г. Краснодар |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А32-17619/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Тамахина А.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании истца - индивидуального предпринимателя - главы крестьянско-фермерского хозяйства Белай Ирины Николаевны, от ответчиков: администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края (ИНН 2305011360, ОГРН 1022301070230) - Исаковой С.В. (доверенность от 09.01.2023) и Управления жизнеобеспечения городского хозяйства администрации муниципального образования город Горячий Ключ (ИНН 2305011089, ОГРН 1022301071220) - Вартыкяна А.В. (доверенность от 25.01.2023), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Гортранс" (ИНН 2368016192, ОГРН 1222300005366) - Маслова С.В. (доверенность от 13.01.2023), в отсутствие третьих лиц: индивидуального предпринимателя Ещенкова Виктора Мироновича (ИНН 230500094940, ОГРНИП 304230517000313) и индивидуального предпринимателя Костиной Анны Николаевны (ИНН 230503994770, ОГРНИП 305230501400035), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянско-фермерского хозяйства Белай Ирины Николаевны на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А32-17619/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянско-фермерского хозяйства Белай Ирина Николаевна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края (далее - администрация), в котором просила:
- признать незаконными действия администрации, допущенные при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Горячий Ключ (лот N 1) и выразившиеся в опубликовании информации о признании конкурса несостоявшимся и отстранении предпринимателя от участия в конкурсе;
- признать предоставленную предпринимателем документацию и техническое состояние транспортных средств, соответствующими условиям конкурса;
- признать открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Горячий Ключ (лот N 1) состоявшимся.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2022 заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Определением от 16.08.2022 суд апелляционной инстанции в связи с допущенными судом первой инстанции процессуальными нарушениями в порядке части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление жизнеобеспечения городского хозяйства администрации муниципального образования город Горячий Ключ (далее - управление), ООО "Гортранс", индивидуальных предпринимателей Ещенкова В.М. и Костину А.Н.
Определением от 13.09.2022 суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле управление в качестве соответчика; удовлетворил ходатайство предпринимателя об изменении заявленных требований, в котором он просил:
- признать незаконными действия администрации и управления, выразившиеся в признании открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 1/2022 по лоту N 1 несостоявшимся;
- признать открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Горячий Ключ (лот N 1) состоявшимся;
- обязать администрацию выдать предпринимателю свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по результатам названного открытого конкурса по лоту N 1.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.10.2022 решение от 23.06.2022 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить апелляционное постановление от 10.10.2022 и удовлетворить заявленные требования. Заявитель ссылается на то, что письмом от 09.09.2022 (т. 3, л. 122) ООО "Павловский автобусный завод" подтвердил, что во всех моделях автобусов ПАЗ техническая возможность перевозки детских колясок стандартных габаритов и в сложенном состоянии имеется (ширина дверных проемов дверей, проходов к дверным проемам и размеры площадок для стоящих пассажиров достаточные для их загрузки и размещения; выделенного места не требуется в соответствии с ТР ТС N 18/2011). По мнению заявителя, под системой контроля температуры воздуха в салоне понимается информационная система, позволяющая пассажирам отслеживать температуру воздуха в салоне на информационном табло, а не регулировать температура воздуха. Заявитель ссылается на то, что его автобусы оборудованы информаторами температуры воздуха в салоне.
Предприниматель заявил ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное невозможностью обеспечения явки представителя в судебное заседание, сложностью рассматриваемых правоотношений и отсутствием иных представителей, способных обеспечить квалифицированное участие в кассационной инстанции.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, а также учитывая отсутствие процессуальных препятствий к рассмотрению кассационной жалобы в настоящем судебном заседании, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения ходатайства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено апелляционным судом, 14.10.2019 управлением (организатор торгов) на официальном сайте администрации в сети Интернет опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Горячий Ключ и конкурсная документация.
Лот N 1 конкурса предусматривал право получения свидетельств об осуществлении перевозок по следующим муниципальным маршрутам регулярных перевозок:
- N 107 "г. Горячий Ключ - п. Лесная Сказка";
- N 112 "г. Горячий Ключ - ст. Черноморская - ст. Имеретинская";
- N 112А "г. Горячий Ключ - ст. Черноморская - дачный поселок Будка 2 - ст. Имеретинская (сезонный);
- N 120 "г. Горячий Ключ - ст. Кутаисская";
- N 121 "г. Горячий Ключ - п. Первомайский".
В приложении N 7 к Положению о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Горячий Ключ, утвержденному постановлением администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края от 04.03.2022 N 351 (далее - Положение), указана шкала для оценки критериев, используемых для оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в соответствии с которой среди показателей доступности заявленных транспортных средств для инвалидов и других маломобильных групп населения назван показатель - наличие возможности перевозки пассажиров с детскими колясками, который оценивается в три балла, а среди показателей комфортности - наличие системы контроля температуры воздуха в салоне транспортного средства, который оценивается в два балла.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 06.04.2022 N 1/2022 предпринимателю, набравшему большее количество баллов, присвоен первый порядковый номер.
В силу пунктов 4.1 и 14.1 Положения, в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, он должен подтвердить наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе (количественные и качественные характеристики). Процедура подтверждения состоит из двух этапов: предоставление организатору открытого конкурса подтверждающих документов и предоставление на комиссионный осмотр заявленных транспортных средств.
Перечень подтверждающих документов указан в пункте 14.3 Положения.
В этом перечне помимо прочего указаны следующие документы: документы, подтверждающие оснащение транспортного средства системами кондиционирования воздуха; документы, подтверждающие наличие в транспортном средстве системы контроля температуры воздуха в салоне; документы, подтверждающие наличие в салоне транспортного средства электронного информационного табло; наличие низкого пола.
В соответствии с пунктом 14.4 Положения срок предоставления победителем открытого конкурса подтверждающих документов не может превышать семи календарных дней со дня проведения открытого конкурса (оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе).
Комиссионный осмотр заявленных транспортных средств включает в себя осуществление мероприятий, связанных с сопоставлением заявленных победителем открытого конкурса транспортных средств и их характеристик, влияющих на качество перевозок (в том числе, технических), подтверждающей документации, предоставляемой организатору открытого конкурса в соответствии с пунктом 14.3 Положения (пункт 14.5 Положения).
В ходе комиссионного осмотра транспортных средств выявлено, что заявка предпринимателя на участие в открытом конкурсе (качественные характеристики, указанные им в сводной информации), не соответствуют действительности; в нескольких транспортных средствах предпринимателя отсутствует система контроля температуры воздуха и возможность перевозки пассажиров с детскими колясками (акт от 15.04.2022).
В силу 14.10 Положения в случае, если транспортные средства победителя открытого конкурса не соответствуют заявке на участие в открытом конкурсе, количественным и качественным характеристикам, указанным в сводной информации, или сам победитель открытого конкурса не предоставил заявленные транспортные средства на комиссионный осмотр, то право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в отрытом конкурсе которого присвоен второй номер.
Участник конкурса, которому присвоен второй номер, отказался от права на получение свидетельств.
Ответчик разместил на официальном сайте извещение о проведении открытого конкурса по тому же лоту, согласно которому с 25 мая по 26 июня 2022 года производится прием заявок в рамках проведения открытого конкурса, ранее признанного несостоявшимся.
Предприниматель, полагая, что администрация и управление незаконно признали открытый конкурс несостоявшимся, лишили предпринимателя права на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 21 и 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением и конкурсной документацией, пришел к выводу о законности действий ответчиков и отсутствии основании для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд исходил из того, что в нарушение пунктов 4.1 и 14.1 Положения предприниматель представил недостоверные сведения в отношении качественных характеристик принадлежащих ему транспортных средств по показателям доступности (наличие возможности перевозки пассажиров с детскими колясками) и комфортности (наличие системы контроля температуры воздуха в салоне транспортного средства), что выявлено при комиссионном осмотре заявленных транспортных средств, поэтому в силу пункта 14.10 Положения предпринимателю правомерно отказано в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам.
В соответствии с таблицей А1 ГОСТ 33554-2015 "Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения. Технические требования и методы испытаний", введенного в действие с 01.04.2017 приказом Росстандарта от 27.06.2016 N 683-ст, к техническим характеристикам транспортного средства отнесены, в частности, конструкция кузова (низкопольность и т.д.), система кондиционирования, климат-контроля.
По смыслу пункта 28 статьи 3 Закона N 220-ФЗ к характеристикам транспортного средства, влияющим на качество перевозок, относятся: наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
Приведенный перечень не является исчерпывающим.
Показатели качества пассажирских перевозок установлены в ГОСТ Р 51004 "Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества".
Названный ГОСТ в пункте 5.1 устанавливает следующую номенклатуру основных групп показателей качества по характеризуемым ими потребительским свойствам пассажирских перевозок: показатели информационного обслуживания; показатели комфортности; показатели скорости; показатели своевременности; показатели сохранности багажа; показатели безопасности.
Показатели комфортности поездки характеризуют свойства пассажирских перевозок, обусловливающие создание необходимых условий обслуживания и удобства пребывания пассажиров на транспортном средстве в начально-конечных и транзитных пунктах на основании нормативных документов, утвержденных в установленном порядке. К показателям комфортности в том числе относят температуру воздуха в транспортном средстве (пункт 5.4 ГОСТ Р 51004).
Показатели информационного обслуживания характеризуют особенности пассажирских перевозок, обусловливающие периодичность доведения до пассажиров и населения сведений, необходимых для принятия правильных решений в процессе их транспортного обслуживания (пункт 5.3 ГОСТ Р 51004).
Согласно пунктам 4.3.3.3 и 4.4.4 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования" температура, состав воздуха и уровень шума в салоне автотранспортного средства и других помещениях должны соответствовать установленным нормам; в процессе эксплуатации автотранспортных средств необходимо обеспечивать работоспособность систем, поддерживающих необходимую температуру, состав воздуха и уровень шума в кабине водителя и пассажирском салоне.
Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 N НА-19-р (далее - Социальный стандарт), устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.
Согласно разделу 3 Социального стандарта определены показатели качества и их нормативные значения, в том числе: доступность (пункт 3.1), надежность (пункт 3.2), комфортность (пункт 3.3), оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров (пункт 3.3.1), экологичность (пункт 3.3.6), превышение установленного заводом-производителем срока службы транспортного средства (пункт 3.3.7).
Под доступностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в наличии возможности получения населением услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок (пункт 3.1 Социального стандарта). Показатель "Доступность", включает в числе прочих показатель "Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения".
В целях применения Социального стандарта под маломобильными группами населения понимаются инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками, иные категории населения, испытывающие затруднения при пользовании услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок (пункт 3.1.2 Социального стандарта); под средствами, обеспечивающими возможность получения маломобильными группами населения услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, понимаются низкий пол, дополнительные поручни, наличие подъемного механизма и т.д. (пункт 3.1.2 Социального стандарта).
В соответствии с положениями раздела 3 Методологических положений по статистике транспорта, утвержденных Приказом Росстата от 29.12.2017 N 887, из общего числа автобусов выделяют автобусы, оборудованные для перевозки маломобильных групп населения. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п. Под транспортом для маломобильных групп населения следует понимать низкопольные транспортные средства, а также транспортные средства, оснащенные устройствами для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.
ГОСТ Р 51764-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования" распространяется на подъемные транспортные реабилитационные устройства для инвалидов (далее - подъемные устройства), относящиеся к классификационной группировке 12 12 18 по ГОСТ Р ИСО 9999, предназначенные для обеспечения прохода (проезда) в транспортное средство пассажиров-инвалидов, а также пассажиров с ограниченными возможностями передвижения (лиц пожилого возраста, беременных женщин, людей с детскими колясками и т.п.) и являющиеся штатным оборудованием наземных транспортных средств, в том числе средств общественного пассажирского транспорта, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51090.
То обстоятельство, что автобусы предпринимателя позволяют загрузить и перевезти в них детские коляски стандартных размеров в сложенном виде не свидетельствует о том, что данные автобусы соответствуют качественному критерию "Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения". Названное обстоятельство не устраняет для людей детьми и детскими колясками затруднения, которые они испытывают при пользовании услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Социальным стандартом также установлен показатель качества транспортного обслуживания населения "Комфортность", включающий в себя в том числе показатели "Оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров" (пункт 3.3.1) и "Температура в салоне транспортного средства" (пункт 3.3.3).
Под комфортностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в уровне удобства пользования услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в том числе отсутствии физиологического и психологического дискомфорта для пассажиров в процессе потребления услуги (пункт 3.3 Социального стандарта).
В силу пункта 3.3.3 Социального стандарта рекомендуется оборудовать все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, системами отопления и кондиционирования воздуха, настроенными на поддержание комфортной температуры в салоне транспортного средства в любое время года. Температурный режим: не менее 12 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов Цельсия, не более 25 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов Цельсия.
Возможность отображения на экране информации о температуре воздуха в салоне автобуса не влияет на комфортность пребывания пассажиров в салоне транспортного средства (физиологический и психологический комфорт, удобство пользования пассажирами услугами). Оборудование предпринимателем транспортных средств электронными информационными экранами (табло), на которых отображается рекламная информация, маршрут движения и температура воздуха в салоне, позволяет транспортным средствам соответствовать показателю "Оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров" (пункт 3.3.1), но не обеспечить комфортную температуру в салоне транспортного средства.
Оборудование автобуса информационным электронным экраном в соответствии со шкалой, указанной в приложении N 7 к Положению, оценивается отдельно (участнику конкурса присваивается 3 балла по названному критерию).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предприниматель представил недостоверные сведения в отношении качественных характеристик принадлежащих ему транспортных средств по показателю комфортности (наличие системы контроля температуры воздуха в салоне транспортного средства) и доступности (наличие возможности перевозки пассажиров с детскими колясками).
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
отказать в удовлетворении ходатайства индивидуального предпринимателя - главы крестьянско-фермерского хозяйства Белай Ирины Николаевны об отложении рассмотрения кассационной жалобы.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А32-17619/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.В. Тамахин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под комфортностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в уровне удобства пользования услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в том числе отсутствии физиологического и психологического дискомфорта для пассажиров в процессе потребления услуги (пункт 3.3 Социального стандарта).
В силу пункта 3.3.3 Социального стандарта рекомендуется оборудовать все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, системами отопления и кондиционирования воздуха, настроенными на поддержание комфортной температуры в салоне транспортного средства в любое время года. Температурный режим: не менее 12 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов Цельсия, не более 25 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов Цельсия."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 января 2023 г. N Ф08-13050/22 по делу N А32-17619/2022
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13050/2022
19.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17299/2022
10.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12945/2022
05.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10556/2022
16.08.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12953/2022
23.06.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17619/2022