• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 января 2023 г. N Ф08-13900/22 по делу N А32-36127/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статей 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями федеральных законов от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Закона N 294-ФЗ, суд правомерно исходил из того, что факт осуществления обществом предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований подтверждается обращением от 17.06.2021; это обращение подписано, имеет электронный адрес для ответа, зарегистрировано в электронном документообороте инспекции, а по результатам его рассмотрения обществу направлен ответ; процедура назначения и проведения внеплановой проверки соблюдена; распоряжение, акт проверки, уведомление о проверке, предписание надлежащим образом направлялись обществу. При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого предписания недействительным. Приведенные обществом доводы суд проверил, они получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены.

Кроме того, частью 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ установлено исключение из общего правила о вынесении предписаний по результатам проверок для тех случаев, когда факты допущенных нарушений достоверно установлены в рамках иной законной процедуры - при производстве по делу об административном правонарушении.

Иное означало бы, что контролирующий орган должен назначить и провести отдельную проверку деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя для подтверждения фактов, которые уже выявлены и нашли документальное подтверждение в рамках иной законной процедуры, не имея возможности принять установленные законом меры к устранению выявленных нарушений посредством вынесения предписания. Однако такой подход не отвечает цели принятия Закона N 294-ФЗ, состоящей в защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а не в освобождении хозяйствующих субъектов от устранения действительно допущенных ими нарушений, в особенности, затрагивающих здоровье населения и благополучие среды обитания.

При этом суд не установил обстоятельства, которые бы указывали о том, что инспекция не обеспечила реализацию права общества на защиту в рамках производства по делу об административном правонарушении, равно как и признаков уклонения контрольно-надзорного органа от проведения проверки путем назначения административного расследования. Ссылаясь на необходимость проведения отдельной проверки, общество не приводит доводы о невозможности до получения предписания уяснить существо нарушений и подтверждающих их доказательств, о наличии у него объяснений по сути выявленных нарушений, которые могли быть даны при наличии такой возможности. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий, при его принятии не было нарушено право общества на защиту и, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных требований у судов не имелось (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2019 N 307-КГ18-22209).

...

Поскольку в настоящем деле производство по делу об административном правонарушении не возбуждалось в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, а правонарушитель не добивался изменения основания отказа в возбуждении дела об административном правонарушении (в связи с отсутствием события или состава правонарушения), такое обстоятельство не препятствует выдаче предписания об устранении выявленных нарушений. Сходный подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2022 N 305-ЭС21-27471 и от 18.04.2019 N 307-КГ18-22209)."