Определение Верховного Суда РФ от 23 января 2024 г. N 309-ЭС23-15903 по делу N А60-64680/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В., изучив кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.01.2023 по делу N А60-64680/2022, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.06.2023 по тому же делу,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АВТ Плюс" к Региональной энергетической комиссии Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления от 17.11.2022 N 268 о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АВТ Плюс" (далее - ООО "АВТ Плюс", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - административный орган, РЭК Свердловской области) о признании незаконным и отмене постановления от 17.11.2022 N 268 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.01.2023, оставленным без изменения постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 и Арбитражного суда Уральского округа от 27.06.2023, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление от 17.11.2022 N 268 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, административный орган просит отменить указанные судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы установлены основания для ее передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов и материалов дела, постановлениями главы городского округа Верхняя Тура от 18.11.2019 N 284, от 18.11.2019 N 283, общество определено гарантирующей организацией, оказывающей населению услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Верхняя Тура.
Тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые обществом потребителям городского округа Верхняя Тура, устанавливаются постановлением РЭК Свердловской области, в частности, на период с 01.01.2022 по 30.06.2022, тариф на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "АВТ Плюс" не территории городского округа Верхняя Тура, установлен Приложением N 10 "Тарифы общества с ограниченной ответственностью "АВТ Плюс" (город Екатеринбург) на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям городского округа Верхняя Тура, на 2019 - 2034 годы" к постановлению РЭК Свердловской области от 09.12.2021 N 213-ПК.
В соответствии с указанным постановлением, для общества на территории городского округа Верхняя Тура были установлены следующие тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения (руб./куб.м.): Питьевая вода: с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 31,71 <*> (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС)), для категории "Население" (тарифы указываются с учетом НДС) с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 31,71 <*>; Водоотведение: с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 47,10 <*>, для категории "Население" (тарифы указываются с учетом НДС) с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 47,10 <*>. Тарифы, отмеченные значком <*>, НДС не облагаются, так как организация, которой установлены указанные тарифы, применяет специальный налоговый режим в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом, общество с 2017 года действительно применяло упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), однако, 17.12.2021 оно направило в налоговый орган соответствующее уведомление, предусмотренное в пункте 6 статьи 346.13 НК РФ, и, с 01.01.2022, перешло на общую систему налогообложения (далее - ОСН). Впоследствии, 25.01.2022, ООО "АВТ Плюс" представлено в РЭК Свердловской области заявление о перерасчете тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые им потребителям городского округа Верхняя Тура; РЭК Свердловской области принято постановление от 29.06.2022 N 71-ПК, которым для ООО "АВТ Плюс" с 01.07.2022 установлены новые тарифы.
В период с 01.01.2022 по 30.06.2022 общество учитывало тарифы, утвержденные вышеуказанным постановлением РЭК Свердловской области от 09.12.2021 N 213-ПК, но, в связи с переходом на ОСН, предъявляло к оплате покупателям коммунальных ресурсов дополнительно к утвержденному тарифу соответствующую сумму НДС.
Административный орган усмотрел в данных деяниях ООО "АВТ Плюс" состав административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и оспариваемым постановлением от 17.11.2022 N 268 привлек общество к ответственности.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили, в том числе, из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, НК РФ, КоАП РФ, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406), и пришли к выводу, что в деяниях ООО "АВТ Плюс" отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку оно обоснованно предъявляло к оплате покупателям коммунальных ресурсов дополнительно к утвержденному тарифу соответствующую сумму НДС.
РЭК Свердловской области, выражая несогласие с обжалуемыми судебными актами по делу, в частности, приводит доводы о том, что общество, перейдя с 01.01.2022 на ОСН, утратило право на применение тарифов, урегулированных в постановлении от 09.12.2021 N 213-ПК, а иных для общества с указанной даты до 01.07.2022 установлено не было.
Доводы подателя кассационной жалобы заслуживают внимания, в связи с чем ее следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291 9 - 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
передать кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Свердловской области с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 23 января 2024 г. N 309-ЭС23-15903 по делу N А60-64680/2022
Опубликование:
-