г. Краснодар |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А20-1892/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н., Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиной А.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики (судья Кодзоков З.Б., секретарь Мурзаканова Э.М.), от заявителя - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756) - Курмановой Т.М. (доверенность от 04.06.2020), от индивидуального предпринимателя Канаметова Тимура Ихсановича (ИНН 070107960174, ОГРН 320072600017106) - Кольченко В.В. (доверенность от 01.06.2022), в отсутствие третьего лица - Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711054758, ОГРН 1020700749871), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.09.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А20-1892/2022, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Канаметову Тимуру Ихсановичу (далее - предприниматель) о взыскании 1 985 760 рублей предоставленных в 2020 году средств гранта "Агростартап".
Определением суда от 06.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике (далее - казначейство).
Решением суда от 07.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2022, в удовлетворении требований министерства отказано.
Судебные акты мотивированы недоказанностью министерством оснований возврата гранта. Сумма полученного гранта израсходована в соответствии с целевым назначением, оборудование приобретено для развития хозяйственной деятельности и используется по назначению.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить полностью решение суда от 07.09.2022 и постановление апелляционной инстанции от 09.11.2022, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Заявитель жалобы считает принятые судебные акты незаконными, необоснованными и подлежащими отмене. В рассматриваемом случае последствия недостаточной осмотрительности в осуществлении деятельности ложатся на лицо, заключившее соглашение, и не могут быть перенесены на бюджет посредством выделения средств гранта лицу, не выполняющему условия соглашения. С момента проверки прошло более 9 месяцев, и с тех пор никаких действий предприниматель не предпринял, ни в министерство, ни в казначейство письменно не обращался. Им не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие невозможность исполнения соглашения и условий предоставления гранта ввиду непреодолимых событий. От исполнения обязательства он не отказывался, с ходатайствами об изменении сроков исполнения обязательства по соглашению не обращался. Факты нарушения министерством своих обязательств по соглашению в суде не установлены. При таких обстоятельствах выводы судов о том, что на момент рассмотрения дела все мероприятия, предусмотренные соглашением и бизнес-планом, выполнены, не имеет правового значения, поскольку не свидетельствует о соблюдении условий соглашения. Предприниматель нарушил условия заключенного соглашения и представил ложные сведения, а именно по документам и отчётам, представленным в казначейство и министерство, деньги потрачены по целевому назначению, имущество, закупленное за счёт средств гранта и необходимое для развития его хозяйства, приобретено и используется. Фактически доказать ему это не удалось, так как на момент проведения проверки цепь для конвейера не использовалась по целевому назначению, что им в судебном заседании не опровергнуто. Указанное нарушение можно квалифицировать как нецелевое использование средств гранта, поскольку фактически им приобретено имущество, неиспользуемое для ведения фермерского хозяйства.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель предпринимателя в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и установлено судами, что предприниматель в 2020 году в министерство представил пакет документов, необходимых для получения гранта "Агростартап", по результатам рассмотрения которого ему выделены денежные средства в сумме 1 985 760 рублей.
8 сентября 2020 года между ним и министерством заключено соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики гранта "Агростартап" N 30-2020-01289.
Платежным поручением от 22.09.2020 N 64506 министерство перечислило сумму гранта на расчетный счет предпринимателя.
Казначейством проведена выездная проверка осуществления расходов средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса", которой выявлено нарушение бюджетного законодательства и установлен факт предоставления предпринимателем ложных сведений по использованию гранта "Агростартап".
Согласно заключенным договорам предприниматель приобрел крупный рогатый скот и оплатил работы по реконструкции коровника в сельском поселении Атажукино на общую сумму 2 364 тыс. рублей, из них: средства гранта - 1 985 760 рублей, собственные средства - 378 240 рублей.
В указанную сумму включены расходы по установке цепи металлической для конвейера в сумме 79 850 рублей.
В ходе осмотра, проведенного 08.11.2021, выявлено, что цепь металлическая для конвейера не установлена и не эксплуатируется.
28 января 2022 года казначейством в адрес министерства вынесено представление N 04-20-07/332 о необходимости принять меры по взысканию средств грантовой поддержки в доход федерального бюджета в связи с предоставлением грантополучателями ложных сведений по использованию средств гранта "Агростартап".
В соответствии с указанным представлением министерство направило в адрес предпринимателя претензию от 11.02.2022 N 21-05-17/568 с требованием возвратить 1 985 760 рублей предоставленных бюджетных средств в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в 60-дневный срок. Также указало, что в случае отказа от добровольного возврата средств министерство будет вынуждено обратиться в суд.
Неисполнение требований министерства, изложенных в претензии от 11.02.2022 N 21-05-17/568, послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с заявлением.
Суды в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для возврата денежных средств, полученных по гранту.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовались положениями пункта 1 статьи 1, статьи 34, пункта 1, подпункта 2 пункта 2, подпункта 3 пункта 3, пункта 3.1 статьи 78, статьи 306.1, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4, статьи 7, части 1 статьи 14, части 2 статьи 16, части 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, пунктами 7, 16 Порядка предоставления грантов "Агростартап", утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24.05.2019 N 86-ПП (далее - Порядок).
В пункте 16 Порядка перечислены условия предоставления гранта "Агростартап", одним из которых является условие о том, что заявитель обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его лицевой счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства.
В соответствии с пунктом 45 Порядка средства гранта подлежат возврату в случае выявления по фактам проверок, проведенных министерством или органами государственного финансового контроля: при неисполнении условий предоставления гранта и (или) непредставления отчетности о достижении показателей результативности использования гранта; при установлении факта представления ложных сведений.
В ходе проведенной казначейством проверки сделан вывод о том, что предприниматель представил ложные сведения по использованию средств гранта "Агростартап". В результате проведенного осмотра выявлено, что цепь металлическая для конвейера не установлена и не эксплуатируется.
Между тем, реализация проекта предпринимателем предусматривала приобретение, строительство, модернизацию, ремонт производственных зданий, помещений, построек и сооружений - 300 тыс. рублей и приобретение сельскохозяйственных животных - 2 064 тыс. рублей.
Как видно из заключенных предпринимателем договоров, им приобретен крупный рогатый скот и оплачены работы по реконструкции коровника в сельском поселении Атажукино на общую сумму 2 364 тыс. рублей, из них средства гранта - 1 985 760 рублей, собственные средства - 378 240 рублей.
Согласно пояснениям предпринимателя цепь для конвейера не использовалась в момент проверки в связи с плохими погодными условиями, бетон начал сыпаться и цепь пришлось достать. Предприниматель уведомил представителей казначейства о том, что уже предпринимает меры к решению проблемы и предложил им вернуться с повторной проверкой через некоторое время, когда проблема с цепью и рушащимся бетоном будет решена.
В подтверждение своих доводов им представлен договор от 28.04.2021 N 175480008219QXO000042A128/5 с Биевым Исламом Хазреталиевичем (продавец) купли-продажи металлической цепи, в соответствии с которым продавец передал, а покупатель принял и оплатил металлическую цепь для конвейера на 79 850 рублей, из которых 67 тыс. рублей оплачены за счет средств гранта, 12 850 рублей - за счет собственных средств, а также продавец обязался произвести работы по установке конвейера.
По акту приема-передачи металлической цепи от 28.04.2021 N 175480008219QXO000042А128/5 приняты работы по установке конвейера.
27 апреля 2021 года между Курашиновым Алимом Амдуловичем и предпринимателем заключен договор купли-продажи бетона N I75480008219QX000042А128/6 на 220 150 рублей, из которых: 185 тыс. рублей за счет средств гранта министерства и 35 150 рублей - за счет собственных средств.
Приобретенный бетон залит 27.04.2021 под будущую установку металлической цепи.
27 октября 2021 года продавцу цепи предприниматель вручил требование о безвозмездном устранении недостатков товара, так как конвейер перестал функционировать должным образом.
Продавец приехал к месту установления конвейера, осмотрел его и снял металлическую цепь. Для ремонта цепи необходимо было приобрести запчасти и произвести ремонт желоба путем повторной заливки бетона.
Согласно акту от 19.01.2022 об устранении недостатков товара (конвейера (металлической цепи)) по договору от 28.04.2021 N 175480008219QXO000042A128/5 продавец провел смазку всех его механизмов, произвел полное техническое обслуживание редуктора конвейера, собрал и установил конвейер, а также забетонировал канал, по которому происходит движение металлической цепи. После чего конвейер функционирует должным образом.
Таким образом, указанные обстоятельства в совокупности позволили судам сделать вывод, что приобретенное на средства гранта имущество (цепь для конвейера), временно не использовалось из-за его неисправности, однако это не является основанием для безусловного вывода об использовании средств гранта не по целевому назначению либо о предоставлении получателем гранта недостоверных (ложных) сведений.
Как видно из материалов дела, сумма полученного гранта израсходована предпринимателем в соответствии с целевым назначением, оборудование приобретено для развития хозяйственной деятельности и используется по назначению, в связи с чем какие-либо нарушения Порядка и условий соглашения со стороны предпринимателя отсутствуют.
Учитывая изложенное, взыскание в судебном порядке выделенных предпринимателю спорных бюджетных средств в виде гранта, при наличии доказательств приобретения имущества и его использования в соответствии с условиями соглашения, а также при наличии факта продолжения выполнения им указанных мероприятий будет противоречить целям государства, которые преследовались при принятии государственной программы.
Кроме того, предпринимателем министерству 31.12.2021 представлен очередной отчет о финансово-экономическом состоянии получателя средств, согласно которому, им произведено продукции животноводства на конец отчётного периода на 3 519 500 рублей. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила 3 519 500 рублей, себестоимость реализованной сельскохозяйственной продукции составила 2 616 900 рублей, а прибыль в чистом виде за вычетом налогов составила 848 444 рубля, т. е. предпринимателем получен необходимый результат в соответствии с условиями соглашения.
В данном случае правовые основания в удовлетворении заявленных исковых требований министерства отсутствовали.
Иное толкование министерством положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Доводы общества повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов, в связи с чем подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену (изменение) обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.09.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А20-1892/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н., Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиной А.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики (судья Кодзоков З.Б., секретарь Мурзаканова Э.М.), от заявителя - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756) - Курмановой Т.М. (доверенность от 04.06.2020), от индивидуального предпринимателя Канаметова Тимура Ихсановича (ИНН 070107960174, ОГРН 320072600017106) - Кольченко В.В. (доверенность от 01.06.2022), в отсутствие третьего лица - Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711054758, ОГРН 1020700749871), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А20-1892/2022, установил следующее.
...
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовались положениями пункта 1 статьи 1, статьи 34, пункта 1, подпункта 2 пункта 2, подпункта 3 пункта 3, пункта 3.1 статьи 78, статьи 306.1, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4, статьи 7, части 1 статьи 14, части 2 статьи 16, части 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, пунктами 7, 16 Порядка предоставления грантов "Агростартап", утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24.05.2019 N 86-ПП (далее - Порядок)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2023 г. N Ф08-314/23 по делу N А20-1892/2022