г. Краснодар |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А32-14690/2022 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Маркиной Т.Г., рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса, без вызова участвующих в деле лиц кассационную жалобу публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 по делу N А32-14690/2022, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт" (далее - общество) обратилось с заявлением в арбитражный суд к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 22.02.2022 N 47/07-03/22 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации".
Решением суда от 02.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.10.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Общество полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, а выводы судов о том, что привлеченные обществом для защиты объекта работники на момент принятия должны быть оснащены газоанализаторами паров взрывчатых веществ, сертифицированными согласно части 8 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности), не соответствуют положениям действующего законодательства. Податель жалобы указывает, что судебные инстанции необоснованно отклонили довод общества о том, что в оспариваемом постановлении, протоколе от 24.01.2022 N 405456, а также акте от 23.12.2021 N 3/03445 отсутствуют обязательные для указания сведения, а также о нарушениях процедуры проведения и оформления результатов постоянного рейда. Кроме того, общество считает, что суды также неправомерно отклонили доводы общества о вынесении оспариваемого постановления за пределами срока давности.
Отзыв на кассационную жалобу управление в суд не представило.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в эксплуатации общества находится объект транспортной инфраструктуры "Морской универсальный грузовой терминал ПАО "НМТП" (далее - грузовой терминал общества), которому присвоена 3 категория, объект включен реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый N МТК-587).
23 декабря 2021 года управление провело рейд в отношении транспортной безопасности грузового терминала общества, по результатам которого в действиях общества выявлены нарушения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, а именно: общество привлекло для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающее в себя работников, не оснащенных ручными средствами досмотра - газоанализатором паров взрывчатых веществ. Сотрудниками подразделения транспортной безопасности используется газоанализатор паров взрывчатых веществ "PILOT", не сертифицированный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" (далее - Постановление N 969), в нарушение подпункта 3 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1638 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта" (далее - Постановление N 1638).
В связи с выявленными нарушениями управление в отношении общества составило протокол об административном правонарушении от 24.01.2022 N 405456 и вынесло постановление от 22.02.2022 N 47/07-03/22, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось с заявлением о признании его незаконным и отмене в арбитражный суд.
Часть 1 статьи 11.15.1 Кодекса устанавливает ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, правильного применения к установленным по делу обстоятельствам положений Кодекса, Закона о транспортной безопасности, Постановления N 1638, Постановления N 969, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса.
Нарушение обществом требований по обеспечению транспортной безопасности подтверждается материалами дела. Собранные управлением и представленные в суд доказательства судебные инстанции признали надлежащими, отвечающими критериям допустимости, достоверности и достаточности (в их совокупности и взаимной связи).
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, также свидетельствующих о том, что им приняты все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлены.
Судебные инстанции рассмотрели и обоснованно отклонили возражения общества относительно существенных нарушений процессуальных требований. Апелляционный суд повторно проверил содержание протокола и пришел к выводу, что данные, указанные в нем, соответствуют обязательным требованиям, перечисленным в статье 28.2 Кодекса, в том числе указаны место, время совершения и событие административного правонарушения. Неуказание конкретного контрольно-пропускного пункта, номера пункта, не является существенным нарушением требований к содержанию протокола, поскольку плановый рейд проводился в отношении всего грузового терминала общества. Судебные инстанции также не нашли нарушений при вынесении спорного постановления.
С учетом изложенного вывод судов о соблюдении управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел доводы общества о пропуске срока привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса, и правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения указанных возражений, как не подтвержденных обстоятельствами дела.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего спора, принимая во внимание характер совершенного нарушения, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости наказания, индивидуализации ответственности за правонарушение, суды пришли к выводу, что назначенное обществу административное наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей, соответствует тяжести совершённого правонарушения, отвечает критериям разумности, справедливости, а также обусловлено достижением целей административного наказания.
Следовательно, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления.
Доводы жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда трактовке тех же обстоятельств дела, не опровергают правомерность и обоснованность его выводов, основаны на неверном толковании норм права и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 по делу N А32-14690/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, правильного применения к установленным по делу обстоятельствам положений Кодекса, Закона о транспортной безопасности, Постановления N 1638, Постановления N 969, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса.
...
Судебные инстанции рассмотрели и обоснованно отклонили возражения общества относительно существенных нарушений процессуальных требований. Апелляционный суд повторно проверил содержание протокола и пришел к выводу, что данные, указанные в нем, соответствуют обязательным требованиям, перечисленным в статье 28.2 Кодекса, в том числе указаны место, время совершения и событие административного правонарушения. Неуказание конкретного контрольно-пропускного пункта, номера пункта, не является существенным нарушением требований к содержанию протокола, поскольку плановый рейд проводился в отношении всего грузового терминала общества. Судебные инстанции также не нашли нарушений при вынесении спорного постановления.
...
Суд апелляционной инстанции рассмотрел доводы общества о пропуске срока привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса, и правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения указанных возражений, как не подтвержденных обстоятельствами дела."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2023 г. N Ф08-13616/22 по делу N А32-14690/2022