г. Краснодар |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А32-26070/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" (ИНН 2342018036, ОГРН 108342000377) - Хребтова З.В. (доверенность от 13.05.2022), в отсутствие заинтересованных лиц - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А32-26070/2022, установил следующее.
ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - ФАУГИ РФ) о признании незаконным решения МТУ Росимущества от 07.04.2022 N 23-СМ-05/7197 об отказе обществу в предоставлении первоочередного права на приобретение объектов недвижимости в собственность и возложении на МТУ Росимущества, ФАУГИ РФ обязанности устранить допущенное нарушение прав общества путем принятия решения о передаче в собственность общества по рыночной цене и заключения договора купли-продажи следующих объектов недвижимости в собственность, а именно: 1) объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу, кадастровый номер 23:20:0000000:545; 2) резервуар 500 куб. м, кадастровый номер 23:20:0000000:693; 3) резервуар 500 куб. м, кадастровый номер 23:20:0000000:694; 4) здание хозпитьевого и производственного назначения (ХППВ), кадастровый номер 23:20:0201002:292; 5) канализационные сети, кадастровый номер 23:20:1203001:1420; 6) сооружения дорожного хозяйства, кадастровый номер 23:20:0000000:379; 7) подъездные железнодорожные пути, кадастровый номер 23:20:0000000:380; 8) тепловая стальная трасса, кадастровый номер 23:20:0000000:546; 9) газопровод стальной, кадастровый номер 23:20:1203001:1457; 10) линии связи, кадастровый номер 23:20:1203001:1458; 11) линии электропередач, кадастровый номер 23:20:1203001:378 (далее - спорные объекты).
Решением суда от 13.07.2022 в удовлетворении исковых требований отказано на том основании, что решение об отказе обществу в предоставлении первоочередного права на приобретение спорных объектов принято после признания Федеральным законом от 29.06.2015 N 180-ФЗ утратившим силу пункта 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.11.2022 решение суда от 13.07.2022 отменено, признано незаконным решение МТУ Росимущества от 07.04.2022 N 23-СМ-05/7197 об отказе обществу в предоставлении первоочередного права на приобретение спорных объектов; на МТУ Росимущества возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о передаче в собственность общества по рыночной цене и заключения договора купли-продажи спорных объектов; в удовлетворении заявления к ФАУГИ РФ отказано. Обществу из федерального бюджета возвращено 9 тыс. рублей излишне уплаченной государственной пошлины. С МТУ Росимущества в пользу общества взыскано 6 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ МТУ Росимущества является незаконным, так как препятствия нормативного и фактического характера для приватизации спорных объектов отсутствуют, поскольку подлежащее приватизации имущество изначально и непрерывно находилось во владении и пользовании общества, и не может быть приватизировано иными лицами; спорное имущество не изменило своего назначения и не утратило связи с имущественным комплексом общества; длительное бездействие МТУ Росимущества по разрешению вопроса приватизации спорного имущества предопределяет безусловное нарушение предусмотренного законом права общества на реализацию первоочередного права по закреплению спорного имущества по его рыночной цене за его единственным владельцем и пользователем в рамках единого имущественного комплекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось МТУ Росимущества с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не учел, что на момент вынесения оспариваемого отказа МТУ Росимущества пункт 16 статьи 43 Закона N 178-ФЗ утратил силу; в материалы дела не представлены доказательства несоответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту. Заявленная правовосстановительная мера в виде возложения на МТУ Росимущества обязанности принять решение о передаче в собственность общества спорных объектов не может быт применена безотносительно признания оспариваемого отказа незаконным. Спорные объекты не включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФАУГИ РФ не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество создано в процессе приватизации государственного предприятия "Шедокский гипсовый комбинат", впоследствии преобразованное в порядке приватизации в АООТ "Кубанский гипс" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". В дальнейшем предприятие преобразовано в ОАО "КУБАНСКИЙ ГИПС-КНАУФ", ОАО "КНАУФ ГИПС ПСЕБАЙ", в настоящее время - ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ".
Актом оценки стоимости имущества Шедокского гипсового комбината по состоянию на 01.07.1992 определен перечень имущества, для которого действовавшим законодательством установлен особый режим приватизации: 1) объекты социально-бытового назначения и социально-культурного назначения; 2) объекты, используемые для очистки сточных вод; 3) объекты водоснабжения; 4) объекты, используемые для очистки выброса в атмосферу; 5) объекты, используемые для пожарной безопасности; 6) тепличное хозяйство; 7) сети газоснабжения; 8) сети мазутоснабжения; 9) железнодорожные пути; 10) автомобильные дороги; 11) линии связи; 12) сети электроснабжения; 13) сети теплоснабжения; 14) сети канализации.
Как отражено в пункте 8 раздела 2 плана приватизации Шедокского гипсового комбината от 29.10.1992 (далее - План приватизации), не подлежат приватизации объекты, используемые для охраны природы и пожарной безопасности; имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; продуктопроводы, пути сообщения (включая автомобильные дороги), линии связи и энергопередачи; объекты социально-бытового назначения и социально-культурного назначения.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" в План приватизации внесены изменения от 08.09.1995 N 3 и от 20.04.1999 N 4, согласно которым объекты социально-бытового назначения и социально-культурного назначения подлежат передаче в муниципальную собственность Мостовского района.
Первое обращение общества в связи с не включением ряда объектов, используемых в производственной деятельности, в состав приватизируемого имущества, отражено в протоколе совещания от 31.07.1996 по вопросу включения в уставный капитал АО "Кубанский гипс" части имущества, исключенного при приватизации.
Представлением прокурора Краснодарского края от 30.06.1998 N 7-36-226-96 об устранении нарушений закона Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края (далее - КУГИ Краснодарского края) проинформирован о том, что всего не приватизировано имущества Шедокского гипсового комбината на сумму 6 389 тыс. руб. по ценам на 01.07.1992; не приватизированы сети канализации и теплоснабжения, линии связи, объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу, объекты, используемые для пожаротушения, сети воздухо- и мазутоснабжения, электроснабжения, объекты, используемые для очистки сточных вод, объекты водоснабжения, баня, бытовой комплекс (почта, сберкасса, ОКС КБ), тепличное хозяйство, здание дискотеки, два павильона, столовая; в составе имущества имеется оборудование, участвующее в производственном процессе, оно подлежит приватизации.
Письмом от 07.08.1998 N 05-07/08-40000 КУГИ Краснодарского края предложил обществу представить предложения по фактическому разграничению объектов, изменения в План приватизации, и известил общество о том, что подлежащие приватизации и не включенные в уставный капитал общества объекты будут реализованы в установленном порядке на аукционе, поэтому для организации продажи необходимо направить данные о балансовой стоимости объектов или результаты оценки.
В той связи общество заключило договоры с Краснодарским региональным объединением оценщиков, которое подготовило экспертные заключения от 02.04.1999 N 56 и от 17.04.1999 N 64, и письмом от 29.06.1999 N 25/15 направило в КУГИ Краснодарского края документы, необходимые для приобретения объектов, находящихся на балансе общества.
Письмом от 29.07.1999 N 05-08/08-4960 КУГИ Краснодарского края сообщило обществу о технических замечаниях в представленных документах, в ответ на которое письмом от 03.09.1999 N 1054/14 общество устранило недостатки.
По результатам рассмотрения документов Фонд государственного имущества Краснодарского края (далее - ФГИ Краснодарского края) письмом от 08.10.1999 N 09-1333 сообщил КУГИ Краснодарского края о том, что отсутствует решение компетентного органа о приватизации имущества; не создана комиссия по приватизации; отсутствует план приватизации, включающий начальную цену объекта приватизации, способ, сроки и условия продажи имущества на аукционе; документы по приватизации имущества должны быть оформлены в виде приватизационного дела.
Согласно свидетельству от 16.11.1999 N 02300432 не вошедшее в уставный капитал общества имущество внесено в соответствующий Реестр федерального имущества.
Между обществом и КУГИ Краснодарского края заключен договор аренды неприватизированного имущества от 10.01.2000 N 1028, согласно которому обществу в аренду переданы автомобильные дороги; сети теплоснабжения; сети электроснабжения; сети канализации; линии связи; сети газоснабжения; объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу; объекты водоснабжения; железнодорожные пути.
Уведомлением от 13.01.2000 N 05-02/08-153 КУГИ Краснодарского края сообщил администрации Краснодарского края о принятии положительного решения от 20.12.1999 N 1495/21 о приватизации государственного имущества, находящегося на балансе общества, и создании комиссии по приватизации.
14 августа 2000 года КУГИ Краснодарского края утвержден второй План приватизации государственного имущества, находящегося на балансе общества, включающий указанные объекты недвижимого имущества.
План приватизации в составе комплекта документов направлен для исполнения КУГИ Краснодарского края в ФГИ Краснодарского края (письмо от 17.08.2000 N 05-01/08-7202).
Письмом от 13.09.2000 N 10-1069/1 ФГИ Краснодарского края уведомило КУГИ Краснодарского края о недостатках в представленных документах.
Письмом от 22.09.2000 N 09-1150 ФГИ Краснодарского края обратился в Российский фонд федерального имущества по вопросу оформления заявки-поручения на продажу имущества, находящегося на балансе общества.
Необоснованное затягивание приватизации спорных объектов послужило основанием для обращения общества в различные государственные органы, в том числе в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Прокуратуру Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Письмами от 10.07.2003 N 09/08-10336 и 09/08-10337 Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил обществу и Министерству имущественных отношений Российской Федерации о направлении в Российский фонд федерального имущества комплекта документов после устранения замечаний.
Земельный участок под объектами федеральной собственности и находящимися в собственности общества объектами недвижимости передан обществу администрацией Мостовского района по договору аренды от 10.06.2004 N 2000001643.
Письмом от 14.12.2006 N 07-10/10445 территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю предложило обществу рассмотреть вопрос о возможности реализации первоочередного права приобретения ранее арендованного имущества по рыночной цене, на которое общество ответило согласием (письма от 23.01.2007 N 61/14 и от 06.02.2007 N 161/14). Однако решение о приватизации не принято.
Письмом от 19.06.2012 N 340 общество обратилось в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - ТУ Росимущества) с просьбой вновь рассмотреть вопрос о продаже обществу спорных объектов.
Письмом от 11.07.2012 N 08-10/8945 ТУ Росимущества отказало обществу в продаже спорных объектов ввиду запрета на согласование сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности сроком до 01.01.2016, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234.
Письмом от 05.04.2017 N 315 общество обратилось к Министру экономического развития Российской Федерации с просьбой оказать содействие в приватизации обществом федерального имущества, изготовив за счет собственных средств технические планы на объекты недвижимости, и письмом от 27.04.2017 N 80 направило их в ТУ Росимущества с приложением плана мероприятий по приватизации имущества.
Письмом от 01.06.2017 N 08/7279 ТУ Росимущества сообщило обществу о возможности аренды или продажи имущества исключительно по результатам проведения конкурса или аукциона на основании статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Письмом от 21.06.2017 N 500 общество просило ТУ Росимущества поставить объекты недвижимости на кадастровый учет с указанием характеристик, указанных в технических планах.
В целях определения действий по выкупу имущества письмом от 23.06.2017 N 507 общество обратилось к заместителю Главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Вопросы приватизации рассмотрены 17.07.2017 на совещании в администрации Краснодарского края с участием представителей общества, органов государственной власти и местного самоуправления.
Письмом от 25.07.2017 N 602 общество выразило МТУ Росимущества согласие на заключение долгосрочного договора аренды объектов недвижимости.
Письмом от 04.09.2017 N 697 общество обратилось в МТУ Росимущества с просьбой о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости.
Письмом от 04.09.2017 N 698 общество сообщило заместителю Главы администрации (губернатора) Краснодарского края сведения о длительном неисполнении Плана приватизации от 14.08.2000.
Письмом от 15.09.2017 N 04/1978 МТУ Росимущества сообщило обществу о поданных в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю заявлениях о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества.
В развитие достигнутых на состоявшейся 12.10.2017 встрече представителей общества с Главой администрации (губернатором) Краснодарского края по вопросу приватизации федерального имущества договоренностей общество направило Главе администрации (губернатор) Краснодарского края письмо от 08.11.2017 N 52-58215/17 о создании рабочей группы.
Письмом от 13.12.2017 N 05/9897 МТУ Росимущества известило Департамент имущественных отношений Краснодарского края о том, что приватизация федерального имущества возможна при условии включения в прогнозный план (программу) приватизации, который утверждается Правительством Российской Федерации. При этом имущество может быть включено в План приватизации после завершения государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Письмом от 12.02.2018 общество обратилось в департамент имущественных отношений Краснодарского края с просьбой об ускорении регистрации права собственности Российской Федерации на объекты федеральной собственности и проведения очередной встречи ответственных лиц.
05 марта 2018 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на подъездные железнодорожные пути (кадастровый номер 23:20:0000000:380) и газопровод стальной (кадастровый номер 23:20:1203001:1457).
06 марта 2018 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на тепловую стальную трассу (кадастровый номер 23:20:0000000:546), линии связи (кадастровый номер 23:20:1203001:1458), канализационные сети (кадастровый номер 23:20:1203001:1420).
Письмом от 07.03.2018 N 52-10283/18-22-29 Департамент имущественных отношений Краснодарского края проинформировал общество о проведенной работе по регистрации права собственности Российской Федерации на объекты федеральной собственности и готовности направить материалы в Правительство Российской Федерации для включения указанных объектов в прогнозный план (программу) приватизации и продаже имущества на торгах.
Письмом от 13.07.2018 общество просило Департамент имущественных отношений Краснодарского края об очередном совещании по вопросам завершения регистрации права собственности Российской Федерации на остальные объекты недвижимости.
31 июля 2018 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на резервуар 500 куб. м (кадастровый номер 23:20:0000000:693) и резервуар 500 куб. м (кадастровый номер 23:20:0000000:694).
30 мая 2018 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу (кадастровый номер 23:20:0000000:545).
04 июня 2019 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на сооружения дорожного хозяйства (автодороги), кадастровый номер 23:20:0000000:379.
05 июня 2019 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на здание хозяйственно-питьевого и производственного назначения (ХППВ) (кадастровый номер 23:20:0201002:292).
В связи с завершением регистрации права Российской Федерации на спорные объекты общество направило Губернатору Краснодарского края письмо от 16.09.2019 с предложением провести совещание по вопросам выкупа имущества.
Письмом от 03.10.2019 N 23-05/17310 МТУ Росимущества пояснило, что осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, исключительно по поручению Росимущества, в адрес которого направлен соответствующий пакет документов.
По инициативе и за счет средств общества подготовлено заключение кадастрового инженера по результатам обследования объектов недвижимости от 25.10.2019 N 754, которое письмом от 25.10.2019 N 754 направлено в МТУ Росимущества.
Письмом от 25.10.2019 N 23-13-05/18617 МТУ Росимущества сообщило, что договор аренды федерального имущества от 30.09.2010 N 103-10/13 в порядке пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно письму МТУ Росимущества от 18.12.2019 N 23-01-05/21786 вопрос об отчуждении объектов недвижимости подлежал рассмотрению после регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под данными объектами с кадастровым номером 23:20:1203001:13.
Уведомлением от 26.03.2020 N 23/999/001/2020-368214 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок ввиду размещения на данном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в частной собственности и отсутствии сведений об объектах недвижимости, принадлежащих Российской Федерации.
Уведомлением от 27.07.2020 N 23/999/001/2020-368214 в государственной регистрации отказано.
МТУ Росимущества оспорило отказ в государственной регистрации в арбитражном суде.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 по делу N А32-22781/2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.05.2021, заявленные требования удовлетворены; признано незаконным решение об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:20:1203001:13 (уведомление от 27.07.2020 N 23/999/001/2020-368214). Суды установили, что на спорном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, которые ранее находились на балансе правопредшественника общества и относились к федеральному уровню собственности.
Наличие на земельном участке находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" явилось основанием разграничения государственной собственности на такой участок в пользу Российской Федерации. Ранее спорный участок был закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственным предприятием федерального уровня собственности.
Письмом от 10.06.2021 N 511 общество обратилось в МТУ Росимущества с предложением о замене арендодателя в договоре аренды земельного участка с кадастровым номером 23:20:1203001:13, после чего заключено дополнительное соглашение от 20.09.2021 к договору аренды земельного участка от 10.06.2004 N 2000001643.
Письмом от 24.02.2022 N 189 общество обратилось с заявлением о выкупе спорных объектов с изложением обстоятельств первоочередной приватизации и приложением необходимого комплекта документов.
Уведомлением от 07.04.2022 N 23-СМ-05/7197 МТУ Росимущества сообщило обществу, что в настоящее время спорные объекты не включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и указало, что после завершения формирования комплекта необходимых документов пакет документов будет направлен в Росимущество в целях его включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. При этом МТУ Росимущества указало, что заявление о приобретении объектов федеральной собственности может быть рассмотрено с учетом первоочередного права приобретения данного имущества.
Полагая, что формализованный в письме от 07.04.2022 N 23-СМ-05/7197 отказ МТУ Росимущества в предоставлении первоочередного права на приобретение спорных объектов является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил требования общества, правомерно исходя из следующего.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, регулируются Законом N 178-ФЗ.
Согласно пункту 16 статьи 43 Закона N 178-ФЗ при выявлении имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене. Не выкупленное открытым акционерным обществом имущество приватизируется в порядке, установленном Законом N 178-ФЗ.
Таким образом, общество, которое не приватизировало имущество, подлежащее внесению в его уставный капитал в процессе приватизации, вправе выкупить данное имущество у государства по рыночной цене и этому праву корреспондирует обязанность государства в лице его уполномоченных органов продать обществу упомянутое имущество.
Для реализации такого права необходимо наличие следующих условий: имущество подлежало внесению в уставный капитал акционерного общества, однако не было внесено при его создании в состав приватизированного имущества; акционерное общество согласно приобрести имущество по рыночной цене.
При этом соблюдение порядка приватизации государственного имущества, предусмотренного Законом N 178-ФЗ (в том числе и принятие собственником имущества решения о его приватизации или включения его в прогнозный план), не требуется. Соблюдение такого порядка необходимо лишь при приватизации имущества в случае отказа общества как первоочередного претендента от его выкупа (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.2008 N 809/08).
Суд апелляционной инстанции установил, что спорные объекты всегда находились и в настоящее время находятся во владении и пользовании общества, по своему назначению и функциональным характеристикам неразрывно связаны с производственным процессом и используется обществом на протяжении многих лет. По независящим от общества причинам утвержденный План приватизации от 14.08.2000 до настоящего времени не реализован.
В целях реализации своего первоочередного права на приватизацию спорного имущества в период действия пункта 16 статьи 43 Закона N 178-ФЗ общество неоднократно (с 90-ых годов) обращалось в МТУ Росимущества с целью приобретения спорных объектов по рыночной цене, при этом МТУ Росимущества необоснованно уклонялось от исполнения обязанности по его передаче первоочередному претенденту - обществу.
Суд апелляционной инстанции указал, что представленная в материалы дела многолетняя переписка общества с государственными органами и иные документы с 1998 года по 2022 год свидетельствуют о наличии необоснованно затянувшегося (более 20 лет) разрешения вопроса относительно приватизации спорных объектов и по независящим от общества причинам утвержденный План приватизации от 14.08.2000 до настоящего времени в административном порядке фактически не реализован.
Так, одним из препятствий в приватизации явилось отсутствие надлежащей государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные объекты до 2018 - 2019, при этом оформление прав на земельный участок завершено лишь в 2021 году при активном участии общества в решении вопроса о приватизации спорных объектов.
Суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что в рассматриваемом случае длительное бездействие МТУ Росимущества за пределами разумных сроков предопределяет безусловное нарушение предусмотренного законом права общества на реализацию первоочередного права по закреплению имущества по его рыночной цене за его единственным владельцем и пользователем в рамках единого имущественного и производственного комплекса.
Суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что общество не может считаться утратившим первоочередное право на приобретение спорных объектов не может быть лишено первоочередного права приобретения этого имущества в порядке пункта 16 статьи 43 Закона N 178-ФЗ, который на момент принятия в 2022 году оспариваемого решения утратил силу, но действовал в период многократных обращений общества в уполномоченный орган в целях реализации своего права.
При таких обстоятельствах, установив, что подлежащие приватизации спорные объекты изначально и непрерывно находятся во владении и пользовании общества и не могут быть приватизированы иными лицами, не изменили своего назначения и не утратили связи с имущественным комплексом общества, являющимся единым производственным комплексом, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии препятствий нормативного и фактического характера для приватизации обществом в первоочередном порядке указанных объектов недвижимости, признав незаконным оспариваемый отказ МТУ Росимущества.
Доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судом апелляционной инстанции или отвергнутых им как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанным судом апелляционной инстанции выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права к установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе МТУ Росимущества, исключают возможность ее удовлетворения в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А32-26070/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что общество не может считаться утратившим первоочередное право на приобретение спорных объектов не может быть лишено первоочередного права приобретения этого имущества в порядке пункта 16 статьи 43 Закона N 178-ФЗ, который на момент принятия в 2022 году оспариваемого решения утратил силу, но действовал в период многократных обращений общества в уполномоченный орган в целях реализации своего права.
...
Доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судом апелляционной инстанции или отвергнутых им как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанным судом апелляционной инстанции выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2023 г. N Ф08-15244/22 по делу N А32-26070/2022