В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 03.09.2021 N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на 2024 год.
2. Признать утратившим силу приказ начальника Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 19.12.2022 N 313-од "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на 2023 год".
3. Опубликовать настоящий приказ на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения.
Министр |
Н.И. Борисов |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
жилищно-коммунального
хозяйства, энергетики и
тарифной политики
Смоленской области
от 18 декабря 2023 г. N 79-од
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на 2024 год
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на 2024 год разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 03.09.2021 N 580.
Профилактика нарушений обязательных требований проводится в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - региональный государственный контроль (надзор)).
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является:
а) соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом "О естественных монополиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
б) соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения обязательных требований Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения к установлению и применению цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, целевого использования финансовых средств, полученных в результате введения надбавок на транспортировку газа, соблюдение стандартов раскрытия информации;
в) соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики;
г) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации;
д) соблюдение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения;
е) соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соблюдения стандартов раскрытия информации.
1.2. Объектом регионального государственного контроля (надзора) (далее - объекты контроля (надзора)) является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит федеральному государственному контролю (надзору) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов), в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования.
1.3. Субъектами регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых цен (тарифов) являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
1.4. Количество подконтрольных субъектов составляет 212 единиц.
1.5. Данные о проведенных в 2023 году мероприятиях по региональному государственному контролю (надзору).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" были установлены определенные ограничения на проведение контрольных мероприятий и принятие административных мер.
Контрольные (надзорные) мероприятия, проверки при осуществлении большинства видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2023 году не проводятся, а при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры.
Административные дела в 2023 году рассматриваются только по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий.
Согласно пункту 9 указанного постановления должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении (Министерства), в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения. Как указано выше, в 2023 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении большинства видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля не проводятся.
В 2023 году контрольная (надзорная) деятельность осуществлялась посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление государственного контроля (надзора), принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, путем направления предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Кроме того, в течение 2023 года проводились систематическое наблюдение и анализ информации за соблюдением субъектами регулирования в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами стандартов раскрытия информации.
По результатам регионального государственного контроля (надзора) в отчетном периоде в отношении юридических лиц и должностных лиц протоколы об административных правонарушениях не составлялись, выдано 9 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Общая сумма наложенных штрафов составила 200 000 рублей. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц постановления о прекращении административного производства не выносились, также в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) один административный штраф был заменен на предупреждение.
Наибольшее число выявленных нарушений относится к нарушению порядка ценообразования.
В отчетном периоде по результатам систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами выявлены нарушения в деятельности 7 организаций, протоколы об административных правонарушениях, предусмотреннных# статьями 19.7.1 и 19.8.1 КоАП РФ, не составлялись.
Причинами нарушений является пренебрежительное отношение ответственных лиц к соблюдению установленных обязательных требований - плохое знание нормативных правовых актов в сфере деятельности регулируемых организаций, отсутствие должного контроля за соблюдением сроков представления информации.
1.6. Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора).
Рисками, возникающими в результате нарушения охраняемых при осуществлении Министерством регионального государственного контроля (надзора), являются:
- риски нарушения порядка ценообразования;
- риски нарушения стандартов раскрытия информации;
- риски несвоевременного представления сведений, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов;
- риски нанесения ущерба правам, законным интересам граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Российской Федерации, в связи с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируемых видов деятельности.
Раздел 2. Цели и задачи реализации программы профилактики
2.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих целей:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
2.2. Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
- выявление рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков и их реализация;
- повышение уровня правовой грамотности и формирование одинакового понимания обязательных требований.
Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
3.1. Министерством в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
3.2. Информирование.
3.2.1. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3.2.2. Нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие контрольную деятельность, а также устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), размещены на официальном сайте Министерства (http://rek.admin-smolensk.ru/region-gos-kontrol/perechen-pravovyh-aktov/).
Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, размещается и поддерживается Министерством в актуальном состоянии.
3.2.3. Руководства по соблюдению обязательных требований, программы профилактики рисков причинения вреда, доклады о правоприменительной практике, доклады о государственном контроле (надзоре) ежегодно размещаются на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в разделе "Региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)".
3.3. Обобщение правоприменительной практики.
3.3.1. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3.3.2. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - Доклад). Доклад подготавливается один раз в год в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, утверждается приказом министра жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области до 12 марта, и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 3 дней со дня его утверждения.
3.4. Объявление предостережения.
3.4.1. При наличии у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или о признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение), предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.4.2. Порядок подачи возражений на предостережение установлен пунктом 13 постановления Администрации Смоленской области от 03.09.2021 N 580 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области".
3.5. Консультирование.
3.5.1. Должностные лица Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3.5.2. Способы консультирования:
- в письменной форме при письменном обращении контролируемого лица;
- по телефонам:
N п/п |
Ф.И.О., должность |
Телефон |
1. |
Горбачева Алла Ивановна, начальник отдела контрольно-аналитической работы |
8 (4812) 204617 |
2. |
Денисиевский Кирилл Алексеевич, консультант отдела контрольно-аналитической работы |
8 (4812) 204663 |
- посредством видео-конференц-связи;
- на личном приеме;
- в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
3.5.3. Перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование:
- применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения;
- необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;
- особенности осуществления регионального государственного контроля (надзора).
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
3.6. Профилактический визит.
3.6.1. Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства в объеме и порядке, установленными статьей 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3.6.2. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению регулируемого вида деятельности.
Обязательный профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи.
Министерство обязано предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению регулируемого вида деятельности, не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности.
3.6.3. Контролируемое лицо вправе обратиться в Министерство с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита.
3.6.4. Периодичность проведения обязательных профилактических визитов:
- I квартал - март;
- II квартал - июнь;
- Ill квартал - сентябрь;
- IV квартал - ноябрь.
Срок проведения обязательного профилактического визита составляет 1 (один) рабочий день.
3.7. Должностные лица, ответственные за реализацию профилактических мероприятий:
N п/п |
Ф.И.О., должность |
Телефон |
Функции |
1. |
Горбачева Алла Ивановна, начальник отдела контрольно-аналитической работы |
8 (4812) 204617 |
организация и проведение профилактических мероприятий |
2. |
Добровольская Галина Владимировна, начальник отдела по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг и платы за технологическое присоединение |
8 (4812) 204641 |
организация и проведение профилактических мероприятий |
3. |
Еремина Марина Юрьевна, начальник отдела ценового регулирования ресурсоснабжающих организаций |
8 (4812) 204670 |
организация и проведение профилактических мероприятий |
4. |
Фомченкова Елена Владимировна, начальник отдела ценового регулирования энергоснабжающих организаций |
8 (4812) 292658 |
организация и проведение профилактических мероприятий |
5. |
Денисиевский Кирилл Алексеевич, консультант отдела контрольно-аналитической работы |
8 (4812) 204663 |
организация и проведение профилактических мероприятий |
6. |
Дударев Максим Иванович, главный специалист отдела развития коммунального хозяйства |
8 (4812) 292633 |
размещение информации |
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (в процентах от общего количества подконтрольных субъектов (объектов)).
Снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (в процентах от общего количества подконтрольных субъектов (объектов)).
Оценка результативности и эффективности профилактических мероприятий проводится путем определения степени фактического достижения значения по каждому показателю эффективности и результативности.
Отчетные показатели оценки эффективности программы профилактики на 2023 год
Характеристика показателя |
Уровень реализации программы |
Корректировка программы |
Доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия | ||
Ниже 50% |
Низкий |
проводится путем изменения интенсивности мероприятий и форм профилактических воздействий |
Выше 50% |
Высокий |
не проводится |
Количество однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом | ||
Выше 20% |
Низкий |
проводится путем изменения интенсивности мероприятий и форм профилактических воздействий |
Ниже 20% |
Высокий |
не проводится |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области от 18 декабря 2023 г. N 79-од "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на 2024 год"
Вступает в силу с 18 декабря 2023 г.
Опубликование:
-