г. Краснодар |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А20-3199/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Д.Ю., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видео-конференцсвязи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики (судья Хатухов З.А., секретарь судебного заседания Бгажнокова Д.А.), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711027218, ОГРН 1020700739344) - Гаева Р.А. (доверенность от 13.10.2022), в отсутствие заявителя - публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью компания охранной деятельности "Стража" (ИНН 0721021198, ОГРН 1070721001526), акционерного общества "Центр развития экономики" (ИНН 5034031535, ОГРН 1075034003967), общества с ограниченной ответственностью "ЧОП "Вымпел-С" (ИНН 7701687232, ОГРН 1067758879121), общества с ограниченной ответственностью "ЧОП "СОБР" (ИНН 6672166618, ОГРН 1046604396190), общества с ограниченной ответственностью "ЧОО "Энергия-КБ" (ИНН 0725014561, ОГРН 1140725001560), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 по делу N А20-3199/2021, установил следующее.
ПАО "Россети Северный Кавказ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республики (далее - управление) о признании недействительными решения и предписания от 01.07.2021 по делу N 007/07/3-609/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО Компания охранной деятельности "Стража" (далее - компания); АО "Центр развития экономики"; ООО "ЧОП "Вымпел-С"; ООО "ЧОП "СОБР"; ООО "ЧОО "Энергея-КБ".
Решением от 03.06.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.08.2022, заявленные требования удовлетворены, решение и предписание управления признаны недействительными.
В кассационной жалобе управление просит, не отменяя судебные акты, исключить из мотивировочной части решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции выводы о том, что жалоба компании не подлежала рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Вывод судов о том, что жалоба компании не подлежала рассмотрению в рамках статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ является ошибочным, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) обжалование действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган осуществляется, в том числе, по основанию проведения закупки с нарушением требований Закона о закупках. Управление рассмотрело доводы компании - участника аукциона, чьи права были непосредственно затронуты, следовательно, оспариваемое решение вынесено в пределах компетенции антимонопольного органа.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, письменных пояснений и отзыва, выслушав представителя управления, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.06.2020 на сайте Электронной торговой площадки https://rosseti.roseltorg.ru/ (далее - ЭТП), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru объявлен открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов сроком на один год для нужд филиала общества - "Каббалкэнерго" N 32009244067. В рамках открытого конкурса участвовало 4 заявки - ООО "ЧОО "СОБР", ООО "ЧОО Вымпел-С", ООО "ЧОО "Айланд-Плюс" и компании.
В ходе проведения экспертизы поступивших заявок выявлены замечания у всех участников конкурса. Согласно протоколу рассмотрения заявок от 28.10.2020 N ПРС 281020/8 отклонены заявки всех участников торгово-закупочной процедуры, в том числе заявка компании в связи с отсутствием в составе заявки согласия на обработку персональных данных.
По данному решению закупочной комиссии компания подала жалобу в управление, по результатам рассмотрения которой, 26.11.2020 принято решение о признании жалобы обоснованной с выдачей предписания об отмене протоколов рассмотрения и подведения итогов и проведением повторной процедуры рассмотрения.
Указанные решение и предписание общество обжаловало в судебном порядке в рамках дела N А20-3615/2020.
Во исполнение предписания от 26.11.2020 общество на ЭТП размещено извещение о внесении изменений от 10.12.2020 N ИК 101220/8, согласно которому назначены следующие сроки проведения этапов процедуры: рассмотрение заявок: 25.05.2021 12:00 (время московское); переторжка: с 25.05.2021 12:00 (время московское) - по 26.05.2021 12:00 (время московское); подведение итогов: 26.05.2021 18:00 (время московское).
По результатам проведения итогов на основании протокола от 04.06.2021 N 1111 040621/3 процедура торгов признана несостоявшейся в соответствии с пунктом 7.5.1. Единого стандарта закупок общества, утвержденного решением Совета Директоров общества (в редакции протокола от 24.11.2020 N 440).
Не согласившись с указанным решением закупочной комиссии, компания направила в управление жалобу на действия организатора торгов - общество при проведении открытого конкурса в электронной форме. Компания считает, что действие общества направлено на злонамеренное затягивание сроков закупки и не исполнение предписания управления от 26.11.2020.
По результатам рассмотрения жалобы, 01.07.2021 по делу N 007/07/3-609/2021 управление приняло решение, которым признало обоснованной жалобу на действия общества при проведении запроса предложений N 32009244067; в действиях общества установлены нарушения части 2 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках); обществу выдано предписание на устранение выявленных нарушений; должностному лицу управления переданы материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Управление вынесло предписание от 01.07.2021, которым общество обязано выполнить следующие действия: отменить протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя от 04.06.2021 N 23907772; провести повторно процедуру оценки конкурсных заявок и выбору победителя конкурса с учетом замечаний, указанных в решении N 007/07/3-609/2021 в срок до 13.07.2021, при этом не учитывать положения пункта 7.5.5 Единого стандарта закупок общества; продолжить процедуру заключения договора по итогам открытого конкурса в электронной форме путем направления проекта договора победителю конкурса в срок до 23.07.2021, при этом не учитывать положения пункта 7.5.5 Единого стандарта закупок общества; в срок до 23.07.2021 представить в управление подтверждение исполнение предписания.
Полагая, что решение и предписание управления незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь положениями статей 1, 3 и 5 Закона о закупках, статей 18.1 и 23 Закона N 135-ФЗ, статей 99 и 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, пунктом 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, пришли к выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права общества и обоснованно признали их недействительными.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно сослался на пункт 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018, согласно которому судам необходимо учитывать, что законодатель расширил перечень оснований для обращения в антимонопольный орган - начиная с 31.12.2017 положения части 10 статьи 3 Закона изложены в новой редакции, установленной Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ) обжалование действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган осуществляется, в том числе, по основанию проведения закупки с нарушением требований Закона о закупках. При рассмотрении жалоб, поданных 31.12.2017 и позднее, антимонопольный орган вправе выносить решения и предписания, необходимые для восстановления прав участников закупки, в частности, если права участников нарушены несоблюдением заказчиком требований к информационной открытости закупки, установлением неизмеряемых требований к участникам закупки, необоснованным ограничением конкуренции и несоблюдением принципа равенства по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках). При этом необходимо учитывать, что, согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ), рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования; антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.
С учетом изложенного и доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что в данном случае, основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 по делу N А20-3199/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь положениями статей 1, 3 и 5 Закона о закупках, статей 18.1 и 23 Закона N 135-ФЗ, статей 99 и 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, пунктом 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, пришли к выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права общества и обоснованно признали их недействительными.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно сослался на пункт 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018, согласно которому судам необходимо учитывать, что законодатель расширил перечень оснований для обращения в антимонопольный орган - начиная с 31.12.2017 положения части 10 статьи 3 Закона изложены в новой редакции, установленной Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ) обжалование действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган осуществляется, в том числе, по основанию проведения закупки с нарушением требований Закона о закупках. При рассмотрении жалоб, поданных 31.12.2017 и позднее, антимонопольный орган вправе выносить решения и предписания, необходимые для восстановления прав участников закупки, в частности, если права участников нарушены несоблюдением заказчиком требований к информационной открытости закупки, установлением неизмеряемых требований к участникам закупки, необоснованным ограничением конкуренции и несоблюдением принципа равенства по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках). При этом необходимо учитывать, что, согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ), рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования; антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 декабря 2022 г. N Ф08-13095/22 по делу N А20-3199/2021
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13095/2022
24.08.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3805/2021
03.06.2022 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3199/2021
24.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13134/2021
08.10.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3805/2021