г. Краснодар |
|
11 января 2023 г. |
Дело N А63-12724/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Коржинек Е.Л. и Твердого А.А., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Авто-Реал" (ИНН 2636091085, ОГРН 1102635009322), ответчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ИНН 2636055305, ОГРН 1082635013450), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 по делу N А63-12724/2022, установил следующее.
ООО "Авто-Реал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство) о признании недействительными результатов подведения итогов открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае, организованного министерством 29.07.2022 по лотам N 9 и 11, оформленного протоколом от 29.07.2022 N 3.
Определением суда от 05.08.2022 по заявлению общества приняты обеспечительные меры в виде запрета министерству выдавать свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута победителям конкурса согласно протоколу от 29.07.2022 N 3 по лотам N 9 и 11.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с ходатайством об отмене обеспечительных мер, принятых определением от 05.08.2022.
Определением суда от 10.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.11.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Министерство, не согласившись с состоявшимися судебными актами, обжаловало их в кассационном порядке и просило отменить обжалуемые определение и постановление суда апелляционной инстанции. По мнению заявителя, принятием спорных мер нарушены публичные интересы и интересы третьих лиц. Общество не представило доказательств затруднительности исполнения судебного акта.
26 декабря 2022 года в суд кассационной инстанции поступило ходатайство министерства о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
26 декабря 2022 года в суд кассационной инстанции поступило ходатайство министерства об отказе от кассационной жалобы, мотивированное тем, что отпали основания для обжалования принятых судебных актов. Министерство просит принять заявленный отказ от кассационной жалобы и прекратить по ней производство.
Согласно части 5 статьи 49 и части 1 статьи 282 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции прекращает производство по кассационной жалобе, если после принятия к производству суда от лица, ее подавшего, поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы и отказ принят судом. Арбитражный суд кассационной инстанции не принимает отказ от кассационной жалобы, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Суд округа заявленное ходатайство рассмотрел и оставил его без удовлетворения. Заявитель ходатайства не представил доказательств того, что отказ от жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц, так как рассматриваемые требования направлены на защиту интересов именно неопределенного круга лиц. Министерство обязано действовать в интересах граждан и должно соблюдать требования действующего законодательства, обеспечивать своевременное оказание услуг в рамках государственных программ. Суд, также учитывает, что в ходатайстве, заявленном в порядке статьи 156 Кодекса, министерство просило принятые меры отменить.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
В силу положений главы 8 Кодекса обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба. В силу части 1 статьи 90 Кодекса арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). По правилам части 2 статьи 90 Кодекса обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения значительного ущерба заявителю. При этом обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию (часть 2 статьи 91 Кодекса). Обеспечение иска может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело, по ходатайству лица, участвующего в деле (часть 1 статьи 97 Кодекса).
В пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" дано следующее разъяснение. Ответчик, иные лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер, после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 Кодекса, представив объяснения по существу примененных мер. На основании таких объяснений суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 Кодекса, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 данного постановления. С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене. Перечень случаев, при которых обеспечительные меры могут быть отменены, законом не предусмотрен. Вместе с тем из анализа правовых норм, регулирующих порядок и основания применения обеспечительных мер, следует, что данный вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
Обеспечительные меры по рассматриваемому делу приняты в порядке статей 90 - 93 Кодекса, поэтому вопрос об отмене таких мер подлежит рассмотрению в порядке статьи 97 Кодекса. По смыслу статьи 71 Кодекса оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении конкретных обстоятельств дела. Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Общество, реализуя свое право, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде запрета министерству выдавать свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты маршрута победителям конкурса согласно протоколу от 29.07.2022 N 3 по лотам N 9 и 11.
Определением суда первой инстанции от 05.08.2022 заявленное ходатайство удовлетворено. Суд принял обеспечительную меру в виде запрета министерству выдавать свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута победителям конкурса согласно протоколу N 3 по лотам N 9 и 11 от 29.07.2022. Основанием для принятия испрашиваемых мер послужили следующие обстоятельства: действия во исполнение открытого конкурса со стороны министерства и победителей конкурса повлекут нарушения законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создадут реальную угрозу незаконного появления новых перевозчиков па маршрутах. Суды указали, что в рассматриваемом случае, выдача свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам может сделать невозможным исполнение судебного акта, непринятие мер причинит ему значительный ущерб и нарушит баланс интересов участвующих в деле лиц. В свою очередь принятие испрашиваемых мер в виде приостановления действий по выдаче свидетельств на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок позволит сохранить существующее положение сторон до рассмотрения спора по существу и вступления в силу судебного акта, не нарушит прав и законных интересы иных лиц, поскольку направлено на сохранение, до момента разрешения спора, существующего состояния отношений (status quo) между сторонами. Довод министерства о невозможности осуществления перевозок в силу окончания действия временных свидетельств и невозможности выдачи новых свидетельств в виду наложения запрета судом на их выдачу победителю конкурса, суды отклонили, поскольку не является основанием для отмены обеспечительных мер. Министерство названный судебный акт не обжаловано.
Вместе с тем суды не учли следующего.
Положения статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривают основания, по которым обеспечение иска может быть отменено. Данный вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что предметом спора являются требования общества о признании недействительными результатов подведения итогов открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае, организованного министерством 29.07.2022 по лотам N 9 и 11, оформленного протоколом от 29.07.2022 N 3.
Суды, обеспечивая интересы общества, суды фактически нарушили баланс публичных и частных интересов; не учли, что при применении обеспечительных мер не будет соблюден баланс интересов сторон, а также возможно нарушение прав третьих лиц; последствия принятия обеспечительных мер несоразмерны исковым требованиям. Суды не приняли во внимание, что предметом открытого конкурса являются регулярные перевозки в Ставропольском крае по межмуниципальному маршруту (услуги по перевозке носят социально значимый публичный характер), соответственно, установление запрета министерству выдавать свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута победителям конкурса приводит к невозможности оказания данных услуг и обеспечения своевременного оказания муниципальных (государственных) услуг в рамках муниципальных (государственных) программ, что не отвечает публичным интересам.
Общество по иску неимущественного характера не доказало необходимость принятия испрашиваемых обеспечительных мер (доводы общества носят предположительный характер и направлены на оценку обстоятельств, которые могут случиться в будущем (возможность стать победителем торгов)). Истец не привел достаточных доказательств невозможности либо затруднительности исполнения в будущем принятого по существу судебного акта и причинения ему значительного ущерба.
Суд кассационной инстанции также учитывает следующее.
В силу пункта 1 части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29 данного Закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса.
Срок действия выданных обществу на основании данной нормы свидетельств истек 08.08.2022. Открытый конкурс проведен 29.07.2022. Согласно протоколу от 29.07.2022 N 3 по лоту N 9 победителем признан индивидуальный предприниматель Айрапетян Руслан Акопович, по лоту N 11 - индивидуальный предприниматель Михно И.Л. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, если данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 данной статьи.
По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса (часть 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
Таким образом, по результатам проведенного 29.07.2022 открытого конкурса у министерства возникла обязанность по выдаче победителю свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, что исключает возможность выдачи обществу повторного свидетельства на основании пункта 1 части 3 и части 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ.
Кроме того, общество, получая свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок, без проведения торгов со сроком действия до 08.08.2022 не могло не знать, что по окончании срока их действия и проведения открытого конкурса не вправе автоматически осуществлять по ним указанные перевозки. При этом, в случае признания спорных торгов недействительными общество не лишено права на обращение с иском о возмещении убытков.
Суд кассационной инстанции, принимая во внимание изложенное и конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, полагает, что у судов отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении ходатайства министерства об отмене обеспечительных мер. Тождественная правовая позиция обозначена судом округа по делу N А63-12723/2022.
В силу части 1 статьи 288 Кодекса неправильное применение судами норм материального или процессуального права является основанием для отмены обжалуемых судебных актов об отказе в отмене обеспечительных мер. Для разрешения данного вопроса по существу не требуется установления новых обстоятельств и исследования новых доказательств, поэтому согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Кодекса суд вправе, не передавая дело на новое рассмотрение, принять судебный акт об удовлетворении заявления об отмене обеспечительных мер.
Руководствуясь статьей 49, 150, 184, 185, 274, 282 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство об отказе Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от кассационной жалобы оставить без удовлетворения.
Определение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 по делу N А63-12724/2022 отменить. Ходатайство Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края об отмене обеспечительных мер удовлетворить. Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2022 по делу N А63-12724/2022.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Срок действия выданных обществу на основании данной нормы свидетельств истек 08.08.2022. Открытый конкурс проведен 29.07.2022. Согласно протоколу от 29.07.2022 N 3 по лоту N 9 победителем признан индивидуальный предприниматель Айрапетян Руслан Акопович, по лоту N 11 - индивидуальный предприниматель Михно И.Л. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, если данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 данной статьи.
По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса (часть 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
Таким образом, по результатам проведенного 29.07.2022 открытого конкурса у министерства возникла обязанность по выдаче победителю свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, что исключает возможность выдачи обществу повторного свидетельства на основании пункта 1 части 3 и части 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2023 г. N Ф08-14785/22 по делу N А63-12723/2022
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10801/2023
29.08.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3633/2022
16.03.2023 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12723/2022
11.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14785/2022
21.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14240/2022
08.11.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3705/2022
01.11.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3633/2022