Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2023 г. N 3387-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Емшановой Натальи Владимировны на нарушение ее конституционных прав пунктом "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", частями 1 и 10 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", а также положениями ряда иных нормативных актов"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Н.В. Емшановой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Н.В. Емшанова оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
пункта "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", устанавливающего право на пенсию за выслугу лет для лиц, на которых распространяется действие названного Закона;
статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", согласно которой сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период (часть 1); стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит (часть 10);
пункта 1.1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", закрепляющего периоды, засчитываемые в выслугу лет в календарном исчислении для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы с 1 января 2012 года, лицам рядового и начальствующего состава войск национальной гвардии Российской Федерации, уволенным со службы с 5 апреля 2016 года;
подпункта "е" пункта 1 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254) (далее - Правила), согласно которому лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I включаются время службы, работы и иные периоды, указанные в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, а также время службы (работы) в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве должностных лиц, имеющих специальные (персональные) звания, исчисленное в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям".
Как следует из представленных документов, заявительница проходила службу в таможенных органах. После увольнения со службы была принята на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а затем - на службу в органы внутренних дел, после которой переведена на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации. При разрешении вопроса о предварительном расчете продолжительности выслуги лет, необходимой для назначения пенсии, период службы в таможенных органах был включен в выслугу лет не в льготном порядке, как предполагала Н.В. Емшанова, а в календарном, с чем заявительница выразила несогласие, обратившись в суд. Однако, расчет продолжительности выслуги лет был признан судами общей юрисдикции правильным.
Заявительница полагает, что оспариваемые нормы не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 6 (часть 2), 7, 15 (части 1, 2 и 4), 17 (части 1 и 3), 18, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55, 71 (пункты "в" и "т"), 72 (пункт "ж" части 1), 75 (часть 6), 75.1 и 76 (части 1, 2 и 5) Конституции Российской Федерации, поскольку в ее деле они были применены как исключающие при разрешении вопроса об определении продолжительности выслуги лет, необходимой для назначения пенсии, возможность зачета периода службы в таможенных органах в льготном исчислении.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы или государственной службы некоторых иных видов, установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в его статье 1 категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной или иной службы.
Федеральный законодатель, закрепляя в пункте "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I для лиц, проходивших военную службу и сотрудников органов, осуществлявших правоохранительную деятельность, право на получение пенсии за выслугу лет лиц при наличии выслуги на соответствующей службе не менее 20 лет, установил в статье 18 данного Закона и правило о том, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 сентября 1993 года N 941 утвердило порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий названным категориям граждан и их семьям, определив обычный (пункты 1, 1.1 - 1.5) и льготный (пункты 2, 3, 6, 7) порядок исчисления выслуги лет.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, специальная (более высокая) оценка при формировании выслуги лет тех или иных периодов службы, когда имели место особые обстоятельства, влияющие на условия осуществления профессиональной деятельности, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и относится к сфере усмотрения федерального законодателя, который делегирует соответствующие полномочия Правительству Российской Федерации (определения от 9 марта 2017 года N 358-О, от 5 июня 2018 года N 1403-О, от 20 июля 2023 года N 1879-О и др.).
Оспариваемое заявительницей положение данного Постановления, действующее в системной взаимосвязи со статьями 13 и 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, обеспечивает реализацию права указанной категории граждан на пенсионное обеспечение, позволяет увеличивать выслугу для назначения пенсии данным лицам. Следовательно, такое правовое регулирование не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
Аналогичную целевую направленность имеет оспариваемый Н.В. Емшановой подпункт "е" пункта 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254, предоставляющий отдельным категориям сотрудников органов наркоконтроля право на зачет периодов их службы (работы) в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве должностных лиц, имеющих специальные (персональные) звания, в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о нарушении ее конституционных прав данной нормой.
Не могут рассматриваться как нарушающие права заявительницы в обозначенном в жалобе аспекте и оспариваемые ею положения Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ, поскольку, будучи направленными на упорядочение служебных отношений, связанных с прекращением службы в органах наркоконтроля и переходом сотрудников данных органов на службу в органы внутренних дел, сами по себе не определяют порядок исчисления продолжительности выслуги лет, необходимой для назначения пенсии.
Как следует из представленных материалов, нарушение своих прав заявительница связывает с отказом судов общей юрисдикции в зачете в выслугу лет, необходимую для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, периодов ее службы в таможенных органах в льготном исчислении, однако, проверка законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу с участием заявителя судебных решений связана с необходимостью исследования фактических обстоятельств, что не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Емшановой Натальи Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2023 г. N 3387-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Емшановой Натальи Владимировны на нарушение ее конституционных прав пунктом "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", частями 1 и 10 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные..."
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-