г. Краснодар |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А53-27426/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титаренко Ю.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального бюджетного учреждения "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" (ИНН 6164059445, ОГРН 1026103272744) - Завадина В.В. (доверенность от 08.07.2022), от органа, осуществляющего публичные полномочия - министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129) - Лосевой Е.Ф. (доверенность от 03.08.2022), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федерального агентства морского и речного транспорта, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А53-27426/2021, установил следующее.
ФБУ "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка с кадастровым номером 61:03:0600005:512 (письмо от 22.06.2021 N 28.2-2.1.1/2176). Заявитель также просил возложить на министерство обязанность предоставить испрашиваемый лесной участок в постоянное (бессрочное) пользование для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов по титулу "Строительство Багаевского гидроузла на реке Дон" (наименование гидротехнических сооружений - дамбы обвалования земляная или каменной наброски).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022, в удовлетворении заявления отказано. Суды пришли к выводу об отсутствии у министерства оснований для предоставления испрашиваемого участка, поскольку ему не присвоен вид разрешенного использования в соответствии с требованиями лесного законодательства (статья 25 Лесного кодекса Российской Федерации; далее - Лесной кодекс), а также не соблюден порядок предварительного согласования предоставления лесного участка в пользование.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что участок лесного фонда с кадастровым номером 61:03:0600005:512 поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоена категория земель - земли лесного фонда и разрешенное использование - строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов. Испрашиваемый участок образован из участка, отнесенного к категории земель лесного фонда. Предварительное согласование предоставления земельного участка не требуется, поскольку участок образован в соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) на основании проекта межевания территории или проектной документации лесных участков.
В отзыве на кассационную жалобу министерство указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов. Лесоустройство в отношении испрашиваемого земельного участка не проводилось. Предоставление таких участков до проведения лесоустройства земель лесного фонда недопустимо, так как в отношении таких участков не установлена категория защитности лесов (не установлен правовой режим их использования).
В представленном в суд округа отзыве агентство поддержало доводы кассационной жалобы учреждения.
Судебное заседание арбитражного суда округа проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области (статья 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В судебном заседании представитель учреждения на удовлетворении жалобы настаивал. Представитель министерства полагал, что выводы судебных инстанций основаны на представленных в дело доказательствах и соответствуют нормам действующего законодательства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, в рамках реализации государственной программы "Развитие транспортной системы" разработана и утверждена "Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года", в соответствии с которой проводится комплекс мероприятий по строительству Багаевского гидроузла на р. Дон, государственным заказчиком выступает Росморречфлот.
В силу соглашений от 10.02.2014 N СГ-6 и от 16.06.2020 N 110-12-2020-002, заключенных Росморречфлотом и учреждением, последнему переданы полномочия застройщика по реализации указанного проекта.
16 июня 2021 года учреждение направило в министерство заявление N 01-576 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка с кадастровым номером 61:03:0600005:512 (образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:03:0600005:204).
Письмом от 22.06.2021 N 28.2-2.1.1/2176 министерство отказало заявителю в предоставлении участка, указав, что с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на строительство объекта; в соответствии с законодательством (согласно представленным документам) лесной участок не может быть предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование; лесоустройство в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:03:0600005:512 не проводилось. Проведение лесоустройства в части проектирования защитных лесов и определения категории защитности лесов в соответствии со статьей 81 Лесного кодекса относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства.
Учреждение, указывая, что отказ министерства не соответствует закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 Лесного кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Согласно части 5 статьи 71 Лесного кодекса предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.9 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также иные сведения о землепользователе (пункт 3 статьи 39.9 Земельного кодекса).
Статьей 81 Лесного кодекса закреплены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Часть 1 статьи 83 Лесного кодекса допускает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление определенных полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 N 320 утверждено Положение о министерстве, в соответствии с которым министерство является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим реализацию в соответствии с федеральным и областным законодательством полномочий Ростовской области, а также переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации в сфере использования, воспроизводства, защиты и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере охраны окружающей среды, водных отношений, в области безопасности гидротехнических сооружений. К полномочиям министерства отнесено осуществление владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, на которых оно реализует полномочия в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти Ростовской области в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
К числу таких оснований статьей 39.16 Земельного кодекса отнесено, в частности, следующее основание: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.
Статьей 25 Лесного кодекса предусмотрены виды использования лесов, в том числе строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
Статья 70.1. Лесного кодекса (в применимой редакции) устанавливает, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с данной статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1). В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3). Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 данного Кодекса, с земельным законодательством (часть 4). Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств (часть 5). При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 данного Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 6). Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса (часть 7). Органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 этого Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков (часть 9). Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются: несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 этой статьи; несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества (часть 10).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении требований учреждения.
Суды установили, что в 2017 - 2019 годы в министерство направлялась на согласование документация по планировке территории (далее - ДПТ), подготовленная применительно к землям лесного фонда. Предметом согласования являлась допустимость размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, а также соответствие планируемого размещения объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, лесохозяйственному регламенту, положению об особо охраняемой природной территории, утвержденным применительно к территории, в границах которой планируется размещение таких объектов. По результатам рассмотрения ДПТ министерство не согласовало. Так, в материалы электронного дела представлено письмо министерства от 17.06.2019 N 28.2-2.11/2363 об отзыве согласования ДПТ.
Суд апелляционной инстанции установил, по результатам сопоставления министерством границ зоны Семикаракорского лесничества, внесенной в ЕГРН, и границ лесных участков в утвержденной проектной документации лесных участков, попадающих в зону строительства объекта, выявлены несоответствия: часть ранее утвержденных участков остались за границей зоны Семикаракорского лесничества; часть площади ранее утвержденных участков частично исключены из границы зоны Семикаракорского лесничества; в границу зоны включены новые земельные участки, которые раньше не относились к землям лесного фонда. При таких обстоятельствах требуется корректировка проекта строительства объекта в части его размещения в границах земель лесного фонда, на которые имеются материалы лесоустройства и которые утверждены приказом Рослесхоза. Министерство не вправе распоряжаться земельными участками, которые выходят за пределы земель лесного фонда. Распоряжение земельными участками, на которые отсутствуют материалы лесоустройства, и которые находятся за пределами границы Семикаракорского лесничества, влечет для министерства превышение полномочий.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2022 по делу N А53-13599/2021 указано, что на момент рассмотрения и согласования проектной документации лесных участков (с мая по июнь 2019 года) министерству не было известно о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах Семикаракорского лесничества, Рослесхоз уведомил министерство об указанном не ранее 23.07.2019 (письмо N АВ-03-46/13376). Границы зоны Семикаракорского лесничества зарегистрированы, внесены в реестр в соответствии с действующим законодательством и являются обязательными для всех. Несоответствия, выявленные при сопоставлении границ Семикаракорского лесничества и границ лесных участков в утвержденной проектной документации лесных участков, попадающих в зону строительства объекта, не могут быть проигнорированы министерством. В связи с указанным, необходимо осуществить актуализацию и корректировку проектной документации лесных участков с учетом того, что для размещения объекта могут быть использованы только участки, на которые имеются материалы лесоустройства, а также корректировку документации по планировке территории, произведенную в части размещения объекта в границах земель лесного фонда.
При таких обстоятельствах у министерства отсутствовали необходимые сведения, в том числе, позволяющие установить завершение процедуры, названной в статье 70.1 Лесного кодекса (применительно к измененным границам лесничества), позволяющие распорядиться испрашиваемым лесным участком.
Доводы учреждения, в том числе и о допущенном судом первой инстанции нарушении норм процессуального права, подробно рассмотрены апелляционным судом, где получили верную правовую оценку.
При таких обстоятельствах условия для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права.
Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А53-27426/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2022 по делу N А53-13599/2021 указано, что на момент рассмотрения и согласования проектной документации лесных участков (с мая по июнь 2019 года) министерству не было известно о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах Семикаракорского лесничества, Рослесхоз уведомил министерство об указанном не ранее 23.07.2019 (письмо N АВ-03-46/13376). Границы зоны Семикаракорского лесничества зарегистрированы, внесены в реестр в соответствии с действующим законодательством и являются обязательными для всех. Несоответствия, выявленные при сопоставлении границ Семикаракорского лесничества и границ лесных участков в утвержденной проектной документации лесных участков, попадающих в зону строительства объекта, не могут быть проигнорированы министерством. В связи с указанным, необходимо осуществить актуализацию и корректировку проектной документации лесных участков с учетом того, что для размещения объекта могут быть использованы только участки, на которые имеются материалы лесоустройства, а также корректировку документации по планировке территории, произведенную в части размещения объекта в границах земель лесного фонда.
При таких обстоятельствах у министерства отсутствовали необходимые сведения, в том числе, позволяющие установить завершение процедуры, названной в статье 70.1 Лесного кодекса (применительно к измененным границам лесничества), позволяющие распорядиться испрашиваемым лесным участком."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2023 г. N Ф08-14002/22 по делу N А53-27426/2021