г. Краснодар |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А63-8165/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Драбо Т.Н. и Епифанова В.Е., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хасанова Мирзабека Хызыровича (ИНН 090400121906, ОГРНИП 313265103700056) - Хасанова М.Х. (лично, паспорт), Боснякова С.И. (доверенность от 18.05.2021), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Цимлянское" (ИНН 2623019204, ОГРН 1062645002815) - Коваленко И.М. (доверенность от 29.12.2021), в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хасанова Мирзабека Хызыровича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу N А63-8165/2021, установил следующее.
Глава КФХ Хасанов М.Х. (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 20.04.2021 N 26-КА-04/2314, об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Шпаковский район, 16 км на юго-восток от ориентира: Ставропольский край, город Ставрополь; возложении на территориальное управление обязанности по обеспечению опубликования извещения о предоставлении данного земельного участка в аренду в установленном законом порядке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Цимлянское" (далее - общество).
Решением от 25.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что в границах земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м находится принадлежащее с 06.08.2014 на праве собственности главе КФХ здание кошары с кадастровым номером 26:11:091601:3 общей площадью 868 кв. м. Действие Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) не распространяется на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. При наличии на испрашиваемом участке объекта недвижимости реализовать процедуру, регламентированную в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), не представляется возможным. Основания обязания территориального управления рассмотреть заявление главы КФХ и предоставить ему спорный земельный участок в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса отсутствуют. С заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под своим объектом недвижимости заявитель не обращался, тогда как площадь испрашиваемого участка (7 796 632 кв. м) существенно превышает площадь находящегося на нем объекта (868 кв. м). В состав земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий, строений и сооружений, используемых в сельхозпроизводстве, не включаются сельскохозяйственные угодья (пастбища, пашни, сенокосы). Спорный земельный участок подлежит разделу с образованием земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащей заявителю животноводческой фермы, и земельного участка (участков) сельскохозяйственных угодий.
В кассационной жалобе глава КФХ просит решение от 25.04.2022 и апелляционное постановление от 18.07.2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение, пояснив, что им подано заявление о предоставлении в аренду без торгов земельного участка, на котором располагается ферма, непосредственно для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства, на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса (не для эксплуатации нежилого здания). В рамках дела N А63-7042/2018 преюдициально установлено, что для эксплуатации фермы необходим земельный участок площадью 790,8 га, который и представляет собой земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:6970 с находящейся на нем фермой. Глава КФХ обладает исключительным правом на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м. Реализуя данное право, заявитель инициировал выдел указанного участка из земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:129. В деле N А63-15867/2018 также установлено, что для осуществления (расширения) крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки могут предоставляться в порядке подпункта 15 пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса (при отсутствии иных претендентов). Препятствия реализовать процедуру, регламентированную статьей 39.18 Земельного кодекса, по опубликованию извещения о предоставлении земельного участка и в последующем - соблюсти требования пункта 5 названной статьи, отсутствуют, поскольку после публикации станет известно о наличии иных претендентов. Вывод судов о необходимости раздела спорного земельного участка с образованием земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащей заявителю животноводческой фермы, и земельного участка (земельных участков) сельскохозяйственных угодий, ошибочен, поскольку нет законодательного запрета на предоставление одного земельного участка, который включает в себя площадь, необходимую для эксплуатации животноводческой фермы, и земельного участка сельскохозяйственных угодий для деятельности КФХ. Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - приказ N 540) на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Кроме того, статья 39.20 Земельного кодекса не содержит требований о необходимости определения границ и размеров земельного участка с учетом фактически используемой площади в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, а также запрета на предоставление земельного участка в размере, необходимом не только для эксплуатации животноводческой фермы, но и сельскохозяйственных угодий для осуществления выпаса скота и сенокошения. Размер спорного земельного участка обоснован заключением кадастрового инженера от 14.08.2018 N 044-п, согласно которому для выпаса скота потребуется 427,2 га пастбищ, для кормления скота - 368,5 га сенокосных угодий (покосов), а всего 795,7 га.
В данном заключении также указано, что по составу угодий земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:6970 состоит из, имеющих пересеченный рельеф с уклонами, сельскохозяйственных угодий - пастбищ и сенокосных участков. Данное заключение основано на информации ФГБНУ "Северо-Кавказский ФНАЦ" от 13.08.2018 N 295 о площадях, необходимых для выпаса 125 голов крупного рогатого скота, 200 голов овец и 30 голов лошадей, и площади земельного участка под сенокошение. Согласно справке Цимлянского территориального отдела администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о наличии личного подсобного хозяйства главы КФХ от 14.05.2021 N 19 численность крупного рогатого скота составляет 125 голов, овец - 200 голов, лошадей - 30 голов.
Общество в отзыве на кассационную жалобу ссылается на несостоятельность ее доводов, а также законность и обоснованность состоявшихся судебных актов.
В судебном заседании, проводимом в режиме веб-конференции, представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве. Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании части 3 статьи 284 Кодекса.
Определением от 16.11.2022 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 16 часов 20 минут 07.12.2022.
В соответствии со статьей 163 Кодекса в судебном заседании от 07.12.2022 объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 09.12.2022, который продлен до 11 часов 00 минут 12.12.2022; в назначенное время рассмотрение жалобы продолжено.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участников судебного процесса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края (арендодатель) и Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт овцеводства и козоводства" (реорганизовано в ФГБНУ "Северо-Кавказский Федеральный научный аграрный центр") (далее - учреждение, арендатор) заключили договор от 22.03.2006 N 88, по условиям которого учреждению сроком до 16.03.2055 передан в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:11:000000:129 общей площадью 23 222 га, находящийся по адресу: примерно в 1,6 км по направлению на юго-восток от ориентира: Ставропольский край, г. Ставрополь.
Учреждение (арендатор) и общество (субарендатор) заключили договор от 12.04.2006 N 1 субаренды названного земельного участка сроком до 28.02.2054 (зарегистрирован 15.05.2006).
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 19.06.2014 по делу N 2-1275/14 за главой КФХ признано право собственности в силу приобретательной давности на недвижимое имущество, состоящее из нежилого строения (кошары) с кадастровым номером 26:11:091601:3 общей площадью 868 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, пос. Новый Бешпагир, животноводческая точка "Пятилетка", 2-а, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 26-АИ N 872284.
На основании поручений Росимущества от 30.06.2016 N ГШ-10/26809 и от 30.12.2016 N ЕГ-10/54740 по заявлениям главы КФХ, общества и других лиц, с согласия учреждения, распоряжением территориального управления от 21.02.2017 N 121 исходный земельный участок (26:11:000000:129) разделен на 28 участков.
6 марта 2017 года образованный в результате раздела земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет.
11 апреля 2017 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок (26:11:000000:6970) площадью 7 796 632 кв. м.
21 марта 2018 года учреждение направило в адрес территориального управления письмо об отказе от заключения договора аренды в отношении этого земельного участка.
17 марта 2021 года глава КФХ на основании подпункта 9 и подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса обратился в территориальное управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м.
Письмом от 20.04.2021 N 26-КА-04/2314 территориальное управление отказало главе КФХ в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что данный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", тогда как указанная в заявлении цель использования - "для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности"; то есть, разрешенное использование земельного участка не соответствует цели использования, указанной в заявлении (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса); также необходимо провести мероприятия по формированию участка под объектами недвижимости заявителя. Кроме того, во исполнение постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.11.2020 по делу N А63-23606/2018 на рассмотрении территориального управления находится заявление общества о разделе участка 26:11:000000:6970 и предварительном согласовании его предоставления.
Считая решение территориального управления незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, глава КФХ обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия (часть 1 статьи 198 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, на праве оперативного управления.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 Земельного кодекса. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в статье 39.17 данного Кодекса.
Исчерпывающие основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в случае предоставления такого участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления этого заявления, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 данного Кодекса.
Анализ статьи 39.18 Земельного кодекса свидетельствует о том, что публичный земельный участок может быть предоставлен гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности на основании предоставленного им заявления при условии, что этот гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При наличии иных граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган обязан приступить к процедуре проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что при наличии на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости (кошары) главы КФХ реализовать процедуру, регламентированную в статье 39.18 Земельного кодекса, невозможно; с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под своим объектом недвижимости заявитель не обращался; площадь испрашиваемого земельного участка (7 796 632 кв. м) существенно превышает площадь находящегося на нем объекта недвижимости (868 кв. м); в состав земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий, строений и сооружений, используемых в сельскохозяйственном производстве, сельскохозяйственные угодья (пастбища, пашни, сенокосы) не включаются.
Не опровергая приведенные выводы судебных инстанций, кассационная коллегия считает необходимым указать следующее.
По смыслу части 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках дела N А63-7042/2018 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению о признании незаконным, содержащегося в письме от 27.03.2018 N 2412/04, отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 и возложении на территориальное управление обязанности заключить договор аренды. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен в числе других глава КФХ. Решением от 10.08.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 01.02.2019, а также постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием у территориального управления информации о преимущественном праве общества на приобретение спорного земельного участка в аренду без проведения торгов. Кроме того, на территории данного земельного участка расположены объекты недвижимости, принадлежащие главе КФХ на праве собственности, который имеет преимущественное право на приобретение данного участка в аренду (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
В рамках дела N А63-15867/2018 глава КФХ обратился в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, 16 км на юго-восток от ориентира: Ставропольский край, город Ставрополь; возложении на территориальное управление обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении главе КФХ в аренду сроком на 49 лет указанного земельного участка, осуществить подготовку проекта договора аренды и направить его заявителю. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество. Решением от 22.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2019, постановлением суда округа от 13.06.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что заявитель документально не обосновал необходимость предоставления в аренду земельного участка площадью 7 796 632 кв. м, признав действия территориального управления соответствующими пункту 1 статьи 39.16 и подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса. При этом суды указали, что глава КФХ не лишен возможности сформировать в установленном порядке земельный участок, занятый принадлежащим ему объектом недвижимости, необходимый для его эксплуатации, и обратиться к уполномоченному органу с соответствующим заявлением. Кассационный суд особо отметил, что на территории земельного участка имеются пашня и сенокосы; часть спорного участка используется обществом для посева озимой пшеницы. В состав земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий, строений и сооружений, используемых в сельскохозяйственном производстве, не включаются сельскохозяйственные угодья (пастбища, пашня, сенокосы), являющиеся иным видом земель сельскохозяйственного назначения. Согласно заключению кадастрового инженера от 14.08.2018 N 044-п для осуществления выпаса скота потребуется 427,2 га пастбищ, для кормления скота - 368,5 га сенокосных угодий (покосов), а всего - 795,7 га сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем глава КФХ обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Для осуществления (расширения) крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки могут предоставляться хозяйствам по иному основанию - в порядке подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2019 N 308-ЭС19-16567 по делу N А63-15867/2018 главе КФХ отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, выводы судов трех инстанций признаны обоснованными.
В рамках дела N А63-23606/2018 общество вновь обратилось в арбитражный суд к территориальному управлению и Росимуществу, просило признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения об утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 по заявлению общества; обязать территориальное управление утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка для предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду; признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании либо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению общества от 27.08.2018; обязать территориальное управление рассмотреть по существу заявление общества о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 7 644 506,05 кв. м (контур N 1 исходного земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970) и направить ответ заявителю в установленный законом срок. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен глава КФХ.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.11.2020 решение от 06.03.2020 и постановление апелляционного суда от 06.08.2020 по делу N А63-23606/2018 отменены, принят новый судебный акт: признано незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в нерассмотрении по существу заявлений общества от 27.08.2018 о разделе земельного участка и от 27.08.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать, как не соответствующее Земельному кодексу и нарушающее права заявителя. На территориальное управление возложена обязанность в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления рассмотреть заявления общества от 27.08.2018 о разделе земельного участка и от 27.08.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать, принять по ним решения в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, и направить принятые решения заявителю. В удовлетворении заявления общества к Росимуществу отказано.
В настоящее время в производстве судов находится дело N А63-3570/2022 по заявлению общества к территориальному управлению о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов по заявлению общества от 12.08.2021, выраженного территориальным управлением в письмах от 13.09.2021 N 26-04/5219, от 13.12.2021 N 26-04/7083; обязать территориальное управление утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 7 644 506 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, р-н Шпаковский, 16 км на юго-восток от ориентира: Ставропольский край, г. Ставрополь, и предварительно согласовать предоставление данного земельного участка в аренду обществу на срок, установленный договорами субаренды от 12.04.2006 и от 08.12.2017 - до 28.02.2054, без проведения торгов, в порядке, предусмотренном статьями 39.15 и подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, а также пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса и пунктом 1 статьи 618 Гражданского кодекса. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен глава КФХ.
Из анализа судебных актов по делу N А63-15867/2018 (по заявлению главы КФХ) и делам N А63-7042/2018, А63-23606/2018, А63-3570/2022 (по заявлениям общества) следует, что до настоящего времени существующий конфликт между сторонами в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 644 506 кв. м не разрешен; неоднократные отказы уполномоченного органа главе КФХ и обществу по формальным основаниям сохраняют правовую неопределенность и противоречат вступившим в законную силу судебным актам по ранее рассмотренным делам, что недопустимо (статья 16 Кодекса).
В этой связи оспариваемый в настоящем деле очередной отказ территориального управления главе КФХ, изложенный в письме от 20.04.2021 N 26-КА-04/2314, нельзя признать законным.
С учетом обстоятельств, установленных в делах N А63-7042/2018, А63-15867/2018 и А63-23606/2018, выводов высшей судебной инстанции по делу N А63-23606/2018, коллегия окружного суда полагает, что для разрешения длящегося конфликта сторон первоначально надлежит сформировать земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащего главе КФХ объекта (кошары площадью 868 кв. м), в соответствии с действующими нормативами, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м.
В отношении оставшейся после раздела части земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м территориальному управлению следует обеспечить проведение публичной процедуры в соответствии с действующим земельным законодательством.
При этом следует отметить, что публичную процедуру в отношении оставшейся части земельного участка уполномоченный орган определяет с учетом субъектного состава претендентов на момент предоставления.
По результатам рассмотрения жалобы кассационный суд вправе отменить решение и (или) апелляционное постановление полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но ими неправильно применена норма права либо законность решения, постановления повторно проверяется кассационным судом при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 данной статьи (пункт 2 части 1 статьи 287 Кодекса).
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства дела, но неправильно применили нормы материального права, - решение и апелляционное постановление следует отменить, принять по делу новый судебный акт. При определении порядка восстановления нарушенных прав заявителя в соответствии с частью 4 статьи 201 Кодекса суд округа считает необходимым возложить на территориальное управление обязанность образовать земельный участок, необходимый для эксплуатации объекта главы КФХ (кошары общей площадью 868 кв. м) в соответствии с нормативами, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м; в отношении оставшейся после раздела части земельного участка - обеспечить проведение публичной процедуры предоставления согласно действующему земельному законодательству.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу N А63-8165/2021 отменить.
Принять по делу А63-8165/2021 новый судебный акт.
Признать незаконным решение Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, изложенное в письме от 20.04.2021 N 26-КА-04/2314, об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Шпаковский район, 16 км на юго-восток от ориентира: Ставропольский край, г. Ставрополь.
Возложить на Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае обязанность обеспечить образование земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хасанову Мирзабеку Хызыровичу объекта - кошары общей площадью 868 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, пос. Новый Бешпагир, животноводческая точка "Пятилетка", 2-а, с кадастровым номером 26:11:091601:3 (свидетельство о государственной регистрации права серии 26-АИ N 872284), в соответствии с установленными нормативами, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м.
В отношении оставшейся после раздела части земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м обеспечить проведение публичной процедуры предоставления в течение 30 дней со дня окончания раздела исходного участка, в соответствии с действующим земельным законодательством.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства дела, но неправильно применили нормы материального права, - решение и апелляционное постановление следует отменить, принять по делу новый судебный акт. При определении порядка восстановления нарушенных прав заявителя в соответствии с частью 4 статьи 201 Кодекса суд округа считает необходимым возложить на территориальное управление обязанность образовать земельный участок, необходимый для эксплуатации объекта главы КФХ (кошары общей площадью 868 кв. м) в соответствии с нормативами, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м; в отношении оставшейся после раздела части земельного участка - обеспечить проведение публичной процедуры предоставления согласно действующему земельному законодательству.
...
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу N А63-8165/2021 отменить."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 декабря 2022 г. N Ф08-11527/22 по делу N А63-8165/2021
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11527/2022
18.07.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3048/2021
25.04.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8165/2021
19.08.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3048/2021