Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу ФАС России
от 06.12.2023 N 949/23
Методика сбора и анализа внутренней и внешней обратной связи в Федеральной антимонопольной службе
I. Общие положения
1. Настоящая методика определяет общие подходы и направления по сбору и анализу обратной связи от внешних и внутренних клиентов, применяемые в ФАС России.
2. Используемые понятия и определения:
внешний клиент - граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели, самозанятые, объединения граждан, не зарегистрированные в качестве юридических лиц, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую и (или) некоммерческую деятельность, а также иные органы и организации, осуществляющие взаимодействие с ФАС России с целью удовлетворения своих потребностей, решения проблем, задач, вопросов, относящихся к компетенции ФАС России;
внутренний клиент - государственные гражданские служащие и работники ФАС России и ее территориальных органов, а также сотрудники подведомственных учреждений;
система обратной связи - инструмент, направленный на оценку качества взаимодействия клиентов с ФАС России через сбор, агрегацию и анализ субъективных данных, полученных от внешних и внутренних клиентов;
форма обратной связи - физическая или виртуальная среда, в которой происходит сбор обратной связи от внешних и внутренних клиентов;
механизм обратной связи - формализованный метод передачи обратной связи;
владелец обратной связи - структурное подразделение ФАС России, обладающее доступом к результатам обратной связи, анализирующее данные результаты самостоятельно, либо делегирующее анализ иным структурным подразделениям ФАС России;
онлайн-форма обратной связи - метод сбора информации, предусматривающий использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", внутреннего портала ФАС России с целью обеспечения коммуникации;
офлайн-форма обратной связи - метод сбора информации, предусматривающий непосредственное личное взаимодействие с респондентами, с целью обеспечения получения обратной связи вне зависимости от каналов получения ими информации;
"карта болей" клиента - это инструмент, используемый для идентификации, приоритизации и анализа проблем, возникающих в процессах.
II. Описание системы сбора и анализа обратной связи
3. Система обратной связи служит для выявления отношения клиентов к деятельности ФАС России в разрезе следующих направлений деятельности, процессов (групп процессов), осуществляемых в ведомстве (далее - объекты сбора и анализа обратной связи):
предоставление государственных услуг;
выполнение функций;
осуществление государственного контроля (надзора);
профилактика нарушений обязательных требований;
рассмотрение обращений и запросов;
обеспечение доступа к информации о деятельности ФАС России;
предоставление мер государственной поддержки (для внутреннего клиента);
организация взаимодействия с внутренним клиентом.
4. Система обратной связи может быть как внешней - служащей для сбора обратной связи от внешних клиентов, так и внутренней - служащей для сбора обратной связи от внутренних клиентов.
5. Целями формирования системы обратной связи являются:
получение единой и сравнимой информации о качестве всех взаимодействий клиентов с ФАС России и их удовлетворенности в различных жизненных ситуациях (далее - удовлетворенность);
выявление проблем, претензий ("болей") при взаимодействии клиентов с ФАС России, разработка мер, направленных на повышение удовлетворенности клиентов;
разработка и контроль реализации требований к повышению качества существующих и созданию новых возможностей для удовлетворения запросов клиентов;
выявление направлений развития отдельных аспектов деятельности ФАС России, а также эффективных решений в деятельности ведомства с целью тиражирования лучших практик на другие аспекты деятельности;
повышение результативности процессов ФАС России;
оперативное реагирование на проблемы клиентов.
6. Источниками обратной связи являются аккумулируемые владельцами обратной связи данные информационных систем, интегрирующих информацию от клиентов о качестве услуг и сервисов (Платформа обратной связи, Единый портал государственных услуг и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ), ведомственные и региональные системы и другие), обращения и жалобы, поступающие в ФАС России как напрямую, так и перенаправленные из других государственных органов, а также данные социологических исследований и мониторингов, в том числе проводимых в рамках Стандарта мониторинга оказания сервисов 1.
------------------------------
1 Утвержден протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 29.12.2021 N 50.
------------------------------
7. Ключевой характеристикой аккумулируемых данных является их сравнимость, выражающаяся в возможности сопоставления аналогичных данных, получаемых посредством разных механизмов обратной связи.
8. Сбор обратной связи осуществляется посредством как онлайн-, так и офлайн-форм обратной связи. Формы анкет разрабатываются владельцами процессов совместно с Управлением государственной службы в соответствии с методическими рекомендациями АНО "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" по формированию систем сбора и анализа обратной связи в органах власти.
Предпочтение отдается тем формам обратной связи, которые являются максимально необременительными для клиентов с точки зрения временных и материальных затрат.
9. Периодичность сбора обратной связи может устанавливаться председателем Рабочей группы ФАС России по внедрению принципов клиентоцентричности.
10. Периодичность сбора обратной связи, рекомендуемые формы и механизмы сбора обратной связи в отношении процессов, являющихся приоритетными для реинжиниринга, представлены в приложении N 2 к настоящему приказу.
III. Анализ обратной связи и принятие решений
11. Анализ обратной связи проводится владельцем обратной связи с целью выявления как общего уровня удовлетворенности клиентов от взаимодействия с ФАС России, так и отдельными параметрами такого взаимодействия.
12. Если в силу специфики механизма обратной связи не оговорено иного, аккумулированные владельцами обратной связи данные, получаемые посредством механизмов обратной связи, подлежат ежеквартальному обобщению и анализу.
13. В отдельных случаях при выявлении значительного числа негативной обратной связи, высокого уровня неудовлетворенности возможна организация дополнительных исследований, призванных конкретизировать и ликвидировать причину неудовлетворенности клиентов.
14. Дополнительно учитываются количество и содержание предложений и замечаний, полученных в результате обработки ответов клиентов на открытые вопросы как онлайн-, так и офлайн-форм обратной связи.
Мониторинг поступившей в ФАС России негативной обратной связи проводится владельцем обратной связи по следующим объективным метрикам:
количество негативной обратной связи, поступившей посредством всех форм и механизмов с указанием доли каждого;
основная тематика негативной обратной связи;
время ожидания клиентом ответа (если таковой предусмотрен);
количество и доля удовлетворенных клиентов;
количество и доля неудовлетворенных клиентов.
15. Сбор информации по данным метрикам ведется постоянно и анализ проводится владельцами обратной связи один раз в квартал не позднее третьего рабочего дня, следующего за отчетным кварталом.
16. В результате анализа обратной связи формируется "карта болей" клиента в соответствии с приложением N 3 к настоящему приказу. Данная информация относится к категории для внутреннего пользования и не подлежит опубликованию.
17. Подготовленная "карта болей" клиентов подлежит рассмотрению на заседании Рабочей группы ФАС России по внедрению принципов клиентоцентричности в целях обсуждения способов и мер устранения проблем, возникающих у внутренних и внешних клиентов, а также, в случае необходимости, принятия решения о реинжиниринге процессов.
18. Результаты анализа обратной связи публикуются на внутреннем портале, а также могут быть размещены в официальных аккаунтах ФАС России в социальных сетях.
19. При отсутствии поступившей обратной связи в отчетном периоде ее анализ не производится.
IV. Применяемые формы и механизмы внешней и внутренней обратной связи
20. Внешние клиенты имеют возможность использовать следующие формы и механизмы обратной связи:
отправка сообщений на единый электронный адрес ФАС России;
прохождение опросов, размещаемых на официальном сайте ФАС России;
обращение в общественную приемную ФАС России;
письменное обращение в адрес ФАС России;
посредством ЕПГУ;
посредством платформы обратной связи (приложение "Госуслуги. Решаем вместе");
посредством официальных аккаунтов ФАС России в социальных сетях;
участие в работе Общественного совета при ФАС России;
участие в работе экспертных советов при ФАС России;
участие в деятельности рабочих групп при ФАС России.
21. Внутренние клиенты имеют возможность использовать следующие формы и механизмы обратной связи:
участие в онлайн-опросах, размещаемых на внутреннем портале ФАС России;
заполнение опросных анкет в офлайн-формате;
оценка качества исполнения заявок, направляемых посредством Help desk;
оценка новостей, публикуемых на внутреннем портале ФАС России, и их комментирование.
22. Для повышения качества профессиональной деятельности и условий труда могут проводиться опросы, включающие оценку:
материально-технического оснащения;
регламентации профессиональной деятельности;
автоматизации профессиональной деятельности;
взаимодействия с другими государственными органами и организациями;
возможностей профессионального развития в ведомстве;
взаимоотношений между государственными служащими и структурными подразделениями в ведомстве.
23. Опросы внешних и внутренних клиентов проводятся на условиях анонимности.
24. При размещении онлайн-опросов могут быть использованы специальные сервисы, предназначенные для проведения опросов. В зависимости от целей и методики проведения конкретного опроса может проводиться адресная рассылка целевой аудитории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.