г. Краснодар |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А32-29476/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Тамахина А.В., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие"" (ИНН 2317045741, ОГРН 1062317014033) - Белоусова В.И. (доверенность от 01.04.2022), от ответчика - муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947) - Чеботарева О.А. (доверенность от 13.12.2022), рассмотрев кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А32-29476/2021, установил следующее.
ООО "УК "Доверие" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - предприятие) о взыскании 442 471 рубля 10 копеек неосновательного обогащения (уточненные требования).
Решением суда от 08.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.10.2022, с предприятия в пользу общества взыскано 322 803 рубля 61 копейка неосновательного обогащения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению общества, предъявление к оплате объема тепловой энергии на подогрев горячего водоснабжения (далее - ГВС) в целях содержания общего имущества (далее - СОИ) в домах с нецентрализованной системой ГВС не соответствует действующему законодательству. В таблице 2 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 306) норматив потребления горячей воды в целях СОИ предусмотрен только для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, тогда как для домов с нецентрализованным горячим водоснабжением норматив не предусмотрен. Изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 N 1598 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" в пункт 1 таблицы 2 Правил N 306 в части установления норматива потребления для категории домов с индивидуальными тепловыми пунктами (далее - ИТП), вступают в силу только с 01.03.2023. До 01.03.2023 возможность установления норматива потребления для данной категории домов отсутствовала, в связи с чем приказ РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10.03.2021 N 1/2021-нп "О внесении изменения в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 мая 2017 г. N 3/2017-нп "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме"" (далее - приказ РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10.03.2021 N 1/2021-нп) принят незаконно и применяться не должен. В приказе РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10.03.2021 N 1/2021-нп, опубликованном 19.03.2021 и вступившем в законную силу 20.03.2021, не указано, что он имеет обратную силу.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в исковых требованиях. По мнению предприятия, размер платы определяется исходя из показаний приборов учета в соответствии с условиями договора и статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Общество необоснованно рассчитало объем тепловой энергии для приготовления горячей воды с использованием норматива расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды, при этом показания приборов учета, измеряющего тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитывает. Предприятие считает, что количество потребленной обществом тепловой энергии правомерно определено по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Факт поставки и потребления зафиксирован в актах приема-передачи тепловой энергии.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил кассационную жалобу предприятия оставить без удовлетворения.
Представитель предприятия поддержал доводы жалобы, просил кассационную жалобу общества оставить без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя кооператива, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, предприятие (ресурсоснабжающая организация) и общество (исполнитель) заключили договор теплоснабжения от 01.06.2015 N 4790, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю через присоединенную сеть горячую воду и тепловую энергию, а исполнитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых узлов и приборов учета (п. 1.1 договора).
С 01.05.2018 по 31.03.2021 предприятие поставило обществу тепловую энергию в многоквартирные дома (далее - МКД), расположенные в г. Сочи по следующим адресам: ул. Старонасыпная, д. 38; ул. Ачишховская, д. 68; ул. Эстонская, д. 37.
Вышеуказанные многоквартирные жилые дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, схема присоединения системы горячего водоснабжения закрытая. Приготовление коммунальной услуги на горячее водоснабжение в отношении вышеуказанных домов осуществляется обществом с использованием оборудования ИТП, входящего в состав общего имущества.
Как указывает общество и видно из материалов дела, при начислении платы за ГВС количество тепловой энергии, использованной на подогрев холодной воды, предприятие определило исходя из показаний приборов учета, а не по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды. Общество полагает, что в связи с неправомерным начислением предприятием платы за тепловую энергию по общедомовым приборам учета на стороне предприятия образовалось неосновательное обогащение в виде излишне уплаченных с 01.05.2018 по 31.03.2021 денежных средств за поставленную в этот период тепловую энергию на ГВС.
Неисполнение предприятием требований общества о возврате излишне уплаченного послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском о взыскании 442 471 рубля 10 копеек неосновательного обогащения (уточненные требования).
Суды при разрешении спора правомерно руководствовались статьями 539, 544, 1105, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами N 306.
Судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом случае отсутствуют прямые договоры между обществом и собственниками помещений в МКД, в силу чего по отношению к коммунальной услуге ГВС исполнителем для собственников помещений является общество (управляющая компания).
Соответственно, оплату за тепловую энергию, потребленную на нужды ГВС, предприятию осуществляет общество, включая плату за объем, израсходованный на нагрев воды для индивидуального потребления собственниками помещений МКД, и за объем, израсходованный на нужды СОИ.
Суды установили, что поставка тепловой энергии подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается; спор возник в отношении порядка определения объема тепловой энергии, израсходованного на приготовление горячей воды.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Таким образом, критерием отнесения системы горячего водоснабжения МКД к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды, под которым следует понимать его приготовление с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников в МКД. При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия и газ (пункт 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642).
В силу пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию (исполнителя коммунальных услуг) в отношениях с ресурсоснабжающей организацией обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами-пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающей организации, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Пунктом 54 Правил N 354 закреплен порядок определения размера платы потребителя за коммунальные услуги отопления и ГВС, оказываемые с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД.
Так, согласно названному пункту при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к Правилам N 354.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к данным Правилам как сумма двух составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381 выражена следующая правовая позиция относительно порядка применения пункта 54 Правил N 354 при расчетах между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями.
По смыслу названного пункта, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, используются другие коммунальные ресурсы (тепловая энергия, холодная вода), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
В рассматриваемом случае при определении размера обязательств компании следует применять формулу 20, указанную в приложении N 2 к Правилам N 354, в соответствии с которой размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по ГВС (удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом, норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) и соответствующего тарифа; также необходимо руководствоваться пунктом 22 (1) раздела IV приложения N 2 к Правилам N 354 и определить размер платы за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную на общедомовые нужды в МКД.
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды для целей ГВС, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что осуществленный предприятием расчет платы по ГВС исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии является неверным.
С 01 июня 2017 года приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае"" (далее - приказ РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп) установлен норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС. Норматив установлен раздельно для открытых и для закрытых систем водоснабжения, с наружной сетью горячего водоснабжения и без наружной сети горячего водоснабжения, т.е. в том числе и для МКД с индивидуальными тепловыми пунктами.
Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - приказ РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп) установлены нормативы горячей воды в целях содержания общего имущества для централизованных систем горячего водоснабжения.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество в спорный период произвело оплату поставленного коммунального ресурса, рассчитанного предприятием исходя из показаний приборов учета.
Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС установлен приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп, у предприятия отсутствовали правовые основания при определении объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС руководствоваться показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии, в связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о наличии на стороне предприятия неосновательного обогащения в виде излишне начисленной с 01.05.2018 по 31.03.2021 платы за ГВС.
Суды двух инстанций проверили представленный обществом расчет неосновательного обогащения на сумму 442 471 рубль 10 копеек и признали методологически не верным, поскольку обществом не учтен объем коммунального ресурса, поставленный на содержание общедомового имущества.
При этом суды первой и второй инстанций проверили представленный предприятием альтернативный расчет, в котором учтен нормативный объем горячей воды в целях содержания общего имущества, на сумму 322 803 рубля 61 копейку и признали его арифметически и методологически верным.
В кассационной жалобе общество выражает несогласие с исключением из суммы неосновательного обогащения нормативного объема горячей воды в целях содержания общего имущества на сумму 119 667 рублей 89 копеек, оспаривая возможность предъявления в спорный период объемов тепловой энергии на подогрев ГВС на СОИ в домах с нецентрализованной системой ГВС.
Доводы общества подлежат отклонению на основании следующего.
В части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
При этом метод определения объема тепловой энергии на подогрев воды (с применением норматива на подогрев) императивно установлен Правилами N 354 и не зависит ни от наличия общедомового прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, ни от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая). Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Обязанность по оплате тепловой энергии, потребленной в целях содержания общего имущества в МКД, возложена на общества в силу закона. Данное обстоятельство обществом не опровергнуто.
Отклоняя ссылку общества на отсутствие обязанности по оплате тепловой энергии, поставленной в МКД на нужды ГВС в целях СОИ, ввиду отсутствия утвержденного норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в спорный период применительно к закрытой системе горячего водоснабжения, суды первой и апелляционной инстанции указали, что приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп установлены нормативы потребления горячей воды в целях содержания общего имущества для централизованных систем горячего водоснабжения.
При разрешении спора судами учтена позиция РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края, изложенная в письме от 30.03.2021 N 57.13-06-1893/2021, согласно которой приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10.03.2021 N 1/2021-нп внесены разъяснения в приказ от 18.05.2017 N 3/2017-нп о необходимости для многоквартирных домов с самостоятельным производством исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, применять нормативы для категории жилых помещений "Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением".
Согласно альтернативному расчету при исчислении потребленного коммунального ресурса на СОИ предприятие руководствовалось приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп, которым установлены нормативы потребления горячей воды в целях содержания общего имущества для централизованных систем горячего водоснабжения, действовавшие на протяжении всего спорного периода.
Довод общества о том, что в приказе РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10.03.2021 N 1/2021-нп, опубликованном 19.03.2021 и вступившем в законную силу 20.03.2021, не указано, что он имеет обратную силу, несостоятелен, поскольку названный приказ не устанавливает новый норматив, а лишь разъясняет о необходимости применения этого же норматива для многоквартирных домов с самостоятельным производством коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что объем тепловой энергии, потребленной в целях ГВС на общедомовые нужды в МКД за спорный период, является меньшим, чем предъявлен предприятием, общество не представило.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что в отсутствие соответствующих доказательств, оснований полагать, что предприятием предъявлена к взысканию стоимость тепловой энергии, отпущенной в целях горячего водоснабжения на общедомовые нужды в завышенном размере, не имеется.
Судебные акты содержат оценку доказательств и доводов лиц, участвующих в рассмотрении спора, в обоснование их требований и возражений, раскрытых в ходе судебного разбирательства. Оснований полагать, что судами нарушены правила оценки доказательств, установленные статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у окружного суда не имеется.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Поскольку выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А32-29476/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Тамахин |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
При этом метод определения объема тепловой энергии на подогрев воды (с применением норматива на подогрев) императивно установлен Правилами N 354 и не зависит ни от наличия общедомового прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, ни от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая). Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2023 г. N Ф08-14943/22 по делу N А32-29476/2021