г. Краснодар |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А63-12723/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Афониной Е.И. и Рассказова О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильенко Я.А., проводимого с использованием системы видеоконференц-связи, при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Авто-Реал" (ИНН 2636091085, ОГРН 1102635009322) - Сорокиной О.С. (доверенность от 01.08.2022), от ответчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ИНН 2636055305, ОГРН 1082635013450) - Сопиной Н.Н. (доверенность от 23.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022 по делу N А63-12723/2022, установил следующее.
ООО "Авто-Реал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство) о признании недействительными результатов подведения итогов открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае, организованного министерством 29.07.2022 по лотам N 5, 10 и 12, оформленного протоколом от 29.07.2022 N 3.
Определением суда от 05.08.2022 по заявлению общества приняты обеспечительные меры в виде запрета министерству выдавать свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута победителям конкурса согласно протоколу от 29.07.2022 N 3 по лотам N 5, 10 и 12.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с ходатайством об отмене обеспечительных мер, принятых определением от 05.08.2022.
Определением суда от 10.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.11.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить обжалуемые судебные акты. По мнению заявителя, принятием спорных обеспечительных мер нарушены публичные интересы и интересы третьих лиц. Общество не представило доказательств затруднительности исполнения судебного акта.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответственно доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
В силу положений главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
В силу части 1 статьи 90 Кодекса арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
По правилам части 2 статьи 90 Кодекса обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения значительного ущерба заявителю. При этом обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию (часть 2 статьи 91 Кодекса).
Обеспечение иска может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело, по ходатайству лица, участвующего в деле (часть 1 статьи 97 Кодекса).
В пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" дано следующее разъяснение. Ответчик, иные лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер, после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 Кодекса, представив объяснения по существу примененных мер. На основании таких объяснений суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 Кодекса, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 данного постановления. С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене.
Перечень случаев, при которых обеспечительные меры могут быть отменены, законом не предусмотрен. Вместе с тем из анализа правовых норм, регулирующих порядок и основания применения обеспечительных мер, следует, что данный вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
Поскольку обеспечительные меры по настоящему делу приняты в порядке статей 90 - 93 Кодекса, то вопрос об отмене таких мер подлежит рассмотрению в порядке статьи 97 Кодекса.
По смыслу статьи 71 Кодекса оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении конкретных обстоятельств дела. Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела следует, что предметом спора являются требования общества о признании недействительными результатов подведения итогов открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае, организованного министерством 29.07.2022 по лотам N 5, 10 и 12, оформленного протоколом от 29.07.2022 N 3.
Обеспечивая интересы общества, суды фактически нарушили баланс публичных и частных интересов; не учли, что при применении обеспечительных мер не будет соблюден баланс интересов сторон, а также возможно нарушение прав третьих лиц; последствия принятия обеспечительных мер несоразмерны исковым требованиям. Суды не приняли во внимание, что предметом открытого конкурса являются регулярные перевозки в Ставропольском крае по межмуниципальному маршруту (услуги по перевозке носят социально значимый публичный характер), соответственно, установление запрета министерству выдавать свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута победителям конкурса приводит к невозможности оказания данных услуг и обеспечения своевременного оказания муниципальных (государственных) услуг в рамках муниципальных (государственных) программ, что не отвечает публичным интересам.
Общество по иску неимущественного характера не доказало необходимость принятия испрашиваемых обеспечительных мер (доводы общества носят предположительный характер и направлены на оценку обстоятельств, которые могут случиться в будущем (возможность стать победителем торгов)). Истец не привел достаточных доказательств невозможности либо затруднительности исполнения в будущем принятого по существу судебного акта и причинения ему значительного ущерба.
Суд кассационной инстанции также учитывает следующее.
В силу пункта 1 части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29 данного Закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса.
Срок действия выданных обществу на основании данной нормы свидетельств истек 08.08.2022. Открытый конкурс проведен 29.07.2022. Согласно протоколу от 29.07.2022 N 3 по лотам N 5, 10 и 12 победителем признан индивидуальный предприниматель Михно И.Л.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, если данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 данной статьи.
По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса (часть 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
Таким образом, по результатам проведенного 29.07.2022 открытого конкурса у министерства возникла обязанность по выдаче победителю свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, что исключает возможность выдачи обществу повторного свидетельства на основании пункта 1 части 3 и части 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ.
Кроме того, общество, получая свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок без проведения торгов со сроком действия до 08.08.2022 не могло не знать, что по окончании срока их действия и проведения открытого конкурса не вправе автоматически осуществлять по ним указанные перевозки. При этом, в случае признания спорных торгов недействительными общество не лишено права на обращение с иском о возмещении убытков.
Суд кассационной инстанции, принимая во внимание изложенное и конкретные обстоятельства настоящего дела, полагает, что у судов отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении ходатайства министерства об отмене обеспечительных мер.
В силу части 1 статьи 288 Кодекса неправильное применение судами норм материального или процессуального права является основанием для отмены обжалуемых судебных актов об отказе в отмене обеспечительных мер. Для разрешения данного вопроса по существу не требуется установления новых обстоятельств и исследования новых доказательств, поэтому согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Кодекса суд вправе, не передавая дело на новое рассмотрение, принять решение об удовлетворении заявления об отмене обеспечительных мер.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022 по делу N А63-12723/2022 отменить. Ходатайство Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края об отмене обеспечительных мер удовлетворить. Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2022 по делу N А63-12723/2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, если данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 данной статьи.
По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса (часть 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
Таким образом, по результатам проведенного 29.07.2022 открытого конкурса у министерства возникла обязанность по выдаче победителю свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, что исключает возможность выдачи обществу повторного свидетельства на основании пункта 1 части 3 и части 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2022 г. N Ф08-14240/22 по делу N А63-12723/2022
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14785/2022
21.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14240/2022
08.11.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3705/2022
01.11.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3633/2022