г. Краснодар |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А32-56005/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - жилищно-строительного кооператива "Дом "Садовод"" (ИНН 2304074760, ОГРН 1192375019583), заинтересованных лиц - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края (ИНН 2304015267, ОГРН 1042301880444), Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Дом "Садовод"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А32-56005/2021, установил следующее.
Жилищно-строительный кооператив "Дом "Садовод"" (далее - кооператив, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края (далее - налоговый орган, инспекция) об оспаривании требования от 11.06.2021 N 6814, решения от 16.07.2021 N 2157, решения от 28.10.2021 N 24-15-1453.
Решением суда первой инстанции от 24.08.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.11.2022, в удовлетворении заявленных кооперативом требований отказано.
В кассационной жалобе кооператив просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес кооператива направлено сообщение от 07.05.2021 N 11982 о исчислении налоговым органом суммы земельного налога за 2020 год, согласно которому подлежит уплате налог в размере 20 538 рублей.
В связи с неполной уплатой в установленный срок земельного налога за 2020 год в адрес кооператива направлено требование от 11.06.2021 N 6814 об уплате земельного налога в сумме 18 271 рубля, пени в сумме 1 358 рублей 62 копеек в срок до 12.07.2021.
Неисполнение налогоплательщиком указанного требования явилось основанием для вынесения инспекцией решения от 16.07.2021 N 2157 о взыскании сумм налога и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Кооператив, не согласившись с указанным решением инспекции, обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) с жалобой.
Решением управления от 28.10.2021 N 24-12-1453 жалоба кооператива оставлена без удовлетворения.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о необоснованном применении кооперативом в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0603003:502, 23:40:0802001:61 с видом разрешенного использования "для садоводства" пониженной ставки земельного налога.
Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 387 Кодекса установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 396 Кодекса установлено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу абзаца 3 подпункта 1, подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Судебные инстанции, руководствуясь положениями Кодекса, Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", изучив представленные доказательства, сделали обоснованный вывод о том, что использование кооперативом спорных земельных участков в проверяемый период не было связано с осуществлением деятельности в области садоводства, а также для удовлетворения личных бытовых потребностей, в связи с чем условия, необходимые для применения пониженной налоговой ставки, не исполнены, доказательства правомерности применения данной ставки к спорным земельным участкам при расчете земельного налога за 2020 год не представлены.
Отказывая в удовлетворении заявленного кооперативом требования, суд обоснованно исходил из того, что пониженные ставки земельного налога для садоводства устанавливаются физическим лицам и некоммерческим организациям, непосредственно использующим земли в целях удовлетворения личных и некоммерческих потребностей.
Вместе с тем налоговым органом установлено, что кооператив осуществляет деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика, поэтому неправомерно применял пониженную ставку налога как для ведения садоводства.
Кроме того, согласно полученных налоговым органом разъяснений финансового управления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, изложенных в письме от 29.07.2021 N 54.05-302/21-07, фактически спорные земельные участки использовались кооперативом не по целевому назначению.
Поскольку спорные земельные участки с видом разрешенного использования "для садоводства" фактически не использовались заявителем в соответствии с их целевым назначением, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что инспекция правомерно исчислила земельный налог за 2020 год с применением налоговой ставки в размере 1,5 процента, как для прочих земельных участков.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А32-56005/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 3 подпункта 1, подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Судебные инстанции, руководствуясь положениями Кодекса, Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", изучив представленные доказательства, сделали обоснованный вывод о том, что использование кооперативом спорных земельных участков в проверяемый период не было связано с осуществлением деятельности в области садоводства, а также для удовлетворения личных бытовых потребностей, в связи с чем условия, необходимые для применения пониженной налоговой ставки, не исполнены, доказательства правомерности применения данной ставки к спорным земельным участкам при расчете земельного налога за 2020 год не представлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2023 г. N Ф08-537/23 по делу N А32-56005/2021