г. Краснодар |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А22-1494/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Орнамент" (ИНН 6659122795, ОГРН 1056603187442) - Гаряевой Е.В (доверенность от 25.01.2023), в отсутствие представителя Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия (ИНН 0814055440, ОГРН 1020800748605), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орнамент" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А22-1494/2022, установил следующее.
Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в суд с иском к ООО "Орнамент" (далее - общество) о взыскании с ответчика 594 072 рублей 68 копеек излишне перечисленных средств субсидии, предоставленных по договору лизинга в приоритетных отраслях экономики и 14 111 рублей 26 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.11.2022 принят частичный отказ министерства от исковых требований в части взыскания процентов в размере 14 111 рублей 26 копеек. Решение суда от 24.08.2022 отменено. Производство по делу в части взыскания процентов в размере 14 111 рублей 26 копеек прекращено. С общества в пользу министерства взыскано 594 072 рубля 68 копеек.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Предоставление обществу субсидии с учетом НДС и выполнение им обязательств, пропорциональных сумме субсидии, полностью соответствует целям государственной программы, предусмотренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 992-р "Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 - 2024 годы". Суд апелляционной инстанции не принял во внимание понесенные обществом затраты на выполнение обязательств по созданию рабочих мест, соответствующих размеру субсидии (3 564 436 рублей 04 копейки).
В отзыве на жалобу министерство просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24.07.2020 N 252 утвержден Порядок предоставления субсидий для оказания поддержки юридическим лицам по возмещению части затрат (без учета НДС) в приоритетных отраслях экономики на уплату первого взноса при заключении договора лизинга (далее - Порядок).
8 ноября 2021 года министерство и общество заключили соглашение о предоставлении из республиканского бюджета субсидии для оказания поддержки по возмещению части затрат в приоритетных отраслях экономики на уплату первого взноса при заключении договора лизинга N 10-2021-74939.
В силу пункта 2.1 субсидия предоставляется в соответствии с лимитами, доведенными министерству как получателю средств республиканского бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в размере 3 564 436 рублей 04 копеек.
Министерство платежным поручением от 16.11.2021 N 488131 перечислило обществу 3 564 436 рублей 04 копейки.
Контрольно-счетной палатой Республики Калмыкия проведено контрольное мероприятие "Проверка использования в 2020 - 2021 годах средств Фонда развития Республики Калмыкия и других средств, при реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 - 2024 годы", составлен акт от 28.02.2022, в котором отражено, что нарушен подпункт 1.2 Порядка, произведена выплата денежных средств с учетом НДС на общую сумму 594 072 рубля 68 копеек.
Министерство направило обществу требование о возврате в республиканский бюджет 594 072 рублей 68 копеек, которое оставлено ответчиком без удовлетворения.
Названное обстоятельство послужило основанием для обращения министерства в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что министерством не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении условий предоставления субсидий именно обществом, а также доказательств нецелевого использования ответчиком бюджетных средств.
При принятии постановления суд апелляционной инстанции руководствовался статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из следующих обстоятельств.
Целью предоставления субсидии согласно Порядку является возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных затрат (без учета НДС), понесенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на уплату первого взноса по договорам лизинга.
При этом, как следует из заявления о предоставлении субсидии для оказания поддержки юридическим лицам по возмещению части затрат (без учета НДС) в приоритетных отраслях экономики на уплату первого взноса при заключении договора лизинга (т. 1, л. д. 7), общество просило предоставить субсидию по договору N ЛД-78-5434/20 в размере 2 068 875 рублей 77 копеек, включая НДС в сумме 344 802 рублей 63 копеек и по договору N ЛД-78-1161/21 - в размере 1 495 620 рублей 27 копеек, включая НДС в сумме 249 270 рублей 05 копеек.
По результатам контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой Республики Калмыкия у начальника отдела развития государственно-частного партнерства и инвестиционной деятельности Малышева С.А. взята объяснительная записка, в которой отражено, что при проведении расчета размера выдаваемой обществу субсидии допущена счетная (арифметическая) ошибка (не вычтен НДС), что повлекло за собой увеличение размера субсидии на 594 072 рубля 68 копеек.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признал, что материалами дела подтверждается включение НДС в размер денежной субсидии, предоставленной обществу в сумме 594 072 рублей 68 копеек, за счет средств бюджета.
В силу пункта 4.1.7 соглашения в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных правилами предоставления субсидии и соглашением, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в республиканский бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Как установлено в пункте 4.3.5.2 соглашения, получатель субсидии обязуется в случае получения от министерства требования в соответствии с пунктом 4.2 соглашения возвращать в республиканский бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о неправомерной выплате обществу 594 072 рублей 68 копеек НДС, поскольку это противоречит условиям предоставления данного вида государственной поддержки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признал требование министерства обоснованным и подлежащим удовлетворению, в связи с чем на общество возложена обязанность возвратить 594 072 рубля 68 копеек.
Довод общества о соблюдении им пункта 2.14 Порядка и соответствии размера полученной субсидии количеству рабочих мест подлежит отклонению, поскольку названный пункт определяет максимально возможный размер субсидии из расчета не более 500 тыс. рублей на одно рабочее место, при этом целью предоставления субсидии является частичная компенсация первоначального взноса без учета НДС.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А22-1494/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Орнамент" (ИНН 6659122795, ОГРН 1056603187442) - Гаряевой Е.В (доверенность от 25.01.2023), в отсутствие представителя Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия (ИНН 0814055440, ОГРН 1020800748605), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орнамент" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А22-1494/2022, установил следующее.
...
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Предоставление обществу субсидии с учетом НДС и выполнение им обязательств, пропорциональных сумме субсидии, полностью соответствует целям государственной программы, предусмотренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 992-р "Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 - 2024 годы". Суд апелляционной инстанции не принял во внимание понесенные обществом затраты на выполнение обязательств по созданию рабочих мест, соответствующих размеру субсидии (3 564 436 рублей 04 копейки).
...
При принятии постановления суд апелляционной инстанции руководствовался статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из следующих обстоятельств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2023 г. N Ф08-293/23 по делу N А22-1494/2022