г. Ессентуки |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А22-1494/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.08.2022 по делу N А22-1494/2022, принятое по исковому заявлению Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия (ОГРН 1020800748605, ИНН 0814055440) к обществу с ограниченной ответственностью "Орнамент" (ИНН 6659122795, ОГРН 1056603187442), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия (ИНН 7453099449, ОГРН 1037403874903) о взыскании денежных средств, при участии в судебном заседании представителя Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия Бойченко А.Н. (доверенность от 27.05.2022), представителя общества с ограниченной ответственностью "Орнамент" Гаряевой Е.В. (доверенность от 10.10.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия (далее - министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Орнамент" (далее - ООО "Орнамент", общество, ответчик) о взыскании с ответчика 594 072 руб. 68 коп. суммы излишне перечисленных средств субсидии, предоставленных по договору лизинга в приоритетных отраслях экономики и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 14 111, 26 руб.
Решением суда от 24.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что министерством не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении условий предоставления субсидий именно ООО "Орнамент", а также доказательства, свидетельствующих о нецелевом использовании ответчиком бюджетных средств.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерством подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявитель жалобы считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
15.11.2022 от министерства поступило ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания процентов в размере 14 111, 26 руб.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, поддержал ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания процентов в размере 14 111, 26 руб.
Представитель общества поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, указал, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Рассмотрев ходатайство министерства об отказе от исковых требований в части взыскания процентов в размере 14 111, 26 руб. апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Право истца отказаться от заявленных требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
В силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
По смыслу части 2 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ от иска влечет отказ истца от судебной защиты конкретного субъективного права и прекращение процесса по заявлению, от которого истец отказался. При отказе истца от своего иска к ответчику арбитражный суд обязан проверить соответствие данного отказа закону. При установлении правомерности заявленного отказа в силу прямого указания закона суд должен исследовать вопрос о том, не нарушены ли права других лиц.
Суд апелляционной инстанции считает возможным принять отказ министерства от иска в части взыскания процентов в размере 14 111, 26 руб. и прекратить производство по делу в указанной части, поскольку частичный отказ истца от исковых требований не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права других лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.08.2022 по делу N А22-1494/2022 подлежит отмене, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 252 от 24 июля 2020 года утвержден Порядок предоставления субсидий для оказания поддержки юридическим лицам по возмещению части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) в приоритетных отраслях экономики на уплату первого взноса при заключении договора лизинга (далее - Порядок).
Как следует из материалов дела, 08.11.2021 между министерством и обществом заключено соглашение о предоставлении из республиканского бюджета субсидий юридическим лицам для оказания поддержки по возмещению части затрат в приоритетных отраслях экономики на уплату первого взноса при заключении договора лизинга N 10-2021-74939.
Согласно пункту 1.1.1. соглашения субсидия предоставлена в целях возмещения затрат ООО "Орнамент", связанных с оплатой первого взноса при заключении договора лизинга в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Порядком.
В силу пункта 2.1 субсидия предоставляется в соответствии с лимитами, доведенными министерству как получателю средств республиканского бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в размере 3 564 436 руб. 04 коп.
Истец исполнил свои обязательства по перечислению субсидии в сумме 3 564 436 руб. 04 коп. на лицевой счет ответчика, что подтверждается платежным поручением N 488131 от 16.11.2021.
Контрольно-счетной палатой Республики Калмыкия проведено контрольное мероприятие "Проверка использования в 2020-2021 годах средств Фонда развития РК и других средств, при реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы", по результатом которой составлен акт от 28.02.2022.
Согласно акту установлено нарушение подпункта 1.2 Порядка, выразившееся в неправомерной выплате денежных средств ООО "Орнамент" в части суммы налога на добавленную стоимость при уплате первого взноса при заключении договора лизинга на общую сумму 594 072 руб.68 коп.
Министерство направило в адрес общества требование о возврате в республиканский бюджет сумму излишне перечисленных средств налога на добавленную стоимость в размере 594 072 руб.68 коп., которое оставлено ответчиком без удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что министерством не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении условий предоставления субсидий именно ООО "Орнамент", а также доказательства, свидетельствующих о нецелевом использовании ответчиком бюджетных средств.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Целью предоставления субсидии, согласно Порядка, является возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных затрат (без учета налога на добавленную стоимость), понесенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на уплату первого взноса по договорам лизинга.
Согласно пункту 1.1.1. соглашения субсидия предоставлена в целях возмещения затрат ООО "Орнамент", связанных с оплатой первого взноса при заключении договора лизинга в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Порядком.
Как следует из материалов дела, истец перечислил ответчику субсидию в сумме 3 564 436 руб. 04 коп., что подтверждается платежным поручением N 488131 от 16.11.2021.
Контрольно-счетной палатой Республики Калмыкия проведено контрольное мероприятие "Проверка использования в 2020-2021 годах средств Фонда развития РК и других средств, при реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы" и установлено нарушение подпункта 1.2 Порядка, выразившееся в неправомерной выплате денежных средств ООО "Орнамент" в части суммы налога на добавленную стоимость при уплате первого взноса при заключении договора лизинга на общую сумму 594 072 руб.68 коп.
При этом, как следует из заявления о предоставлении субсидии для оказания поддержки юридическим лицам по возмещению части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) в приоритетных отраслях экономики на уплату первого взноса при заключении договора лизинга (л.д. 7), общество просило предоставить субсидию по договору N ЛД-78-5434/20 в размере 2 068 875, 77, включая НДС по ставке 20% в сумме 344 802, 63 руб. и по договору ЛД-78-1161/21 в размере 1 495 620, 27, включая НДС по ставке 20% в сумме 249 270, 05 руб.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Республики Калмыкия у начальника отдела развития государственно-частного партнерства и инвестиционной деятельности Малышева С.А. отобрана объяснительная записка, в которой отражено, что при проведении расчета размера выдаваемой ООО "Орнамент" субсидии допущена счетная (арифметическая) ошибка (не вычтен налог на добавленную стоимость), что повлекло за собой увеличение размера субсидии на 594 072, 68 руб.
С учетом изложенного, следует признать то обстоятельство, что материалами дела подтверждается включение НДС в размер денежной субсидии, предоставленной обществу в сумме 594 072, 68 руб. за счет средств бюджета.
Пунктом 4.1.7. соглашения установлено, что в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных правилами предоставления субсидии и соглашением направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в республиканский бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с пунктом 4.3.5.2. соглашения получатель субсидии обязуется в случае получения от министерства требования в соответствии с пунктом 4.2. соглашения возвращать в республиканский бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Истец направил в адрес ответчика требования о возврате полученной суммы НДС в размере 594 072, 68 руб., однако ответчик в добровольном порядке требования министерства не исполнил.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу о неправомерной выплате денежных средств ООО "Орнамент" в части включения в субсидию суммы налога на добавленную стоимость в размере 594 072, 68 руб., что противоречит целям, правовой природе данного вида государственной поддержки, предусматривающего предоставление юридическим лицам бюджетных средств по возмещению части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) в приоритетных отраслях экономики на уплату первого взноса при заключении договора лизинга.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает требования министерства обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем, ответчику надлежит вернуть истцу денежные средства в размере 594 072, 68 руб.
С учетом изложенного, в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.08.2022 по делу N А22-1494/2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять частичный отказ Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия (ОГРН 1020800748605, ИНН 0814055440) от исковых требований в части взыскания процентов в размере 14 111, 26 руб.
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.08.2022 по делу N А22-1494/2022 отменить.
Производство по делу в части взыскания процентов в размере 14 111, 26 руб. прекратить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Орнамент" (ИНН 6659122795, ОГРН 1056603187442) в пользу Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия (ОГРН 1020800748605, ИНН 0814055440) денежные средства в размере 594 072, 68 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Орнамент" (ИНН 6659122795, ОГРН 1056603187442) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 14 881 руб. и государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1494/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Ответчик: ООО "Орнамент"
Третье лицо: КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ, Контрольно-счетная палата РК, Бойченко Ангелина Николаевна, Иванова Данара Владимировна