город Ростов-на-Дону |
|
11 ноября 2022 г. |
дело N А32-26070/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Сороки Я.Л.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.
при участии:
от заявителя: представитель Демехин А.И. по доверенности от 13.05.2022 N 197/22, удостоверение N 5338;
от Межрегионального территориального управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея: представителя не направил, извещен надлежащим образом;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации: представителя не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2022 по делу N А32-26070/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" (ИНН 2342018036, ОГРН 108342000377)
к заинтересованным лицам: Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994)
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" (далее - ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества, Территориальное управление, ответчик), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - ФАУГИ РФ) о признании незаконным решения МТУ Росимущества от 07.04.2022 N 23-СМ-05/7197 об отказе в предоставлении первоочередного права на приобретение объектов недвижимости в собственность.
Исковые требования мотивированы тем, что общество в целях реализации своего первоочередного права на приватизацию спорного имущества в период действия пункта 16 статьи 43 Федерального закона о приватизации неоднократно (начиная с конца 1990 годов) обращалось к ответчику за приобретением спорного имущества по рыночной цене, при этом Росимущество в лице территориального управления необоснованно уклонялось от исполнения государственной обязанности по его передаче. Препятствия нормативного и фактического характера для приватизации имущества отсутствуют, поскольку имущество изначально и непрерывно находится во владении общества, и не может быть приватизировано иными лицами, не изменило своего назначения и не утратило связи с имущественным комплексом общества.
Решением от 13.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ является законным, так как данный отказ принят органом в период, когда законодательно признаны утратившими силу положения пункта 16 статьи 43 Федерального закона о приватизации.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что оспариваемый отказ Территориального управления вынесен 07.04.2022, то есть в период утраты действия положений п. 16 ст. 43 Закона о приватизации. В этой связи суд первой инстанции указал, что согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Однако суд первой инстанции не учел, что общество неоднократно обращалось в уполномоченный орган в целях реализации своего первоочередного права на приватизацию спорных объектов еще в период, когда указанная норма являлась действующей. Представленная в материалы дела переписка и иные документы в период с 1998 и по 2022 годы свидетельствуют о наличии длящегося неразрешенного вопроса относительно приватизации спорных объектов, но по независящим от общества причинам утвержденный план приватизации от 14.08.2000 до настоящего времени не реализован. Препятствием в приватизации являлось и отсутствие государственной регистрации права собственности РФ на спорные объекты до 2018-2019. Кроме того, уполномоченный орган не мог рассмотреть вопрос об отчуждении объектов недвижимости до регистрации права собственности РФ на земельный участок под ними (письмо МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 18.12.2019 N 23-01-05/21786). Оформление прав на земельный участок завершено только в 2021 году. При таких обстоятельствах общество не может считаться утратившим преимущественное право приобретения спорного имущества, что подтверждается и судебной практикой (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.12.2017 N Ф06-26754/2017 по делу N А12-9469/2017, отказано в пересмотре Определением Верховного Суда РФ от 16.03.2018 N 306-КГ18-1651, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.05.2017 N Ф07-3422/2017 по делу N А56-50277/2016). С момента создания по настоящее время имущество находится в фактическом владении и пользовании общества, в 2010 году оформлены права аренды, иные пользователи приватизируемых объектов отсутствуют. Помимо уплаты арендной платы общество в течение всего периода времени несет значительные хозяйственные расходы на содержание данного имущества.
В судебном заседании объявлено о замене в составе суда на основании определения председателя второго судебного состава от 03 ноября 2022 года судьи Ереминой О.А. на судью Сороку Я.Л. В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
В судебное заседание Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации явку не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" создано в процессе приватизации государственного предприятия "Шедокский гипсовый комбинат", которое в свою очередь, было преобразовано в порядке приватизации в АООТ "Кубанский гипс" в соответствие с Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". В дальнейшем предприятие преобразовано в ОАО "КУБАНСКИЙ ГИПС-КНАУФ", ОАО "КНАУФ ГИПС ПСЕБАЙ", в настоящее время - ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ".
Актом оценки стоимости имущества Шедокского гипсового комбината по состоянию на 01.07.1992 определен перечень имущества, для которого действовавшим законодательством установлен особый режим приватизации:
1. Объекты социально-бытового назначения и социально-культурного назначения;
2. Объекты, используемые для очистки сточных вод;
3. Объекты водоснабжения;
4. Объекты, используемые для очистки выброса в атмосферу;
5. Объекты, используемые для пожарной безопасности;
6. Тепличное хозяйство;
7. Сети газоснабжения;
8. Сети мазутоснабжения;
9. Железнодорожные пути;
10. Автомобильные дороги;
11. Линии связи;
12. Сети электроснабжения;
13. Сети теплоснабжения;
14. Сети канализации.
Согласно п. 8 разд. 2 плана приватизации Шедокского гипсового комбината от 29.10.1992 не подлежали приватизации следующие объекты: объекты, используемые для охраны природы и пожарной безопасности; имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; продуктопроводы, пути сообщения (включая автомобильные дороги), линии связи и энергопередачи; объекты социально-бытового назначения и социально-культурного назначения.
В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность" в План приватизации внесены изменения от 08.09.1995 N Зи от 20.04.1999 N 4, согласно которым объекты социально-бытового назначения и социально-культурного назначения подлежали передаче в муниципальную собственность Мостовского района.
Впервые обращение общества в связи с не включением ряда объектов, используемых в производственной деятельности, в состав приватизируемого имущества отражено в протоколе совещания от 31.07.1996 по вопросу включения в уставный капитал АО "Кубанский гипс" части имущества, исключенного при приватизации. По результатам совещания рассмотрение вопроса выкупа государственного имущества отложено до разрешения в суде конфликта между учредителями общества.
Представлением об устранении нарушений закона от 30.06.1998 N 7-36-226-96 прокуратура Краснодарского края сообщила КУГИ Краснодарского края следующее: всего не приватизировано имущества на сумму 6 389 тыс. руб. по ценам на 01.07.1992; к неприватизированным объектам относятся: сети канализации, сети теплоснабжения, линии связи, объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу, объекты, используемые для пожаротушения, сети воздухо- и мазутоснабжения, электроснабжения, объекты, используемые для очистки сточных вод, объекты водоснабжения, баня, бытовой комплекс (почта, сберкасса, ОКС КБ), тепличное хозяйство, здание дискотеки, павильоны (2 шт.), столовая; в составе имущества имеется оборудование, участвующее в производственном процессе, оно подлежит приватизации.
Письмом от 07.08.1998 N 05-07/08-40000 КУГИ Краснодарского края предложил обществу представить предложения по фактическому разграничению объектов, а также изменения в план приватизации. КУГИ сообщил, что объекты, подлежащие приватизации и не включенные в уставный капитал общества, будут реализованы в установленном порядке на аукционе, для организации продажи необходимо направить данные о балансовой стоимости объектов или результаты оценки.
В целях реализации указанных предложений общество заключило договоры с Краснодарским региональным объединением оценщиков, которое подготовило экспертные заключения от 02.04.1999 N 56 и от 17.04.1999 N 64.
Письмом от 29.06.1999 N 25/15 общество направило в КУГИ Краснодарского края документы, необходимые для приобретения объектов, находящихся на балансе общества.
Ответным письмом от 29.07.1999 N 05-08/08-4960 КУГИ Краснодарского края сообщило о технических замечаниях в представленных документах.
Письмом от 03.09.1999 N 1054/14 общество представило в КУГИ Краснодарского края запрошенные документы.
По результатам рассмотрения документов ФГИ Краснодарского края письмом от 08.10.1999 N 09-1333 сообщил КУГИ Краснодарского края о следующих замечаниях:
1. Отсутствует решение компетентного органа о приватизации имущества;
2. Не создана комиссия по приватизации;
3. Отсутствует план приватизации, включающий в себя начальную цену объекта приватизации, способ, сроки и условия продажи имущества на аукционе;
4. Документы по приватизации имущества должны быть оформлены в виде приватизационного дела.
При этом отказ в приватизации спорных объектов получен по причине ненадлежаще подготовленного КУГИ Краснодарского края комплекта документов.
Имущество, не вошедшее в уставный капитал общества, внесено в соответствующий Реестр федерального имущества, о чем выдано свидетельство от 16.11.1999 N 02300432.
Между обществом и КУГИ Краснодарского края заключен договор аренды от 10.01.2000 N 1028 в отношении оставшегося имущества:
1. Автомобильные дороги;
2. Сети теплоснабжения;
3. Сети электроснабжения;
4. Сети канализации;
5. Линии связи;
6. Сети газоснабжения;
7. Объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу;
8. Объекты водоснабжения;
9. Железнодорожные пути.
Уведомлением от 13.01.2000 N 05-02/08-153 КУГИ Краснодарского края сообщил администрации Краснодарского края о принятии положительного решения от 20.12.1999 N 1495/21 о приватизации государственного имущества, находящегося на балансе общества и создании комиссии по приватизации.
14.08.2000 КУГИ Краснодарского края утвержден второй план приватизации государственного имущества, находящегося на балансе общества, включающий вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
План приватизации в составе комплекта документов направлен для исполнения КУГИ Краснодарского края в ФГИ Краснодарского края письмом от 17.08.2000 N 05-01/08-7202.
Письмом от 13.09.2000 N 10-1069/1 ФГИ Краснодарского края уведомил КУГИ Краснодарского края о недостатках в представленных документах.
ФГИ Краснодарского края обратился в РФФИ письмом от 22.09.2000 N 09-1150 по вопросу оформления заявки-поручения на продажу имущества, находящегося на балансе общества.
Затягивание приватизации послужило основанием для обращения общества в различные органы, о чем свидетельствуют письмо Генеральной прокуратуры РФ от 28.05.2001 N 7/3-1-1286-96, письмо общества от 13.11.2001 N 374, письмо Прокуратуры Краснодарского края от 16.11.2001 N 7/1-36-226-96, письма общества от 25.12.2001 N 1578/14, от 27.12.2001 письмо N 1588/14, письмо ДИО Краснодарского края от 08.02.2002 N 07/08-1226, письма общества от 13.03.2003 N 241/14, от 23.06.2003 N 545/14.
Письмами от 10.07.2003 N 09/08-10336 и 09/08-10337 ДИО Краснодарского края сообщил обществу и Министерству имущественных отношений РФ о направлении в РФФИ комплекта документов после устранения замечаний.
Письмом 31.07.2003 N 657/14 общество повторно обратилось к прокурору Краснодарского края с просьбой провести проверку по вопросу неисполнения плана приватизации.
Земельный участок под объектами федеральной собственности и объектами недвижимости, находящимися в собственности общества, передан обществу администрацией Мостовского района по договору аренды от 10.06.2004 N 2000001643.
Письмом от 14.12.2006 N 07-10/10445 ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю предложило обществу рассмотреть вопрос о возможности реализации первоочередного права приобретения ранее арендованного имущества по рыночной цене.
Согласие на реализацию первоочередного права приобретения арендованного имущества по рыночной стоимости общество выразило письмами от 23.01.2007 N 61/14 и от 06.02.2007 N 161/14.
Однако решение о приватизации так и не было принято.
Письмом от 19.06.2012 N 340 общество обратилось в ТУ Росимущества в Краснодарском крае с просьбой вновь рассмотреть вопрос о продаже обществу спорного имущества.
Однако ТУ Росимущества в Краснодарском крае письмом от 11.07.2012 N 08-10/8945 отказало обществу в продаже имущества ввиду запрета на согласование сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности сроком до 01.01.2016 на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 N 234.
Принимая во внимание длительное бездействие уполномоченных органов, общество письмом от 05.04.2017 N 315 обратилось к Министру экономического развития РФ с просьбой оказать содействие в приватизации обществом федерального имущества.
С учетом новых требований уполномоченных органов, общество за собственный счет изготовило технические планы на объекты недвижимости и письмом от 27.04.2017 N 380 направило их в ТУ Росимущества в Краснодарском крае с приложением плана мероприятий по приватизации имущества.
Ответным письмом от 01.06.2017 N 08/7279 ТУ Росимущества в Краснодарском крае сообщило обществу о возможности аренды или продажи имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов на основании ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Письмом от 21.06.2017 N 500 общество обратилось в ТУ Росимущества в Краснодарском крае с просьбой о постановке объектов недвижимости на кадастровый учет с указанием характеристик, указанных в технических планах.
В целях определения действий по выкупу имущества общество обратилось письмом от 23.06.2017 N 507 к заместителю Главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Вопросы приватизации рассмотрены 17.07.2017 на совещании в администрации Краснодарского края с участием представителей общества, органов государственной власти и местного самоуправления.
Письмом от 25.07.2017 N 602 общество выразило МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея согласие на заключение долгосрочного договора аренды объектов недвижимости.
Письмом от 04.09.2017 N 697 общество обратилось в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с просьбой произвести постановку на кадастровый учет объектов недвижимости.
Письмом от 04.09.2017 N 698 общество сообщило заместителю Главы администрации (губернатора) Краснодарского края сведения о длительном неисполнении Плана приватизации от 14.08.2000
Ответным письмом от 15.09.2017 N 04/1978 МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея сообщило обществу о поданных в Росреестр заявлениях о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества.
12.10.2017 состоялась встреча представителей общества с Главой администрации (губернатором) Краснодарского края по вопросу приватизации федерального имущества.
В развитие достигнутых договоренностей общество обратилось к Главе администрации (губернатором) Краснодарского края с письмом от 08.11.2017 N 52-58215/17 о создании рабочей группы.
Письмом от 13.12.2017 N 05/9897 МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея сообщило в ДИО Краснодарского края, что приватизация федерального имущества возможна при условии включения в прогнозный план (программу) приватизации, который утверждается Правительством РФ. При этом имущество может быть включено в план приватизации после завершения государственной регистрации права собственности РФ. Обществу стало известно об этом из письма ДИО Краснодарского края от 28.12.2017 N 52-48306/17-22-29.
Письмом от 12.02.2018 общество обратилось в ДИО Краснодарского края по вопросу ускорения регистрации права собственности РФ на объекты федеральной собственности и проведения очередной встречи ответственных лиц.
05.03.2018 зарегистрировано право собственности РФ на подъездные железнодорожные пути, кадастровый номер 23:20:0000000:380 и газопровод стальной, кадастровый номер 23:20:1203001:1457.
06.03.2018 зарегистрировано право собственности РФ на тепловую стальную трассу, кадастровый номер 23:20:0000000:546, линии связи, кадастровый номер 23:20:1203001:1458, канализационные сети, кадастровый номер 23:20:1203001:1420.
Письмом от 07.03.2018 N 52-10283/18-22-29 ДИО Краснодарского края проинформировал общество о проведенной работе по регистрации права собственности РФ на объекты федеральной собственности и готовности направить материалы в Правительство РФ для включения указанных объектов в прогнозный план (программу) приватизации и продаже имущества на торгах.
Общество обратилось в ДИО Краснодарского края с предложением о проведении очередного совещания по вопросам завершения регистрации права собственности РФ на остальные объекты недвижимости (письмо от 13.07.2018).
31.07.2018 зарегистрировано право собственности РФ на резервуар 500 м3, кадастровый номер 23:20:0000000:693 и резервуар 500 м3, кадастровый номер 23:20:0000000:694.
30.05.2018 зарегистрировано право собственности РФ на объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу, кадастровый номер 23:20:0000000:545.
04.06.2019 зарегистрировано право собственности РФ на сооружения дорожного хозяйства (автодороги), кадастровый номер 23:20:0000000:379.
05.06.2019 зарегистрировано право собственности РФ на здание хозпитьевого и производственного назначения (ХППВ), кадастровый номер 23:20:0201002:292.
В связи с завершением регистрации права РФ на объекты недвижимости общество направило Губернатору Краснодарского края письмо от 16.09.2019 с предложением провести совещание по вопросам выкупа имущества.
Письмом от 03.10.2019 N 23-05/17310 МТУ Росимущества пояснило, что осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, исключительно по поручению Росимущества, в адрес которого направлен соответствующий пакет документов.
По инициативе и за счет средств общества подготовлено заключение кадастрового инженера по результатам обследования объектов недвижимости от 25.10.2019 N 754, которое направлено в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея письмом от 25.10.2019 N 754.
Письмом от 25.10.2019 N 23-13-05/18617 МТУ Росимущества сообщило, что договор аренды федерального имущества от 30.09.2010 N 103-10/13 в порядке п. 2 ст. 621 ГК РФ считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Как следует из письма МТУ Росимущества от 18.12.2019 N 23-01-05/21786, вопрос об отчуждении объектов недвижимости подлежал рассмотрению после регистрации права собственности РФ на земельный участок под данными объектами с кадастровым номером 23:20:1203001:13.
Уведомлением от 26.03.2020 N 23/999/001/2020-368214 Управление Росреестра по Краснодарскому краю приостановило государственную регистрацию права собственности РФ на земельный участок, поскольку на данном участке расположены здания, строения, сооружения, которые находятся в частной собственности, а сведения об объектах недвижимости, принадлежащих РФ, отсутствуют. Уведомлением от 27.07.2020 N 23/999/001/2020-368214 в государственной регистрации отказано.
МТУ Росимущества оспорило отказ в государственной регистрации в арбитражном суде.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 по делу N А32-22781/2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.05.2021, заявленные требования удовлетворены.
Суды установили, что на спорном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, которые ранее находились на балансе правопредшественника общества и относились к федеральному уровню собственности.
Наличие на земельном участке находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости в силу абз. 2 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" явилось основанием разграничения государственной собственности на такой участок в пользу РФ. Ранее спорный участок был закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственным предприятием федерального уровня собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в настоящее время во владении и пользовании ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" находится следующее имущество из федеральной собственности:
1. Объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу, кадастровый номер 23:20:0000000:545.
2. Резервуар 500 м3, кадастровый номер 23:20:0000000:693;
3. Резервуар 500 м3, кадастровый номер 23:20:0000000:694;
4. Здание хозпитьевого и производственного назначения (ХППВ), кадастровый номер 23:20:0201002:292;
5. Канализационные сети, кадастровый номер 23:20:1203001:1420;
6. Сооружения дорожного хозяйства, кадастровый номер 23:20:0000000:379;
7. Подъездные железнодорожные пути, кадастровый номер 23:20:0000000:380;
8. Тепловая стальная трасса, кадастровый номер 23:20:0000000:546;
9. Газопровод стальной, кадастровый номер 23:20:1203001:1457;
10. Линии связи, кадастровый номер 23:20:1203001:1458;
11. Линии электропередач, кадастровый номер 23:20:1203001:378.
Указанное имущество по своему назначению и функциональным характеристикам неразрывно связано с производственным процессом и используется обществом на протяжении многих лет.
Письмом от 10.06.2021 N 511 общество обратилось в МТУ Росимущества с предложением о замене арендодателя в договоре аренды земельного участка с кадастровым номером 23:20:1203001:13. Сторонами заключено дополнительное соглашение от 20.09.2021 к договору аренды земельного участка от 10.06.2004 N 2000001643.
Письмом от 24.02.2022 N 189 общество обратилось с заявлением о выкупе спорного имущества с изложением обстоятельств первоочередной приватизации и приложением необходимого комплекта документов.
Уведомлением от 07.04.2022 N 23-СМ-05/7197 МТУ Росимущества сообщило, что в настоящее время испрашиваемое имущество не включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и указало, что после завершения формирования комплекта необходимых документов пакет документов будет направлен в Росимущество в целях его включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. При этом МТУ Росимущества указало, что заявление о приобретении объектов федеральной собственности может быть рассмотрено с учетом первоочередного права приобретения данного имущества.
Таким образом, по независящим от общества причинам утвержденный план приватизации от 14.08.2000 до настоящего времени не реализован.
На основании вышеизложенного, заявитель полагает, что отказ МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в предоставлении первоочередного плана на приобретение объектов недвижимости в собственность, выраженный в письме от 07.04.2022 N 23-СМ-05/7197, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции указал, что оспариваемый отказ Территориального управления от 07.04.2022 является законным, так как принят в период, когда законодательно признаны утратившими силу положения пункта 16 статьи 43 Федерального закона о приватизации.
Между тем, по мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции не учтено следующее.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, регулируются Законом N 178-ФЗ.
Согласно пункту 16 статьи 43 Закона N 178-ФЗ при выявлении имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене. Не выкупленное обществом имущество приватизируется в порядке, установленном данным Законом.
Следовательно, общество, которое не приватизировало имущество, подлежащее внесению в его уставный капитал в процессе приватизации, вправе выкупить названное имущество у государства по рыночной цене и этому праву корреспондирует обязанность государства в лице его уполномоченных органов продать обществу упомянутое имущество.
Для реализации такого права необходимо наличие следующих условий: имущество подлежало внесению в уставный капитал акционерного общества, однако не было внесено при его создании в состав приватизированного имущества; акционерное общество согласно приобрести имущество по рыночной цене.
При этом соблюдение порядка приватизации государственного имущества, предусмотренного Законом N 178-ФЗ, (в том числе и принятие собственником имущества решения о его приватизации или включения его в прогнозный план) не требуется. Соблюдение такого порядка необходимо лишь при приватизации имущества в случае отказа общества как первоочередного претендента от его выкупа.
Данное положение Закона разъяснено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27.05.2008 N 809/08.
Из дела следует, что общество в целях реализации своего первоочередного права на приватизацию спорного имущества в период действия пункта 16 статьи 43 Федерального закона о приватизации неоднократно (начиная с конца 1990 годов) обращалось к ответчику за приобретение спорного имущества по рыночной цене, при этом Росимущество в лице территориального управления необоснованно уклонялось от исполнения обязанности по его передаче первоочередному претенденту.
Представленная в материалы дела переписка и иные документы в период с 1998 и по 2022 годы свидетельствуют о наличии необоснованно затянувшегося (более 20 лет) разрешения вопроса относительно приватизации спорных объектов и по независящим от общества причинам утвержденный план приватизации от 14.08.2000 до настоящего времени в административном порядке фактически не реализован.
Так, одним из препятствий в приватизации явилось отсутствие надлежащей государственной регистрации права собственности РФ на спорные объекты до 2018-2019, при этом оформление прав на земельный участок завершено лишь в 2021 году.
Длительное бездействие органа за пределами разумных сроков предопределяет безусловное нарушение предусмотренного законом права общества на реализацию первоочередного права по закреплению имущества по его рыночной цене за его единственным владельцем и пользователем в рамках единого имущественного комплекса.
При таких обстоятельствах, по мнению апелляционной инстанции, общество не может считаться утратившим первоочередное право на приобретение спорного имущества, что подтверждается и сложившейся по этому вопросу судебной практикой (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.12.2017 N Ф06-26754/2017 по делу N А12-9469/2017, отказано в пересмотре Определением Верховного Суда РФ от 16.03.2018 N 306-КГ18-1651, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.05.2017 N Ф07-3422/2017 по делу N А56-50277/2016).
С учетом изложенных выше обстоятельств, по мнению апелляционной коллегии, у общества не может быть в 2022 году отобрано первоочередное право приобретения этого имущества по рыночной цене на основании пункта 16 статьи 43 Закона о приватизации, действовавшего в период многократных обращений общества (до 29.09.2015) в уполномоченный орган в целях реализации своего права.
С учетом изложенных выше обстоятельств, препятствия нормативного и фактического характера для приватизации имущества отсутствуют, поскольку подлежащее приватизации имущество изначально и непрерывно находится во владении и пользовании общества, и не может быть приватизировано иными лицами, не изменило своего назначения и не утратило связи с имущественным комплексом общества, соответственно оспариваемый отказ Территориального управления в приватизации следует признать незаконным.
Поскольку из материалов дела следует, что решений об отказе в реализации первоочередного права Росимуществом в отношении истца не принималось, к этому ответчику надлежит отказать в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2022 по делу N А32-26070/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 07.04.2022 N 23-СМ-05/7197 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" в предоставлении первоочередного права на приобретение следующих объектов недвижимости:
1. Объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу, кадастровый номер 23:20:0000000:545;
2. Резервуар 500 м3, кадастровый номер 23:20:0000000:693;
3. Резервуар 500 м3, кадастровый номер 23:20:0000000:694;
4. Здание хозпитьевого и производственного назначения (ХППВ), кадастровый номер 23:20:0201002:292;
5. Канализационные сети, кадастровый номер 23:20:1203001:1420;
6. Сооружения дорожного хозяйства, кадастровый номер 23:20:0000000:379;
7. Подъездные железнодорожные пути, кадастровый номер 23:20:0000000:380;
8. Тепловая стальная трасса, кадастровый номер 23:20:0000000:546;
9. Газопровод стальной, кадастровый номер 23:20:1203001:1457;
10. Линии связи, кадастровый номер 23:20:1203001:1458;
11. Линии электропередач, кадастровый номер 23:20:1203001:378.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" путем принятии решения о передаче в собственность общества с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" по рыночной цене и заключения договора купли-продажи следующих объектов недвижимости:
1. Объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу, кадастровый номер 23:20:0000000:545;
2. Резервуар 500 м3, кадастровый номер 23:20:0000000:693;
3. Резервуар 500 м3, кадастровый номер 23:20:0000000:694;
4. Здание хозпитьевого и производственного назначения (ХППВ), кадастровый номер 23:20:0201002:292;
5. Канализационные сети, кадастровый номер 23:20:1203001:1420;
6. Сооружения дорожного хозяйства, кадастровый номер 23:20:0000000:379;
7. Подъездные железнодорожные пути, кадастровый номер 23:20:0000000:380;
8. Тепловая стальная трасса, кадастровый номер 23:20:0000000:546;
9. Газопровод стальной, кадастровый номер 23:20:1203001:1457;
10. Линии связи, кадастровый номер 23:20:1203001:1458;
11. Линии электропередач, кадастровый номер 23:20:1203001:378.
В удовлетворении заявления к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" (ИНН 2342018036, ОГРН 108342000377) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 9000 рублей.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) в пользу общества с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" (ИНН 2342018036, ОГРН 108342000377) судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в размере 6000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26070/2022
Истец: ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ", ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ", "Юг"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление ФА по управлению гос. имуществом в КК и респ. Адыгея, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ