г. Краснодар |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А63-17134/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., при ведении помощником судьи Гайдуковой Н.В. протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем веб-конференции и видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края и участии в судебном заседании от заявителя - Степанель Ирины Олеговны - Кухтиной С.С. (доверенность от 14.08.2022), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю (ИНН 2635136449, ОГРН 1102635009817) - Болдыревой А.А. (доверенность от 14.03.2022), в отсутствие третьего лица - закрытого акционерного общества "Интранс" (ИНН 7707635625, ОГРН 1077759066175), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2022 по делу N А63-17134/2021, установил следующее.
Степанель И.О. (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к МИФНС N 11 по Ставропольскому краю (далее - налоговый орган) с требованием признать незаконным и отменить решение об исключении ЗАО "Интрас" (далее - общество) из ЕГРЮЛ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество.
Решением от 11.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.08.2022, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для принятия налоговым органом обжалуемого решения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение и постановление, по делу - принять новый судебный акт об отказе в иске. Заявитель указывает на то, что налоговым органом соблюден порядок исключения общества из ЕГРЮЛ, заявитель не оспаривается факт того, что адрес юридического лица является недостоверным, нарушений в процедуре принятия оспариваемого решения суды не установили. Суды ошибочно применили положения подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), поскольку последствия, предусмотренные названные нормой, для заявителя не наступают.
В отзыве на кассационную жалобу Степанель И.О. указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и возражения отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению пор следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 14.08.2007 (ГРН 1077759066175).
Единственным акционером общества Степанель И.О. принято решение от 19.12.2019 N 4 о добровольной ликвидации общества с назначением ликвидационной комиссии. В решении определен срок для подготовки необходимых документов для регистрации ликвидации общества, проведения процедуры ликвидации - один год с момента принятия решения.
Сведения о принятом решении о ликвидации опубликованы в Журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 3 (770) от 22.01.2020/373.
В январе 2020 года налоговый орган установил факт недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) общества.
10 марта 2020 года по результатам проверки в отношении общества в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе общества.
Решением от 27.08.2020 налоговый орган отказал в государственной регистрации представленных заявителем 20.08.2020 документов о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица в связи с наличием информации о недостоверности адреса общества, указанного в публикации для предоставления требований кредиторов при ликвидации юридического лица.
Решением от 31.08.2020 налоговый орган отказал в государственной регистрации представленных заявителем 24.08.2020 документов о ликвидации юридического лица в связи с недостоверностью адреса общества, указанного в публикации о принятии решения о ликвидации юридического лица.
Решением от 14.01.2021 налоговый орган отказал в государственной регистрации представленных заявителем 30.12.2020 документов о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица в связи с отсутствием нотариального удостоверения протокола единственного участника общества.
20 марта 2021 года налоговый орган принял решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Решением от 27.07.2021 налоговый орган принял решение о государственной регистрации прекращения юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Ликвидатор, полагая, что действия налогового органа являются незаконными, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В обязанности лиц, принявших решение о ликвидации, входит назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и сроков ликвидации юридического лица (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Указанные действия осуществляются ликвидационной комиссией в порядке, установленном в статье 63 Гражданского кодекса, предусматривающим опубликование информации о ликвидации, выявление кредиторов и имущества, составление промежуточного ликвидационного баланса в целях определения достаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов, обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица или при наличии признаков банкротства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Внесение в реестр записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (пункт 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, то регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из смысла и содержания указанных норм Закона N 129-ФЗ следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не влечет безусловное (обязательное) исключение из ЕГРЮЛ лиц, поскольку применение норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Процедура, регламентированная статьями 21.1 и 22 Закона N 129-ФЗ, может быть применена налоговым органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности. Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из реестра направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П). Следовательно, юридическое лицо подлежит исключению из реестра в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Суды установили, что сведения о принятом решении о ликвидации юридического лица опубликованы в Журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 3 (770) от 22.01.2020/373. Более того, регистрирующий орган отказал в государственной регистрации документов о составлении промежуточного ликвидационного баланса, документов о ликвидации юридического лица в связи с недостоверностью адреса общества, указанного в публикации о принятии решения о ликвидации юридического лица.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования общества, исходили из того, что на момент принятия налоговым органом решения об исключении общества из ЕГРЮЛ у общества признаки недействующего юридического лица отсутствовали, налоговая служба надлежащим образом извещена о начавшейся процедуре добровольной ликвидации юридического лица, в связи с этим оснований для исключения общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности, у налогового органа не имелось. При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что действия налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении общества не соответствуют статье 21.1 Закона N 129-ФЗ и являются незаконными.
Довод заявителя жалобы о соблюдении порядка исключения общества из ЕГРЮЛ не принимается во внимание. Суды верно указали что факт соблюдения налоговым органом названной процедуры (исключения юридического лица из ЕГРЮЛ) с учетом установленных обстоятельств рассматриваемого дела сам по себе не свидетельствует о ее правомерности. Предусмотренное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке обусловлено установлением указанных в законе признаков недействующего юридического лица и отсутствием возражений заинтересованных лиц (кредиторов и др.) на опубликованное решение о предстоящем исключении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 N 356-О, определения Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 309-ЭС15-6999, от 09.10.2015 N 305-КГ15-13122, от 04.04.2016 N 306-ЭС16-2264). В рассматриваемом случае процессуальное поведение общества, от имени которого действовали уполномоченные лица - ликвидационная комиссия, не давало оснований полагать, что юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность и исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Приведенные доводы жалобы сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и иному толкованию норм материального права, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Нарушения норм процессуального права (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2022 по делу N А63-17134/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о соблюдении порядка исключения общества из ЕГРЮЛ не принимается во внимание. Суды верно указали что факт соблюдения налоговым органом названной процедуры (исключения юридического лица из ЕГРЮЛ) с учетом установленных обстоятельств рассматриваемого дела сам по себе не свидетельствует о ее правомерности. Предусмотренное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке обусловлено установлением указанных в законе признаков недействующего юридического лица и отсутствием возражений заинтересованных лиц (кредиторов и др.) на опубликованное решение о предстоящем исключении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 N 356-О, определения Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 309-ЭС15-6999, от 09.10.2015 N 305-КГ15-13122, от 04.04.2016 N 306-ЭС16-2264). В рассматриваемом случае процессуальное поведение общества, от имени которого действовали уполномоченные лица - ликвидационная комиссия, не давало оснований полагать, что юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность и исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке.
...
Нарушения норм процессуального права (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2022 г. N Ф08-13137/22 по делу N А63-17134/2021