб., отопление и горячее водоснабжение - 39 855,48 руб.).
21 мая 2021 г. на обращение Зинченко В.А. по вопросу предоставления ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг письмом директора Центра социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре Зинченко В.А. было сообщено о приостановлении с 1 августа 2019 г. выплаты ему ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ввиду наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также о том, что восстановление выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на основании заявления гражданина с предоставлением платёжных документов за жилищно-коммунальные услуги, подтверждающих отсутствие задолженности, либо заключённых договоров на реструктуризацию задолженности. В письме, кроме того, указано, что до настоящего времени заявление и документы на возобновление выплаты ежемесячной денежной компенсации Зинченко В.А. не представлены.
13 августа 2021 г. Министерством социальной защиты населения Хабаровского края рассмотрено обращение Зинченко В.А. по вопросу необоснованного приостановления выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Зинченко В.А. проинформирован о том, что для решения вопроса о возобновлении выплаты компенсации Центром социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре были направлены запросы в организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги. По сведениям филиала ПАО "Дальневосточная генерирующая компания" - "Хабаровскэнергосбыт" Комсомольское-на-Амуре отделение ООО "Служба заказчиков по многоквартирному дому", по жилому помещению Зинченко В.А. имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем возобновление выплаты ему компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг невозможно. Зинченко В.А. рекомендовано разрешить вопрос о наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг либо о её отсутствии в досудебном порядке либо в суде.
В материалах дела имеются ответы ПАО "Дальневосточная генерирующая компания" на запросы Министерства социальной защиты населения Хабаровского края о наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении жилого помещения Зинченко В.А., в соответствии с которыми у Зинченко В.А. имеется задолженность за отопление и горячее водоснабжение на 10 августа 2021 г. в размере 101 531,03 руб., в том числе пени за просрочку платежа 45 964,17 руб., на 1 августа 2021 г. имеется переплата за потреблённую тепловую энергию в размере 841,66 руб., пени - 6 262,67 руб.; ответ ООО "Служба заказчика по многоквартирному дому" от 10 августа 2021 г., в соответствии с которым у Зинченко В.А. имеется задолженность по состоянию на 1 августа 2021 г. в сумме 25 600,43 руб.
На судебный запрос в рамках рассмотрения настоящего дела муниципальным унитарным предприятием "Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольск-на-Амуре" суду предоставлены сведения о наличии у Зинченко В.А. задолженности по оплате коммунальных услуг на 1 января 2022 г. по жилому помещению по адресу: ..., в частности, задолженность по содержанию жилья и текущему ремонту на 1 января 2022 г. составляет 36 894,12 руб., которая сложилась за периоды: январь 2009 г. - апрель 2015 г., август - декабрь 2019 г., февраль - декабрь 2020 г., февраль - декабрь 2021 г.; задолженность по холодному водоснабжению и водоотведению на 1 января 2022 г. составляет 3 893,71 руб., сумма долга сложилась за период с апреля 2021 по декабрь 2021 г.
В материалах дела также имеются копии вступивших в законную силу судебных постановлений, а именно:
- определение мирового судьи судебного участка N 30 судебного района "Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края" от 18 января 2021 г. о прекращении производства по делу по иску АО "Дальневосточная генерирующая компания" к Зинченко В.А. о взыскании задолженности за потреблённую тепловую энергию за период с 1 апреля по 31 октября 2019 г., судебных расходов в связи с отказом истца от иска;
- определение мирового судьи судебного участка N 30 судебного района "Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края" от 18 января 2021 г. о прекращении производства по делу по иску АО "Дальневосточная генерирующая компания" к Зинченко В.А. о взыскании задолженности за потреблённую тепловую энергию за период с 1 декабря 2019 г. по 31 мая 2020 г., судебных расходов в связи с отказом истца от иска;
- решение мирового судьи судебного участка N 30 судебного района "Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края" от 18 января 2021 г. об отказе в удовлетворении исковых требований АО "Дальневосточная генерирующая компания" к Зинченко В.А. о взыскании задолженности за потребление тепловой энергии за февраль, апрель 2018 года, февраль, март, ноябрь 2019 года, взыскании судебных расходов;
- решение мирового судьи судебного участка N 72 судебного района "Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края" от 26 февраля 2021 г. об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "Служба заказчика по многоквартирному дому" к Зинченко В.А. о взыскании задолженности по оплате за содержание, текущий ремонт жилья, пени за период с мая 2014 года по октябрь 2017 года в связи с истечением срока исковой давности; об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по оплате за содержание, текущий ремонт жилья за период с ноября 2017 года по ноябрь 2019 года, пени за период с ноября 2017 года по ноябрь 2019 года в связи с отсутствием задолженности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Зинченко В.А., суд первой инстанции сослался на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. N 432-пр "О порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края", разъяснения, приведённые в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", и пришёл к выводу об отсутствии оснований для признании незаконным отказа Центра социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре в предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить и возобновить меры социальной поддержки, указав на то, что имелись сведения о наличии у Зинченко В.А. задолженности по оплате коммунальных платежей, а заявление о возобновлении выплаты и о предоставлении документов об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг от истца в адрес ответчика не поступало.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно высказав суждение о том, что период имеющейся у Зинченко В.А., по данным государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, задолженности отличается от тех периодов, в отношении которых судебными постановлениями установлено отсутствие у истца долга по уплате коммунальных платежей. Судебные решения, свидетельствующие об отсутствии у истца задолженности перед АО "Дальневосточная генерирующая компания", были вынесены в январе 2021 года и вступили в законную силу в феврале 2021 года, при этом с заявлением о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации за период с 1 августа 2019 г. по 31 декабря 2021 г. Зинченко В.А. в Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре не обращался.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, не установила нарушения либо неправильного применения ими норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Зинченко В.А. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальные услуги). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (абзац первый пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее также - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
Частью первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению (часть третья статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на день приостановлении Зинченко В.А. выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 1 августа 2019 г. 1).
------------------------------
1Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" в часть третью статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2022 г. Данная норма изложена в следующей редакции: "Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтверждённой вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.".
------------------------------
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведённых ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В Хабаровском крае предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включая ветеранов труда, предусмотрено Законом Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и иных категорий граждан" и осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. N 432-пр, которым утверждён Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края (далее также - Порядок).
Пунктом 1.1 раздела 1 Порядка установлено, что указанный Порядок определяет процедуру назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Хабаровского края, в частности, в соответствии с Законом Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и иных категорий граждан".
Согласно пункту 1.2 раздела 1 Порядка ежемесячная денежная компенсация является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, указанных в пункте 1.1 Порядка.
Пунктом 1.3 раздела 1 Порядка (в редакции, действовавшей на день приостановления выплаты Зинченко В.А. ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 1 августа 2019 г.) установлено, что ежемесячная денежная компенсация части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется отдельным категориям граждан при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашений по её погашению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25 июня 2021 г. N 246-пр пункт 1.3 раздела 1 Порядка изложен в следующей редакции, действующей с 1 января 2021 г.: "Ежемесячная денежная компенсация не предоставляется гражданам при наличии у них подтверждённой вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности краевое государственное казённое учреждение - центр социальной поддержки населения получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства".
Пунктом 3.1 раздела 3 (в редакции, действовавшей на день приостановления выплаты Зинченко В.А. ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 1 августа 2019 г.) Порядка установлено, что для назначения ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в краевое государственное казённое учреждение - центр социальной поддержки населения по месту жительства заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации и способе её выплаты с приложением соответствующих документов, в том числе документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний месяц отопительного периода и последний месяц летнего периода перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной компенсации, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 3.1 раздела 3 Порядка).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4.2. раздела 4 Порядка выплата ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приостанавливается по решению руководителя Центра социальной поддержки населения при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или невыполнении гражданами соглашений по её погашению.
Согласно пункту 4.4.1 раздела 4 Порядка при наличии уважительных причин возникновения обстоятельств, указанных в подпункте "г" пункта 4.2 данного Порядка (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством), выплата ежемесячной денежной компенсации возобновляется по решению руководителя Центра социальной поддержки населения с месяца приостановления выплаты. Возобновление выплаты осуществляется на основании заявления и документов, подтверждающих наличие уважительных причин возникновения обстоятельств, указанных в подпункте "г" пункта 4.2 настоящего Порядка.
При отсутствии уважительных причин возникновения обстоятельств, указанных в подпункте "г" пункта 4.2 настоящего Порядка (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством), выплата ежемесячной денежной компенсации возобновляется по решению руководителя Центра социальной поддержки населения после полного погашения гражданином задолженности или заключения и (или) выполнения соглашения о погашении задолженности с организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, с месяца приостановления выплаты. Возобновление выплаты осуществляется на основании заявления и документов, подтверждающих погашение гражданином задолженности или заключения и (или) выполнения соглашения о погашении задолженности с организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги (пункт 4.4.2 Порядка).
Исходя из приведённых нормативных положений право определённых категорий граждан, в том числе ветеранов труда, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае ветеранов труда, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
По общему правилу, меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Из изложенных выше нормативных положений, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует:
1. Наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления этой меры социальной поддержки.
2. Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины её возникновения.
3. Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах её возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.
4. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
5. При отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановление уполномоченным органом предоставления гражданину мер социальной поддержки не допускается.
Судами первой и апелляционной инстанций, разрешавшими спор по требованиям Зинченко В.А., ... года рождения, являющегося ветераном труда и имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о проверке законности приостановления предоставления ему такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная компенсация части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и иных категорий граждан", положения приведённых выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, определяющих механизм реализации гражданами права на получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и не предполагающих возможности произвольного их применения уполномоченным органом, который обязан проверить все условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления названной компенсации, и до принятия такого решения установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины её возникновения, применены неправильно. Выводы судебных инстанций о наличии оснований для приостановления выплаты Зинченко В.А. ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сделаны при неустановленных юридически значимых для дела обстоятельствах и без надлежащей правовой оценки доводов истца, приведённых в обоснование заявленного иска, об отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что приостановление уполномоченным органом предоставления Зинченко В.А. с 1 августа 2019 г. выплаты единовременной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг было обусловлено полученными Центром социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре в рамках информационного обмена сведениями (данными государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) о наличии у Зинченко В.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Однако соответствует ли действительному положению дел эта информация - уполномоченным органом проверено не было, несмотря на утверждение Зинченко В.А. о том, что задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг у него отсутствует.
Частью 2 статьи 56 ГПК РФ предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1-4 статьи 67 ГПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведённые в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1-3 части 4 статьи 198 ГПК РФ).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Приведённые требования процессуального закона судами первой и апелляционной инстанций нарушены.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм права, доводов Зинченко В.А., приводимых в обоснование исковых требований, возражений на них ответчика суду для разрешения вопроса о законности действий уполномоченного органа по приостановлению предоставления истцу меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг необходимо было выяснить следующие обстоятельства:
- имелась ли у Зинченко В.А. задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на момент приостановления уполномоченным органом предоставления ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и если такая задолженность имелась, то в связи с предоставлением каких конкретно услуг она образовалась, за какой период (периоды) времени, и каков размер этой задолженности;
- при наличии задолженности устанавливал ли Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре до принятия решения 1 августа 2019 г. о приостановлении выплаты Зинченко В.А. ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг причины возникновения задолженности (уважительные или неуважительные), и учитывались ли эти причины при принятии уполномоченным органом названного решения;
- предлагалось ли Зинченко В.А. уполномоченным органом при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг погасить её и в какие сроки или заключить соглашение о её погашении.
Эти юридически значимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что период имеющейся у Зинченко В.А., по данным государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, задолженности отличается от тех периодов, в отношении которых судебными постановлениями мирового судьи установлено отсутствие у истца долга по уплате коммунальных платежей, несостоятельна, поскольку суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции, не устанавливал юридически значимых обстоятельств по настоящему делу, в том числе то обстоятельство, имелась ли у Зинченко В.А. задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, каковы её размер и периоды, за которые она образовалась (при её наличии).
Приведённое выше свидетельствует о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с реализацией ветераном труда Зинченко В.А. права на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, которые установлены статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и его права на справедливую и компетентную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Ввиду изложенного выводы судебных инстанций о том, что Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре правомерно приостановил Зинченко В.А. с 1 августа 2019 г. выплату ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине наличия у него задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, и об отказе в удовлетворении его исковых требований не основаны на подлежащих применению к спорным отношениям нормах права и сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Зинченко В.А. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 ГПК РФ.
На основании изложенного решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2022 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2022 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 г. по делу N 2-228/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2023 г. N 58-КГ23-16-К9
Опубликование:
-