г. Краснодар |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А32-57419/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020) - Шавырина В.В. (доверенность от 23.08.2022), Цыка А.Г. (доверенность от 03.10.2022), от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (ИНН 2308041476, ОГРН 1022301193001) - Заруба В.А. (доверенность от 22.12.2022), в отсутствие конкурсного управляющего Федерального государственное унитарное предприятие "Строительное управление N 23 ФСИН России" (ИНН 2312039448, ОГРН 1022301976476), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края 26.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А32-57419/2021, установил следующее.
УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального Казначейства по Краснодарскому краю (далее - казначейство) от 15.10.2021 N 18-21-13/14532.
Решением суда от 26.07.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.10.2022, заявленные требования удовлетворены, предписание казначейства от 15.10.2021 N 18-21-13/14532 признано недействительным.
В кассационной жалобе казначейство просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Представление от 17.11.2020 N 18-21-11/15679 управлением в судебном и ином порядке не оспорено. Казначейство ссылается на законность предписания от 15.10.2021 N 18-21-13/14532.
В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители казначейства поддержали доводы жалобы, просили судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель управления отклонил доводы жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, пояснил, что в настоящее время в рамках дела N А32-17002/2017 в отношении ФГУП "Строительное управление N 23 ФСИН России" открыто конкурсное производство, подано заявление о включении в реестр требований кредиторов 983 млн рублей задолженности, в том числе по спорному контракту.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, казначейство в соответствии с приказом от 01.09.2020 N 214-к/р с 18.09.2020 по 13.10.2020 провело в отношении управления камеральную проверку предоставления и использования средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, за 2017 - 2019 годы.
Казначейство вынесло представление от 17.11.2020 N 18-21-11/15679, в пункте 1 которого установлено, что в нарушение требований пункта 7 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 403-ФЗ "О бухгалтерском учёте", пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 13.1 государственного контракта от 09.12.2015 N 430 управление за пределами срока действия контракта в отсутствие соглашения сторон, продлевающего сроки его действия, и при детально подтвержденном периоде приостановки выполнения работ с декабря 2016 года приняло и оплатило первичные учётные документы, отражающие выполнение работ в 2017 году на общую сумму 23 973 621 рубль, из которых 16 822 618 рублей 40 копеек - кассовые расходы и 7 151 002 рубля 60 копеек - зачёт аванса.
Требование об устранении нарушения, указанного в пункте 1 данного представления, управлением в установленный срок не исполнено, что послужило основанием для вынесения казначейством предписания от 15.10.2021 N 18-21-13/14532 с требованием принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 23 973 621 рубля в срок не позднее 01.09.2022.
Не согласившись с названным предписанием, управление обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 309, 408, 425, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Суды выяснили, что 09.12.2015 управление и ФГУП "Строительное управление N 23 ФСИН России" заключили государственный контракт на выполнение строительных работ для нужд уголовно-исполнительной системы N 430 (далее - контракт), а также дополнительные соглашения от 07.11.2016 N 1, от 08.12.2016 N 2 и 3.
В соответствии с пунктом 1.1 предметом контракта является строительство объекта "Следственный изолятор УФСИН России по Краснодарскому краю, г. Белореченск, Краснодарский край", расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский р-н, пос. Заречный, ул. Клубная, 9а, на основании утвержденного государственным заказчиком сводного сметного расчёта (приложение N 1 к контракту). Общая цена контракта определена и обоснована проектно-сметным методом (приложение N 3 к контракту) и составляет 801 260 261 рубль 54 копейки.
Оплата по контракту производится за фактически выполненные работы и затраты по безналичному расчёту путём перечисления государственным заказчиком денежных средств на банковский счёт подрядчика (пункт 2.8 контракта).
В силу пункта 2.9 контракта дальнейший расчёт государственный заказчик производит за фактически выполненные объёмы работ в течение 10 (десяти) банковских дней с момента подписания справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, выставления подрядчиком счёта на оплату, согласно счёту-фактуре и акту выполненных работ формы N КС-2, рассчитанному с применением индекса перехода в текущие цены III квартала 2015 года и коэффициента дефлятора К = 1,046. Погашение аванса производится путём удержания 30% от суммы, подлежащей выплате подрядчику за фактически выполненные объёмы работ в соответствии с актами выполненных работ формы N КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, которые подрядчик обязуется представлять до 20-го (двадцатого) числа каждого месяца до полного погашения аванса. Окончательный расчёт государственный заказчик производит в течение 10 дней с момента подписания последней справки о стоимости выполненных работ формы N КС-3 и выставления подрядчиком счёта на оплату, согласно счёту-фактуре и акту выполненных работ формы N КС-2 (пункт 2.10 контракта).
По факту выявленных нарушений, казначейство в отношении управления вынесено представление от 17.11.2020 N 18-21-11/15679.
С учетом невыполнения в установленный срок требований пункта 1 представления, в отношении управления 15.10.2021 вынесено предписание N 18-21-13/14532.
Как указывает казначейство, управлением приняты и оплачены первичные учётные документы, отражающие выполнение работ в 2017 году на общую сумму 23 973 621 рубль, из которых 16 822 618 рублей 40 копеек - кассовые расходы и 7 151 002 рубля 60 копеек - зачёт аванса. Следовательно, управление допустило нарушение требований пункта 7 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте", части 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 13.1 контракта. Истечение срока действия контракта, по мнению казначейства, прекращает обязанность управления по приёмке выполненных работ и их оплате. Следовательно, факт того, что оплата осуществлена за пределами срока действия контракта в отсутствие соглашения сторон, продлевающего сроки его действия, и при детально подтвержденном периоде приостановки выполнения работ с декабря 2016 года, явился основанием для вынесения управлению предписания от 15.10.2021 N 18-21-13/14532 с требованием принять меры по возмещению причинённого ущерба Российской Федерации в сумме 23 973 621 рубля.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об удовлетворении заявленного управлением требования.
Как указали суды, контрактом и дополнительными соглашениями к нему от 07.11.2016 и 08.12.2016 не установлено, что окончание срока его действия прекращает предусмотренные государственным контрактом обязательства.
Согласно пункту 13.1 контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 25.12.2016, а в части осуществления оплаты и гарантийных обязательств - до их полного исполнения.
Управление после истечения срока действия контракта не уведомило подрядчика об отсутствии оснований для выполнения работ.
Таким образом, несмотря на истечение указанного в государственном контракте срока его действия, контракт в части осуществления оплаты выполненных работ продолжал действовать и после 25.12.2016. Возникшие между сторонами обязательства, в том числе и обязательство по оплате выполненных работ, сохранялись и должны были исполняться в соответствии с условиями контракта до их полного исполнения, что согласуется с правовым подходом, изложенным пункте 39 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 14.11.2018.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято только 20.09.2017.
На основании подпункта "а" пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"" (далее - постановление N 1551) внесение в 2017 году в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании предложений, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета в Министерство финансов Российской Федерации, предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, в том числе на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2016 году, в объёме, не превышающем остатка не использованных на начало 2017 года лимитов бюджетных обязательств на исполнение указанных государственных контрактов - до 27.02.2017.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 N 1109-р предусмотрено, что в соответствии с пунктом 10 постановления N 1551 управлению надлежит обеспечить не позднее 31.12.2017 завершение расчётов по неисполненным обязательствам 2016 года в размере 1 563 054 тыс. рублей, предусмотренным государственными контрактами в отношении объектов капитального строительства по перечню согласно приложению.
Судом установлено, что в указанный перечень объектов капитального строительства (пункт 16) входит объект "Строительство следственного изолятора УФСИН России по Краснодарскому краю, г. Белореченск, Краснодарский край", строительство которого является предметом государственного контракта от 09.12.2015 N 430.
Таким образом, оплата управлением фактически выполненных работ в 2017 году на общую сумму 23 973 621 рубль произведена из денежных средств, официально выделенных в 2017 году на указанные цели
Управление не представило доказательства, которые подтверждают, что работы, отраженные в актах формы N КС-2 и формы N КС-3, отсутствуют и не могли использоваться управлением.
Неисполнение управлением условий контракта свидетельствовало бы о нарушении заказчиком статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющей надлежащее исполнение обязательств сторонами сделки, в том числе в части оплаты за фактически выполненные работы по государственному контракту, подтверждало бы возможность не производить оплату в отношении фактически выполненных работ по предмету контракта.
С учетом изложенного суды сделали вывод о недействительности предписания управления от 15.10.2021 N 18-21-13/14532.
Довод казначейства о том, что управление в установленном порядке не оспорило представление от 17.11.2020 N 18-21-11/15679, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен, поскольку не свидетельствует о законности вынесенного предписания.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края 26.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А32-57419/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании подпункта "а" пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"" (далее - постановление N 1551) внесение в 2017 году в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании предложений, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета в Министерство финансов Российской Федерации, предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, в том числе на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2016 году, в объёме, не превышающем остатка не использованных на начало 2017 года лимитов бюджетных обязательств на исполнение указанных государственных контрактов - до 27.02.2017.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 N 1109-р предусмотрено, что в соответствии с пунктом 10 постановления N 1551 управлению надлежит обеспечить не позднее 31.12.2017 завершение расчётов по неисполненным обязательствам 2016 года в размере 1 563 054 тыс. рублей, предусмотренным государственными контрактами в отношении объектов капитального строительства по перечню согласно приложению.
...
Неисполнение управлением условий контракта свидетельствовало бы о нарушении заказчиком статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющей надлежащее исполнение обязательств сторонами сделки, в том числе в части оплаты за фактически выполненные работы по государственному контракту, подтверждало бы возможность не производить оплату в отношении фактически выполненных работ по предмету контракта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2022 г. N Ф08-13487/22 по делу N А32-57419/2021