г. Ессентуки |
|
9 ноября 2022 г. |
Дело N А20-1892/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.11.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики, при участии Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - Курмановой Т.М. (доверенность от 04.06.2020 N 21-04-2-07/2230), от индивидуального предпринимателя Канаметова Т.И. - Кольченко В.В. (доверенность от 01.06.2022 N 07АА0887231), в отсутствие представителя Управления Федерального Казначейства по Кабардино-Балкарской Республики, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.09.2022 по делу N А20-1892/2022 (судья Шогенов Х.Н.) по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1040700207756 ИНН 0711038428) к индивидуальному предпринимателю Канаметову Тимуру Ихсановичу (ОГРНИП 320072600017106 ИНН 070107960174) о взыскании суммы предоставленных в 2020 году средств гранта "Агростартап" в размере 1985760р, третье лицо - Управление Федерального Казначейства по Кабардино-Балкарской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Канаметову Тимуру Ихсановичу (далее - Предприниматель) о взыскании суммы предоставленных в 2020 году средств гранта "Агростартап" в размере 1985760р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по КБР.
Решением суда от 07.09.2022 в удовлетворении требований Министерства отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью Министерством оснований возврата гранта. Сумма полученного гранта израсходована в соответствии с целевым назначением, оборудование приобретено для развития хозяйственной деятельности и используется по назначению.
Министерство обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт о взыскании с Предпринимателя денежных средств в размере полученного гранта.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представитель Предпринимателя поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление Федерального казначейства по КБР явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Федерального казначейства по КБР.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Министерства и Предпринимателя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Предприниматель в 2020 году предоставил в Министерство пакет документов, необходимых для получения гранта "Агростартап", по результатам рассмотрения которого ему представлены денежные средства в сумме 1985760р.
08.09.2020 между Министерством и Предпринимателем заключено соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики гранта "Агростартап" N 30-2020-01289.
Платежным поручением от 22.09.2020 N 64506 Министерство перечислило сумму гранта на расчетный счет Предпринимателя.
Управлением Федерального казначейства КБР проведена выездная проверка осуществления расходов средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса". Выявлено нарушение бюджетного законодательства и установлен факт предоставления Предпринимателем ложных сведений по использованию гранта "Агростартап". Согласно заключенным договорам Предпринимателем приобретен крупный рогатый скот и оплачены работы по реконструкции коровника в сельском поселении Атажукино на общую сумму 2364000р, из них: средства гранта - 1985760р, собственные средства - 378240р. В указанную сумму включены расходы по установке цепи металлической для конвейера в сумме 79850р. В ходе осмотра проведенного 08.11.2021 выявлено, что цепь металлическая для конвейера не установлена и не эксплуатируется.
28.01.2022 Управление Федерального казначейства КБР в адрес Министерства вынесено представление N 04-20-07/332 о необходимости принять меры по взысканию средств грантовой поддержки в доход федерального бюджета в связи с предоставлением грантополучателями ложных сведений по использованию средств гранта "Агростартап".
В соответствии с указанным представлением, Министерство направило в адрес Предпринимателя претензию от 11.02.2022 N 21-05-17/568 с требованием возвратить предоставленные бюджетные средства в общей сумме 1985760р в доход республиканского бюджета КБР в 60-дневный срок, также указало, что в случае отказа от добровольного возврата средств Министерство будет вынуждено обратиться в суд.
Неисполнение требований Министерства, изложенных в претензии от 11.02.2022 N 21-05-17/568, послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24.05.2019 N 86-ПП утвержден Порядок предоставления грантов "Агростартап" (далее - Порядок)
В соответствии с пунктом 7 Порядка средства гранта "Агростартап", полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, могут быть израсходованы на: а) приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с целью производства сельскохозяйственной продукции в рамках реализации проекта "Агростартап"; б) разработку проектной документации для строительства или реконструкции производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; в) приобретение, строительство, ремонт, модернизацию и (или) переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; г) подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и (или) сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям; д) приобретение сельскохозяйственных животных (кроме свиней) и птицы; е) приобретение рыбопосадочного материала; ж) приобретение сельскохозяйственной техники, включая прицепное и навесное оборудование, грузового автомобильного транспорта для транспортировки сельскохозяйственной продукции и осуществления мобильной торговли, оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции (кроме оборудования, предназначенного для производства продукции свиноводства). Список указанной техники, оборудования и транспорта определяется Министерством; з) приобретение посадочного материала для закладки многолетних насаждений, в том числе виноградников; и) внесение не менее 25 процентов, но не более 50 процентов средств в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является данное крестьянское (фермерское) хозяйство; к) погашение основного долга по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в течение срока освоения гранта на цели, указанные в подпунктах "а", "в" и "ж" настоящего пункта, но не более 20 процентов стоимости проекта создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства
В пункте 16 Порядка предоставления грантов "Агростартап" перечислены условия предоставления гранта, одним из которых является условие о том, что заявитель обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его лицевой счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства
Средства гранта подлежат возврату в случае выявления по фактам проверок, проведенных Министерством или органами государственного финансового контроля: при неисполнении условий предоставления гранта и (или) непредставления отчетности о достижении показателей результативности использования гранта; при установлении факта представления ложных сведений (пункт 45 Порядка).
В ходе проведенной Управлением Федерального казначейства КБР проверки сделан вывод о том, что Предпринимателем предоставлены ложные сведения по использованию средств гранта "Агростартап". В результате проведенного осмотра выявлено, что цепь металлическая для конвейера не установлена и не эксплуатируется.
Вместе с тем, из материалов дела следует.
Реализация проекта Предпринимателем предусматривает: приобретение, строительство, модернизация, ремонт производственных зданий, помещений, построек и сооружений - 300000р; приобретение сельскохозяйственных животных - 2064000р. Согласно заключенным договорам Предпринимателем приобретен крупный рогатый скот и оплачены работы по реконструкции коровника в сельском поселении Атажукино на общую сумму 2364000р, из них: средства гранта - 1985760р, собственные средства -378240р. Из пояснений Предпринимателя следует, что "цепь для конвейера не используется в связи с плохими погодными условиями, бетон начал сыпаться и цепь пришлось достать". Предприниматель уведомил представителей Управления Федерального казначейства КБР о том, что уже предпринимает меры к решению проблемы и предложил им вернуться с повторной проверкой через некоторое время, когда проблема с цепью и рушащимся бетоном будет решена.
В подтверждение своих доводов Предпринимателем представлен договор купли-продажи от 28.04.2021, заключенный между Биевым Исламом Хазреталиевичем (продавец) и ИП Главой КФХ Канаметовым Тимуром Ихсановичем (покупатель), металлической цепи N 175480008219QXO000042A128/5, в соответствии с которым продавец передал, а покупатель принял и оплатил металлическую цепь для конвейера на сумму 79850р, из которых 67000р оплачены за счет средств гранта Министерства, 12850р - за счет собственных средств. В соответствии с условиями договора, продавец также обязался произвести работы по установке конвейера.
Актом приема-передачи металлической цепа от 28.04.2021 N 175480008219QXO000042А128/5, Канаметов Т.И. принял от Биева И.Х. работы по установке конвейера.
27.04.2021 между Курашиновым Алимом Амдуловичем и ИП главой КФХ Канаметовым Т.И. заключен договор купли-продажи бетона N I75480008219QX000042А128/6 на сумму 22150р, из которых: 185000р за счет средств гранта Министерства и 35150р - за счет собственных средств. Приобретенный бетон был залит 27.04.2021 под будущую установку металлической цепи.
27.10.2021 продавцу цепи Биеву И.Х. было вручено требование от Предпринимателя о безвозмездном устранении недостатков товара, так как конвейер перестал функционировать должным образом. Биев И.Х. приехал к месту установления конвейера, осмотрел его и снял металлическую цепь. Для ремонта цепи Биеву И.Х. необходимо было приобрести запчасти и произвести ремонт желоба путем повторной заливки бетона.
19.01.2022 согласно акту об устранении недостатков товара (конвейера), Биев И.Х. провел смазку всех его механизмов, произвел полное техническое обслуживание редуктора конвейера, собрал и установил конвейер, а также забетонировал канал, по которому происходит движение металлической цепи. После чего конвейер функционирует должным образом, а Предприниматель, с целью предупредить повторение подобных проблем в будущем, производит его регулярное техническое обслуживания.
Указанные обстоятельства в совокупности позволяют сделать вывод, что приобретенное на средства гранта имущество (цепь для конвейера), временно не использовалось из-за его неисправности, однако это не является основанием для безусловного вывода об использовании средств гранта не по целевому назначению, либо вывода о предоставлении получателем гранта недостоверных (ложных) сведений.
Из материалов дела следует, что сумма полученного гранта израсходована Предпринимателем в соответствии с целевым назначением, оборудование приобретено для развития хозяйственной деятельности и используется по назначению, в связи с чем каких-либо нарушений Порядка предоставления гранта и условий Соглашения со стороны Предпринимателя не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, взыскание в судебном порядке выделенных Предпринимателю спорных бюджетных средств в виде гранта, при наличии доказательств приобретения имущества и его использования в соответствии с условиями соглашения, а также при наличии факта продолжения выполнения Предпринимателем указанных мероприятий будет противоречить целям государства, которые преследовались при принятии государственной программы.
Согласно п.п. "а" п. 43 Правил предоставления гранта, показателем результативности использования гранта является ежегодный прирост объёмов производства и реализации сельскохозяйственной продукции не менее 10 процентов к предыдущему году (в стоимостном выражении), которое Министерство оценивает ежегодно.
31.12.2021 Предприниматель представил Министерству очередной отчет о финансово-экономическом состоянии получателя средств, согласно которого, предпринимателем произведено продукции на конец отчётного периода на сумму 3519500р, в том числе на указанную сумму продукции животноводства. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила 3519500р, себестоимость реализованной сельскохозяйственной продукции составила 2616900р, а прибыль в чистом виде за вычетом налогов составила 848444р. Указанный отчет опровергает доводы Министерства о том, что Предприниматель не смог подтвердить достижение необходимого результата в соответствии с условиями Соглашения.
Исковые требования Министерства не подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.09.2022 по делу N А20-1892/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1892/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства КБР
Ответчик: Канаметов Т.И.
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, Управление федерального казначейства по КБР, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, Бедоева Диана Теймуразовна, Кольченко Виталий Васильевич, Хорошилова Виктория Александровна