г. Краснодар |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А25-3607/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Промхим"" (ИНН 0901049280, ОГРН 1020900515338) и третьего лица - акционерного общества "РН-Транс" (ИНН 6330017677, ОГРН 1026303117092), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по делу N А25-3607/2021, установил следующее.
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Фирма "Промхим"" (далее - фирма) о взыскании 73 500 рублей штрафа за сверхнормативное использование цистерн на станции назначения.
Решением от 29.06.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.10.2022, иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 19 500 рублей платы за сверхнормативное пользование вагонами.
В удовлетворении остальной части иска отказано. Распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, суды неправильно определили начало и окончание периода сверхнормативного пользования вагонами. В соответствии с условиями договора ответчик принял на себя обязательства отвечать за действия своих контрагентов и грузополучателей как за свои собственные перед истцом. ООО "Армавирский ПЖТ" выступало владельцем пути необщего пользования, а не перевозчиком, поэтому вывод судов о том, что исполнение компанией обязательства по своевременному возврату цистерн должно определяться датой завершения грузовой операции на местах погрузки и выгрузки ответчика является неверным. Исполнение ответчиком обязательства по своевременному возврату цистерн определяется датой передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику, поэтому ответчик должен документально подтвердить момент уведомления ОАО "РЖД" о завершении грузовой операции, а не момент передачи порожных вагонов владельцу пути необщего пользования (ООО "Армавирский ПЖТ").
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, 16.11.2016 компания (поставщик) и фирма (покупатель) заключили генеральное соглашение N 100016/08812Д (далее - соглашение) с целью обеспечения взаимодействия по правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" на АО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (далее - биржа).
Согласно пункту 1.2 соглашения стороны договорились руководствоваться при поставках нефтепродуктов Правилами проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты", установленными советом директоров биржи 26.02.2016 (далее - Правила торгов).
Пунктом 06.19.1 приложения N 01 к Правилам торгов предусмотрен срок нахождения цистерн у покупателя, который не должен превышать двух суток.
Согласно пункту 06.19.2 приложения N 01 к Правилам торгов срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику.
Согласно пункту 06.19.4 приложения N 01 к Правилам торгов отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется сутками, при этом неполные сутки считаются за полные.
В силу пункта 06.19.3 приложения N 01 к Правилам торгов в срок, указанный в пункте 06.19.1 названного приложения, покупатель обязуется: обеспечить слив товара и передать порожние цистерны перевозчику.
В соответствии с пунктом 15.05 приложения N 01 к Правилам торгов в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку: в размере 1500 рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны; или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара покупателя.
С апреля 2020 года по январь 2021 года компанией осуществлялись поставки нефтепродуктов в адрес фирмы.
В связи с превышением времени нахождения (использования) цистерн N 70718275, 73530487, 50075761, 50989250, 50648740, 50688472, 51163608, 51592210, 55829287, 55609879, 50791649, 76766542, 50301506, 50167105, 53884672, 50729623, 53881330, 53856316, 50078047, 50162965, 50950971, 57027609 и 51088128 истец начислил штраф в размере 73 500 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
Частично удовлетворяя иск, руководствуясь статьями 210, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, оформленные ОАО "РЖД" памятки приемосдатчика по форме ГУ-45 (т. 2, л. д. 122 - 128), ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы, расчет истца и контррасчет ответчика, суды признали правомерными требования о взыскании с фирмы 19 500 рублей штрафа за сверхнормативное пользование вагонами.
Ссылки истца относительно порядка определения начала и окончания периода сверхнормативного пользования вагонами подлежат отклонению ввиду следующего.
В силу пункта 06.19.3 приложения N 01 к Правилам торгов в срок, указанный в пункте 06.19.1 названного приложения (двое суток), покупатель обязуется: обеспечить слив товара и передать порожние цистерны перевозчику.
В соответствии с Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29 (далее - Правила N 29), подача вагонов под выгрузку - это самостоятельная операции, производимая железнодорожным перевозчиком.
Порядок осуществления операции подачи вагонов под выгрузку зависит от того, чьим локомотивом осуществляется такая подача. Если используется локомотив ОАО "РЖД", то подача под выгрузку осуществляется непосредственно к месту выгрузки. В этом случае в памятке приемосдатчика ставится дата и время в графе "Подача". Если используется локомотив клиента-владельца подъездного пути необщего пользования или грузополучателя, то передача вагона осуществляется на выставочном пути. До выставочного пути вагон доставляется локомотивом перевозчика, от выставочного пути - самим грузополучателем. В этом случае в памятке приемосдатчика ставится дата и время в графе "Передача на выставочный путь". Этот порядок регулируется пунктами 7.1 и 7.4 Правил N 29.
В пункте 06.19.8 приложения N 01 к Правилам торгов установлены случаи, при которых вина покупателя (грузополучателя) в сверхнормативном простое отсутствует:
- ограничение погрузки грузов, их перевозок, перевозок порожних грузовых вагонов на железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями, неприемом порожних грузовых вагонов получателями (логистический контроль);
- временное прекращение погрузки и перевозки грузов, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях (конвенционное запрещение);
- отсутствие технической/технологической возможности станции назначения;
- отсутствие в ЭТРАН заготовок перевозочных документов на отправку порожней цистерны.
Согласно акту общей формы от 12.09.2020 N 1/3402 вагоны N 51163608 и 51592210 находились на путях станции в ожидании подачи под выгрузку по причине занятости маневрового локомотива с 10.09.2020 по 12.09.2020.
Согласно актам общей формы от 04.09.2020 N 1/3257 и от 05.09.2020 N 1/3289 вагоны N 55829287, 55609879 находились на путях станции в ожидании подачи под выгрузку по причине занятости маневрового локомотива с 04.09.2020 по 05.09.2020.
Согласно актам общей формы от 05.01.2021 N 1/108 и от 06.01.2021 N 1/118 вагон N 51088128 находился на путях станции в ожидании подачи под выгрузку по причине занятости маневрового локомотива с 05.01.2021 по 06.01.2021.
Согласно актам общей формы от 23.12.2020 N 1/4721 и от 28.12.2020 N 1/4876 вагоны N 50301506, 50167105, 53884672, 50729623 находились на путях станции в ожидании подачи под выгрузку по причине занятости маневрового локомотива с 23.12.2020 по 28.12.2020.
Согласно актам общей формы от 09.01.2021 N 1/203 и от 11.01.2021 N 1/225 вагон N 57027609 находился на путях станции в ожидании подачи под выгрузку по причине занятости маневрового локомотива с 09.01.2021 по 11.01.2021.
Согласно актам общей формы от 29.12.2020 N 1/4914 и от 30.12.2020 N 1/4929 вагон N 53856316 находился на путях станции в ожидании подачи под выгрузку по причине занятости маневрового локомотива с 29.12.2020 по 30.12.2020.
В связи с этим отсутствие технической возможности на станции назначения Палагиада Северо-Кавказской железной дороги для подачи вагонов N 51163608, 51592210, 55829287, 55609879, 50301506, 50167105, 53884672, 50729623, 53856316, 57027609 и 51088128 ввиду занятости маневрового локомотива служит обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика на основании пункта 06.19.8 приложения N 01 к Правилам торгов, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности в виде уплаты неустойки.
В отношении остальных вагонов доказательств, подтверждающих наступление указанных в пункте 06.19.8 приложения N 01 к Правилам торгов оснований для освобождения фирмы от ответственности за время с момента прибытия груженых цистерн на станцию назначения до подачи их под выгрузку фирме, не представлено.
В соответствии с пунктами 50, 51, 89.5 утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом отправителем порожних вагонов может быть только их собственник при отсутствии надлежащим образом оформленных полномочий иного лица. Подтверждением передачи порожнего вагона в местах общего пользования грузополучателем перевозчику являются их подписи в памятке приемосдатчика в графах "Вагон сдал", "Вагон принял", проставляемые в момент фактического приема.
Утвержденным ОАО "РЖД" 09.10.2008 под N 44 Порядком взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью, определена технология взаимодействия железной дороги как перевозчика с собственниками вагонов и компаниями-операторами (далее - компании-собственники) при оформлении перевозок принадлежащих им или используемых ими порожних вагонов с использованием электронных документов (пункт 1.1). Получив уведомление о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке, приемосдатчик вводит в автоматизированную систему номера выгруженных вагонов (пункту 4.1), оформляет памятку приемосдатчика на уборку вагонов (пункт 4.6) и завершает процедуру его отправки во взаимодействии с компанией-собственником. Компания-собственник во взаимодействии с перевозчиком обладает содержащейся в автоматизированной системе информацией, позволяющей установить момент завершения грузовой операции и своевременно распорядиться порожним вагоном (пункты 4.13, 4.14).
С момента получения приемосдатчиком железной дороги уведомления фирмы (грузополучателя) о завершении грузовых операций его обязанность по возврату порожнего вагона считалась исполненной. Фирма (грузополучатель) после разгрузки вагона и возврата его на выставочный путь не имела возможности влиять на его фактическую отправку. Издержки, связанные с простоем вагона в ожидании отправки после исполнения грузополучателем названной обязанности, должны быть отнесены на собственника вагона, осуществившего оформление перевозочных документов в автоматизированной системе. Период после завершения грузовой операции до даты отправления порожнего вагона со станции назначения на основании предоставленных перевозчику и оформленных собственником вагона документов не мог включаться в срок нахождения вагонов у грузополучателя.
В материалы дела ответчиком представлены следующие памятки приемосдатчика по форме ГУ-45, оформленные ОАО "РЖД":
- N 122 в отношении вагона N 51088128, согласно которой уведомление о завершении грузовой операции и возврат на выставочный путь произведены 07.01.2021;
- N 6946 в отношении вагона N 53856316, согласно которой уведомление о завершении грузовой операции и возврат на выставочный путь произведены 31.12.2020;
- N 6938 в отношении вагонов N 50078047 и 50162965, согласно которой уведомление о завершении грузовой операции и возврат на выставочный путь произведены 30.12.2020;
- N 6942 в отношении вагона N 50950971, согласно которой уведомление о завершении грузовой операции и возврат на выставочный путь произведены 30.12.2020;
- N 6986 в отношении вагонов N 50301506, 50167105, 53884672, 50729623, 53881330, согласно которой уведомление о завершении грузовой операции и возврат на выставочный путь произведены 27.12.2020 (вагон N 53881330) и 29.12.2020 (вагоны N 50301506, 50167105, 53884672, 50729623).
- N 6011 в отношении вагонов N 50791649 и 76766542, согласно которой уведомление о завершении грузовой операции и возврат на выставочный путь произведены 09.11.2020;
- N 176 в отношении вагона N 57027609, согласно которой уведомление о завершении грузовой операции и возврат на выставочный путь произведены 11.01.2021.
В отношении остальных вагонов памятки приемосдатчика по форме ГУ-45, оформленные ОАО "РЖД", в материалах дела отсутствуют.
В материалах дела отсутствует акты общей формы, подтверждающие факты сверхнормативного простоя вагонов по причинам, зависящим от фирмы, после направления уведомлений о завершении грузовой операции и возврата вагонов на выставочный путь.
Условия пункта 06.19.4 приложения N 01 к Правилам торгов не могли быть истолкованы как обязывающие покупателя оплатить штраф за сверхнормативный простой вагонов в любом случае, независимо от причин такого простоя и их нахождения в причинно-следственной связи с действиями покупателя (исполнением им своих обязанностей). Взыскание штрафа с покупателя возможно только в случае сверхнормативного простоя вагонов на станции выгрузки по его вине. Согласованный сторонами порядок исчисления срока нахождения вагонов на станции выгрузки (с даты прибытия до даты отправления; с учетом условий пункта 06.19.8 приложения N 01 к Правилам торгов) об обратном не свидетельствует.
С учетом сведений, содержащихся в актах общей формы от 12.09.2020 N 1/3402, от 04.09.2020 N 1/3257, от 05.09.2020 N 1/3289, от 05.01.2021 N 1/108, от 06.01.2021 N 1/118, от 23.12.2020 N 1/4721 и от 28.12.2020 N 1/4876, от 09.01.2021 N 1/203, от 11.01.2021 N 1/225, от 29.12.2020 N 1/4914 и от 30.12.2020 N 1/4929, а также в памятках приемосдатчика N 122, 6946, 6938, 6942, 6986, 6011 и 176, ответчик допустил сверхнормативное использование цистерн на станции назначения общей длительностью 12 дней (в пределах периодов простоя, указанных компанией в расчете неустойки; т. 1, л. 13), следовательно, размер штрафа составляет 18 тыс. рублей (12 дней х 1500 рублей).
Поскольку суд кассационной инстанции, рассматривая кассационную жалобу, не вправе ухудшать положение заявителя по сравнению с обжалуемыми судебными актами (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020), а с кассационной жалобой на судебные акты фирма не обращалась, судебные акты в части взыскания с фирмы 19 500 рублей суд округа считает возможным оставить без изменения.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по делу N А25-3607/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 50, 51, 89.5 утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом отправителем порожних вагонов может быть только их собственник при отсутствии надлежащим образом оформленных полномочий иного лица. Подтверждением передачи порожнего вагона в местах общего пользования грузополучателем перевозчику являются их подписи в памятке приемосдатчика в графах "Вагон сдал", "Вагон принял", проставляемые в момент фактического приема.
...
Поскольку суд кассационной инстанции, рассматривая кассационную жалобу, не вправе ухудшать положение заявителя по сравнению с обжалуемыми судебными актами (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020), а с кассационной жалобой на судебные акты фирма не обращалась, судебные акты в части взыскания с фирмы 19 500 рублей суд округа считает возможным оставить без изменения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 февраля 2023 г. N Ф08-13683/22 по делу N А25-3607/2021