Постановление Верховного Суда РФ от 15 января 2024 г. N 45-АД23-22-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Искендеровой Светланы Валерьевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга Свердловской области от 07 апреля 2022 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 23 мая 2022 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07 ноября 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Искендеровой Светланы Валерьевны (далее - ИП Искендерова С.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга Свердловской области от 07 апреля 2022 года (с учетом определения от 27 апреля 2022 года об исправлении описки), оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 23 мая 2022 года и постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07 ноября 2022 года, ИП Искендерова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Искендерова С.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ИП Искендеровой С.В. к административной ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, (далее - Правила дорожного движения) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 17 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу части 2 статьи 31 указанного Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, 12 января 2022 года в 12 часов 05 минут на 09 км +100 м ЕКАД на ПКП4 (Екатеринбург) должностным лицом административного органа выявлено, что ИП Искендерова С.В., являясь перевозчиком, организовала перевозку груза (пивная дробина) на тяжеловесном транспортном средстве "Iveco 45722 Trakker AD 410Т42Н", государственный регистрационный знак ..., под управлением М.
В нарушение требований статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ, приложения 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200, указанное транспортное средство двигалось с превышением допустимых нагрузок на 2, 3, 4 оси транспортного средства без специального разрешения (нагрузка на 2 ось составила 7080 кг при максимально допустимой 7000 кг (1,14%), на 3 ось - 12820 кг при максимально допустимой 7500 кг (70,93%), на 4 ось - 12260 кг при максимально допустимой 7500 кг (63,47%)).
Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе: протоколом об административном правонарушении; актом планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства; актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства; копией постановления в отношении М. протоколом опроса М. копией свидетельства о регистрации транспортного средства; выпиской из ЕГРИП и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ИП Искендеровой С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия ИП Искендеровой С.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы о том, что транспортное средство в момент, относящийся к событию административного правонарушения, находилось в пользовании М. на основании договора аренды, заключенного между названным лицом и ИП Искендеровой С.В. 10 января 2022 года сроком на один год (до 10 января 2023 года) ранее являлся предметом оценки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отвергнут по основаниям подробно изложенным в оспариваемых судебных актах. Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов не имеется.
Представленные ИП Искендеровой С.В. копии указанного договора, акта приема-передачи транспортного средства, страхового полиса ОСАГО (заключенного 14 января 2022 года сроком действия с 15 января 2022 года по 14 января 2023 года), а также показания М. оценены судебными инстанциями по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Следует отметить, что документы, на которые ссылается ИП Искендерова С.В. в качестве доказательств своей невиновности, не были представлены М. должностному лицу в момент выявления административного правонарушения.
Привлечение М. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.7 и частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как лица управляющего транспортным средством, не опровергает выводов о виновности ИП Искендеровой С.В. в совершении вмененного административного правонарушения.
Указание в жалобе на то, что выписка из ЕГРИП не свидетельствует о том, что Искендерова С.В. осуществляет предпринимательскую деятельность, не может быть принято во внимание.
На дату совершения административного правонарушения Искендерова С.В. являлась индивидуальным предпринимателем, была зарегистрирована в ЕГРИП, оснований полагать, что она не осуществляла предпринимательскую деятельность, не имеется.
Согласно примечанию к статье 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
При таких обстоятельствах судебными инстанциями, за совершение административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, Искендеровой С.В. обоснованно назначено административное наказание как лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Право на защиту ИП Искендеровой С.В. не нарушено, реализовано ей по своему усмотрению.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 6 статьи 12.21.1 названного Кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга Свердловской области от 07 апреля 2022 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 23 мая 2022 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07 ноября 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Искендеровой Светланы Валерьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Искендеровой Светланы Валерьевны - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 15 января 2024 г. N 45-АД23-22-К7
Опубликование:
-