г. Краснодар |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А01-3165/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Андреевой Е.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от конкурсного управляющего акционерного общества "Краснодарстрой" (ИНН 2309033679, ОГРН 1022301172046) Климашова Александра Васильевича - Стефанова С.М. (доверенность от 10.01.2023), от федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 71330" - Белоусова И.В. (доверенность от 26.08.2022), от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея - Яхутля Р.Н. (доверенность от 26.08.2022), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 71330" и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея на определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24 октября 2022 года (судья Кочура Ф.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2022 года (судьи Долгова М.Ю., Сурмалян Г.А., Демина Я.А.) по делу N А01-3165/2017, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) АО "Краснодарстрой" (далее - должник) Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее - уполномоченный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 133 475 рублей 42 копеек задолженности по обязательным платежам и 413 065 717 рублей 20 копеек задолженности по иным денежным обязательствам (уточненные требования).
Определением суда от 19 сентября 2018 года требование уполномоченного органа в размере 133 475 рублей 42 копеек по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, из которых 133 475 рублей 42 копейки пени, включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника, при этом указанная сумма учтена в реестре требований кредиторов отдельно; требование по уплате денежных обязательств в размере 389 243 205 рублей 81 копейки включено в третью очередь в реестр требований кредиторов; указано, что требование в размере 23 608 846 рублей 46 копеек будут рассмотрены после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Требование уполномоченного органа в размере 23 608 846 рублей 46 копеек рассмотрено. Определением суда от 24 октября 2022 года, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 7 декабря 2022 года, заявление удовлетворено в части; требование уполномоченного органа в размере 120 793 рублей включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В кассационной жалобе ФГКУ "Войсковая часть 71330" (далее - учреждение) просит отменить судебные акты и включить требования уполномоченного органа в размере 23 608 846 рублей 46 копеек в реестр требований кредиторов должника. По мнению заявителя, экспертное заключение не соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В кассационной жалобе уполномоченный орган" просит отменить судебные акты и включить требования уполномоченного органа в размере 23 608 846 рублей 46 копеек в реестр требований кредиторов должника. Податель жалобы полагает, что судебная экспертиза проведена с нарушением положения Закона N 73-ФЗ, без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для подготовки экспертных выводов. Эксперты не исследовали договор подряда от 02.11.1994 N 1 на строительство объекта "Кубань-2 очередь", указав на его отсутствие в материалах дела. Однако в письме от 22.03.2018 N 18/5/1278 учреждение направило в арбитражный суд указанный договор.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий должника просит отказать в удовлетворении кассационных жалоб.
В судебном заседании представители уполномоченного органа и учреждения поддержали доводы кассационных жалоб. Представитель конкурсного управляющего должника поддержал доводы отзыва на жалобу.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела видно, что ООО "Интеграл Ойл Юг" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 23.01.2018 произведено процессуальное правопреемство ООО "Интеграл Ойл Юг" на ООО "Региональный центр оценки и кадастра".
Определением суда от 13.02.2018 требования ООО "Региональный центр оценки и кадастра" признаны обоснованными, в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Климашов А.В.
Определением суда от 03.09.2019 в отношении должника введена процедура внешнего управления, внешним управляющим утвержден Климашов А.В.
Решением суда от 25.03.2021 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Климашов А.В.
В силу пункта 2 статьи 29 Закона о банкротстве требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляются в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, уполномоченным органом.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 133 475 рублей 42 копеек задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, из которых 133 475 рублей 42 копейки пени, и 303 794 118 рублей задолженности по иным денежным обязательствам.
Определением суда от 19.03.2018 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в заседании арбитражного суда первой инстанции.
В ходе рассмотрения данного обособленного спора уполномоченный орган уточнил заявленные требования, просил включить в реестр требований кредиторов должника 133 475 рублей 42 копейки задолженности по обязательным платежам в бюджет, из которых 133 475 рублей 42 копейки пени, а также 413 065 717 рублей 20 копеек задолженности по иным денежным обязательствам.
Определением суда от 19.09.2018 требование уполномоченного органа в размере 133 475 рублей 42 копеек по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, из которых 133 475 рублей 42 копейки пени, включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника, при этом указанная сумма учтена в реестре требований кредиторов отдельно; требование по уплате денежных обязательств в размере 389 243 205 рублей 81 копейки включено в третью очередь в реестр требований кредиторов; указано, что требование в размере 23 608 846 рублей 46 копеек будут рассмотрены после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Определением суда от 10.03.2020 судебное разбирательство по рассмотрению заявления уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника 23 608 846 рублей 46 копеек задолженности назначено к рассмотрению в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что должник (подрядчик) и учреждение (заказчик) 02.11.1994 заключили договор подряда N 1, по условиям которого должник принял на себя обязательства выполнить собственными и привлеченными силами и средствами работы по возведению объекта "Кубань" - 2-я очередь строительства в пос. Стрелка, Темрюкского района Краснодарского края, в соответствии с условиями договора, заданием заказчика и проектной документацией.
Не возмещение должником стоимости работ, необходимых для устранения недостатков, выявленных в период гарантийной эксплуатации объекта "Кубань", послужило основание для обращения уполномоченного органа с заявлением в данной части требований.
Удовлетворяя требования уполномоченного органа в части, суды руководствовались положениями статей 702, 711, 720, 740, 744, 748, 753, 755 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 71, 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".
Суды установили, что спорные работы принимались заказчиком по актам формы N КС-2 и КС-3, подписанным без замечаний. Осуществляя приемку работ, заказчик обязан установить соответствие фактически выполненного объема работ требованиям, установленным договором, предъявляемым, в том числе, и к качеству выполненных работ.
При этом не только законом, но и договором установлен порядок заявления возражений, отказа от подписания актов выполненных работ, установления факта наличия недостатков и согласования порядка урегулирования разногласий, возникших относительно приемки результата работ, однако, заказчик не воспользовался указанными возможностями, приняв у должника работы без замечаний.
В письме учреждения от 08.05.2018 N 18/5/2311, указано, что по результатам обследований, проведенных в рамках договора ООО "Южно-Уральский Центр промэкспертиза" подготовлены заключения технического состояния строительных конструкций контрольно-технического пункта с боксом для дежурных машин, трибуны для зрителей вместимостью 250 человек строительных конструкций крытого спортивного комплекса, беговой дорожки стадиона, которыми определен перечень работ для устранения выявленных недостатков.
Претензии о некачественных работах предъявлены в отношении материалов, замена которых была произведена по согласованию с заказчиком путем внесения изменений в проектно-сметную документацию.
Принятие выполненных должником подрядных работ, по которым выявлены недостатки, осуществлялись в 2012 году в соответствии с актами о приемке выполненных работ форма N КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3. Объект принят заказчиком в соответствии с актом от 05.09.2013 N 9 приемки объекта капитального строительства, согласно которому приемка объекта капитального строительства "Кубань" 2-й пусковой комплекс, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский р-н, п. Стрелка и в соответствии с перечнем Приложений к нему гарантийный срок оборудования составляет 2 года. Все смонтированное и не монтируемое оборудование перед закупкой и заключением договоров поставки согласовывалось по номенклатуре и текущей цене, указанной в протоколе согласования цены, с уполномоченным представителем заказчика.
Определением суда от 24.03.2021 по заявлению уполномоченного органа назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Легал Сервис".
Согласно выводам комплексной экспертизы от 01.04.2022 N 04/21/01 по первому вопросу эксперты указали, что гарантийные сроки на материалы, использованные при производстве строительно-монтажных работ, которые указаны в акте недостатков, выявленных в период гарантийной эксплуатации объекта "Кубань" 2 очередь от 23.05.2017, в частности на покрытия ATS-4 (13 мм) и "Teraflex Sport B" по ГОСТ Р 58725-2019, составляют не менее 12 месяцев при соблюдении условий эксплуатации.
Фанкойлы "AERTESI" имеют дату производства 08.04.2011 и гарантийный период эксплуатации 18 месяцев.
Привод вентиляционной установки "B2" в виде электродвигателя "Rosenberg EKAD 315-4" имеет дату поставки 13.07.2011 и гарантийный период равный 24 месяцам.
Чиллер торговой марки "Blue Box" модель "ST1PS 12/2", имеет дату производства 2011 год и гарантийный период равный 24 месяцам.
Электропривод автоматических ворот "HORMANN", модель "sectionaltor SPU" произведен в 2011 году и имеет гарантийный период равный 10 годам.
Модули порошкового пожаротушения "Грант-12" в количестве 7-ми под торговой маркой ООО "ЭТЕРНИС" модель "ГРАНТ-12" изготовлены и приняты заводом производителем в 2011 году и имеют гарантийный срок службы равный 3 годам с момента приемки товара, но срок служебной пригодности модуля составляет 12 лет с момента принятия отделом ОТК завода-производителя.
Из экспертного заключения также следует, что экспертам не представилось возможности ответить в полном объеме на второй вопрос по причине отсутствия исчерпывающей информации в материалах дела о банкротстве должника.
Из заключения следует, что плановые профилактические-регламентные работы по гарантийному обслуживанию не проводились, с момента фиксации недостатков 23.05.2017 в отношении всех объектов экспертизы ремонт и технической обслуживание не производилось.
По третьему и четвертому вопросу установлено, что замена слоев основания и напольного покрытия в помещении N 001 крытого спортивного комплекса (по решению Заказчика) повлияла на образование дефектов, указанных в акте недостатков, выявленных в период гарантийной эксплуатации объекта "Кубань" 2 очередь от 23.05.2017.
Между тем, эксперты пришли к выводу о том, что вопрос о том, должен ли подрядчик устранить данные дефекты, не входит в их компетенцию, поскольку данное исследование проводится в области права.
При выполнении работ без учета замены слоев основания и напольного покрытия в помещении N 001 крытого спортивного комплекса дефекты, выявленные в акте недостатков, выявленных в период гарантийной эксплуатации объекта "Кубань" 2 очередь от 23.05.2017 (поз. 14), не обнаружены бы при условии соблюдения технологии производства работ по устройству напольного покрытия из паркета, а также исключения внешних факторов, влияющих на эксплуатационные качества дощатого напольного покрытия, таких как замачивание конструкции пола спортивного зала в результате протечек кровли и капиллярного поступления воды из грунта основания.
Эксперты указали, что, поскольку все недостатки выявлены за пределами гарантийных сроков, то стоимость работ по устранению недостатков, указанных в "Акте недостатков, выявленных в период гарантийной эксплуатации объекта "Кубань" 2 очередь" от 23.05.2017, не определена.
Эксперты пришли к выводу о том, что стоимость работ по устранению недостатков, указанных в "Акте недостатков, выявленных в период гарантийной эксплуатации объекта "Кубань", 2 очередь" от 23.05.2017, возникших по вине подрядчика равна сумме стоимости приобретения новых, заведомо исправных модулей порошкового пожаротушения "Грант-12" (комплект из 7-ми изделий) и стоимости приобретения нового, заведомо исправного модуля в виде электропривода типового для ворот с площадью секций до 20 кв. м.
Таким образом, общая стоимость работ по устранению недостатков, указанных в акте недостатков, выявленных в период гарантийной эксплуатации указанного объекта от 23.05.2017, возникших по вине подрядчика составляет 120 793 рубля.
Оценив экспертное заключение, суды пришли к выводу о том, что оно соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каких-либо противоречий не содержит, изготовлено на основании определения суда о назначении судебной экспертизы экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности; заключение эксперта является полным и мотивированным, не содержит неточности и неясности в ответах на поставленные вопросы; выводы эксперта являются однозначными, не носят вероятностного характера.
С учетом установленных обстоятельств, поступившее в материалы дела заключение эксперта приобщено к материалам дела, признано относимым и допустимым доказательством по делу, которое подлежит оценке в совокупности с иными доказательствами.
Суды отметили, что учреждение, заявляя в суде первой инстанции о несоответствии экспертного заключения от 01.04.2022 N 04/21/01, после дачи пояснений экспертами отказалось от ходатайства о назначении повторной экспертизы.
Ходатайства о назначении повторной экспертизы не заявлены.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив изложенные обстоятельства, суды удовлетворили в части заявление уполномоченного органа и включили в реестр требований кредиторов должника 120 793 рубля.
Все доводы и доказательства сторон спора являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24 октября 2022 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2022 года по делу N А01-3165/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требования уполномоченного органа в части, суды руководствовались положениями статей 702, 711, 720, 740, 744, 748, 753, 755 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 71, 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".
...
Согласно выводам комплексной экспертизы от 01.04.2022 N 04/21/01 по первому вопросу эксперты указали, что гарантийные сроки на материалы, использованные при производстве строительно-монтажных работ, которые указаны в акте недостатков, выявленных в период гарантийной эксплуатации объекта "Кубань" 2 очередь от 23.05.2017, в частности на покрытия ATS-4 (13 мм) и "Teraflex Sport B" по ГОСТ Р 58725-2019, составляют не менее 12 месяцев при соблюдении условий эксплуатации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 февраля 2023 г. N Ф08-307/23 по делу N А01-3165/2017
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6158/2023
12.05.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2960/2023
16.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-307/2023
07.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20246/2022
25.03.2021 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-3165/17
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-3165/17
30.05.2018 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-3165/17
15.05.2018 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-3165/17
13.02.2018 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-3165/17