город Ростов-на-Дону |
|
09 ноября 2022 г. |
дело N А32-56005/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Емельянова Д.В., Николаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания до и после перерыва Булатовой К.В.,
до перерыва в отсутствие лиц,
после перерыва при участии:
председателя ЖСК "Дом Садавод" Ковалева В.В. на основании приказа N 1 от 14.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Дом Садовод" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2022 по делу N А32-56005/2021 по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Дом Садовод" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, о признании незаконным требования от 11.06.2021 N 6814, о признании незаконным решения от 16.07.2021 N 2157, о признании незаконным решения от 28.10.2021 N 24-15-1453, заинтересованные лица: Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю; судебный пристав-исполнитель Геленджикского городского отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Никифоров К.А.,
УСТАНОВИЛ:
ЖСК "Дом Садовод" (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю:
* о признании незаконным требования от 11.06.2021 N 6814.
* о признании незаконным решения от 16.07.2021 N 2157.
* о признании незаконным решения от 28.10.2021 N 24-15-1453.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что на кооператив как на юридическое лицо не распространяется действие пониженной налоговой ставки, применяемой в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "садоводство", а с учетом основного вида деятельности, отраженного в уставных документах, земельные участки используются для осуществления предпринимательской деятельности.
Жилищно-строительный кооператив "Дом Садовод" обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что кооперативу на праве собственности принадлежит два земельных участка с видом разрешенного использования "садоводство". Однако в нарушение действующего законодательства налоговым органом земельный налог исчислен не исходя из вида разрешенного использовании, а из предполагаемого фактического использования. При этом, факт осуществления предпринимательской деятельности кооперативом с использованием земельных участков не подтвержден налоговым органом.
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края и Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в своих отзывах на апелляционную жалобу возражали в отношении заявленных доводов, указывали на то, что пониженная налоговая ставка по земельному налогу применяется только в случае принадлежности земельных участков гражданам и СНТ, в связи с чем организационно-правовая форма ЖСК исключает ее применение. Также налоговым органом указано на то, что фактическое использование земельного участка отличается от отраженного в регистрационных документах, в связи с чем основания для применения налоговой ставки по виду разрешенного использования отсутствуют.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании протокольным определением от 26.10.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 01.11.2022 до 14 час. 40 мин. Суд разместил на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о времени и месте продолжения судебного заседания 01.11.2022 до 14 час. 40 мин. После перерыва судебное заседание продолжено 01 ноября 2022 в 15 час. 22 мин.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, кооперативу исчислен земельный налог за 2020 год в сумме 20 538 рублей в том числе, по срокам уплаты: 12.05.2020 - 5 135 рублей, 15.07.2020 -5 135 рублей, 15.10.2020 - 5 135 рублей, 01.03.2021 - 5 133 рублей, о чем в адрес налогоплательщика направлено сообщение N 11982 от 07.05.2021.
Не согласившись с размером налоговой ставки, заявитель направил в налоговый орган возражение (вх. N 09014 от 18.05.2021), в котором указал на необходимость применения налоговой ставки 0,3%.
Налоговым органом отклонены доводы налогоплательщика, о результатах рассмотрения обращения налогоплательщику сообщено 16.06.2021 по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждено извещением о получении электронного документа.
Письмом от 16.06.2021 налогоплательщик повторно представил в налоговый орган возражения (вх. N 11326 от 17.06.2021), согласно которых просит произвести перерасчет сумм земельного налога за 2020 год ввиду некорректно примененной налоговой ставки.
16.07.2021 налоговым органом согласно письма N 10-12/09267 налогоплательщику в ответ на обращение сообщено о проведении мероприятий налогового контроля, направленных на проверку заявленных налогоплательщиком доводов.
В ходе мероприятий налогового контроля налоговым органом получены разъяснения финансового управления администрации муниципального образования города-кур орта Геленджик по вопросу применения ставки земельного налога в отношении спорных участков (письмо от 29.07.2021 N 54.05-302/21-07), из которых следует, что в отношении спорных земельных участков, поскольку они не используются по целевому назначению, следует применять налоговую ставку "для прочих земельных участков" в размере 1,5%.
Письмом от 30.07.2021 N 10-12/10009 Инспекция сообщила Заявителю об отсутствии оснований для пересчета земельного налога за 2020 год.
Сумма задолженности по земельному налогу, с учетом произведенной уплаты в размере 2 267 рублей (платежное поручение N 857 от 19.05.2021) составила 18 271 рубль (20 538 рублей - 2 267 рублей).
С 2021 года вступили в силу нормы Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ о единых сроках уплаты организациями транспортного и земельного налогов. Налогоплательщики-организации уплачивают земельный налог за 2020 год не позднее
1 марта 2021 года (п. 1 ст. 397 НК РФ).
В связи с неполной уплатой в установленный срок земельного налога за 2020 год Заявителю, в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ, направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) N 6814 по состоянию на 11.06.2021, согласно которому предложено уплатить в срок до 12.07.2021 земельный налог в сумме 18 271 рублей и пени в сумме 1 358,62 рубля.
В связи с неисполнением указанного требования, в порядке п. 2 ст. 46 НК РФ, налоговым органом принято решение от 16.07.2021 N 2157 о взыскании налога за счет денежных средств, отраженных на счетах налогоплательщика.
Решением Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 28.10.201 N 24-12-1453 жалоба заявителя на действия должностных лиц Инспекции Федеральной налоговой службы по г-к Геленджику оставлена без удовлетворения.
14.10.2021 налоговым органом, в порядке ст. 47 НК РФ, вынесено постановление N 1324 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.
ЖСК "Дом Садовод", не согласившись с требованиями и решениями налогового органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу пункта 5 статьи 397 НК РФ в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) налоговыми органами указанным налогоплательщикам-организациям сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами таким налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4 - 7 статьи 363 НК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 363 НК РФ налогоплательщик-организация вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 7 статьи 363 НК РФ представленные налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения налоговым органом дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение).
О результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение) в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения.
При этом, исчисление и уплата налога налогоплательщиком-организацией не ставятся в зависимость от содержания сообщения.
В силу действия пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 4 статьи 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, определение налоговой базы и исчисление земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, налоговыми органами осуществляется на основании сведений, представляемых в электронном виде органами Росреестра.
Согласно сведениям территориального органа Росреестра, полученным налоговым органом в порядке статьи 85 НК РФ, ЖСК "Дом-Садовод" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0603003:502; 23:40:0802001:61 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для садоводства".
Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 22.04.2008 N 68 "О земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик" (далее - Решение N 68) установлены элементы налогообложения земельным налогом на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, в том числе и ставки земельного налога.
Указанным решением в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для ведения садоводства" установлена ставка в размере 0,055%.
Вместе с тем, указанная налоговая ставка распространяется на земельные участки, предназначенные для осуществления отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 Классификатора, хозяйственных построек и гаражей.
Таким образом, установленная Решением N 68 ставка не распространяется на юридических лиц - правообладателей земельных участков с видом разрешённого использования "для ведения садоводства".
При таких обстоятельствах, налоговый орган правомерно руководствовался ставками, установленными ст. 394 НК РФ.
Также согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации N 03-05-04-02/41500 от 06.06.2019, абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, установлена пониженная предельная налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,3% кадастровой стоимости.
При этом, для применения пониженной налоговой ставки по земельному налогу необходимо учитывать не только категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, но и целевой характер использования таких земель (определение ВАС РФ от 19.02.2014 N ВАС-1310/14).
Соответственно, в силу прямого указания закона налоговая ставка по земельному налогу в отношении земельных участков с разрешенным видом использования "для садоводства" не может быть менее 0,3%, а сами основания применения пониженной ставки определяются не только по формальным признакам, но и по фактическому использованию земель.
В этой связи, судом первой инстанции верно указано, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ).
Таким образом, норма пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ предполагает возможность применения ставки 0,3% при соблюдении одновременно двух условий:
- не использование земельных участков в предпринимательской деятельности;
- приобретение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, предусмотренных Законом N 217-ФЗ.
В отношении прочих земельных участков предусмотрена предельная налоговая ставка в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка (пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Ведение садоводства и огородничества осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 217-ФЗ, регулирующим отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. Также его нормы действуют для юридических лиц, которые имеют организационно-правовые формы товарищества собственников недвижимости в двух видах: "садоводческого некоммерческого товарищества" и "огороднического некоммерческого товарищества". На других юридических лиц нормы закона не распространяются.
Согласно статье 3 Закона N 217-ФЗ садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Согласно статье 4 Закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.
По смыслу действующего законодательства пониженные ставки земельного налога для садоводства устанавливаются для физических лиц и для некоммерческих организаций двух видов: "садоводческого некоммерческого товарищества" и "огороднического некоммерческого товарищества", непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей.
Таким образом, на ЖСК "Дом-Садовод" не распространяются нормы Закона N 217-ФЗ, поскольку организационно-правовая форма Заявителя не соответствует установленным данным законом организационно-правовым формам.
При этом, действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц таких земельных участков, однако отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя - юридического лица возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного участка, который принадлежит гражданам или использовать тот объем прав в отношении приобретенного участка, который принадлежит гражданам или некоммерческим объединениям граждан, созданных в целях содействия их членам в решении социально-хозяйственных задач ведения садоводства.
С учетом изложенного, налогоплательщиком не соблюдены условия для применения ставки в размере 0,3%, установленной пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.
Кроме того, в соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Правовой режим земельного участка определяется содержащимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о его целевом назначении и виде разрешенного использования.
Так, в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Следовательно, организация должна использовать земельные участки согласно целевому назначению земель.
В отношении спорных земельных участков установлена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для садоводства".
При этом правообладатель земельных участков ЖСК "Дом-Садовод" при государственной регистрации указал основной вид деятельности - 71.12.2 "Деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика", то есть деятельность, не связанную с сельскохозяйственным производством.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, ОКВЭД 71.12.2 "Деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика" включает:
- организацию реализации инвестиционного проекта (выполнение предпросктной подготовки, анализ возможностей участников инвестиционно-строительного процесса, планирование строительства, не включая проектные, изыскательные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, строительно-монтажные, отделочные работы, сейсмические исследования и другие работы, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного назначения).
В задачи заказчика-застройщика может входить весь комплекс организационно-управленческих работ, обеспечивающих строительство "под ключ" (за счет переданных ему но договору с инвестором денежных средств).
Кроме того, заявителем при государственной регистрации организации представлено Гарантийное письмо от Потребительского кооператива "Наследие" в лице председателя Ковалева Виктора Викторовича, который так же является председателем ЖСК "Дом Садовод", о предоставлении нежилого строения - павильон (офис) N 2, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0802001:61, для использования в качестве местонахождения ЖСК "Дом Садовод", что не свидетельствует о целевом использовании земельного участка.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182 по делу N А55-26412/2013 указано, что поскольку налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик, иное понимание указанных норм налогового законодательства может привести к нарушению публичных интересов, поскольку одной и той же налоговой ставкой 0,3% будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, то есть используемые в сельскохозяйственном производстве, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения. То есть, налогоплательщики не могут находиться в равных условиях по применению налоговых ставок.
Доказательств использования налогоплательщиком земельных участков по целевому назначению в налоговый орган не предоставлено.
Данная позиция относительно порядка определения налоговой ставки по земельному налогу исходя из его целевого использования нашла отражение в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.2022 по делу N А32-49374/2021.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно пришел к выводу о правомерности произведенного налоговым органом исчисления земельного налога за 2020 год с учетом налоговой ставки в размере 1,5%, предусмотренной пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2022 по делу N А32-56005/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56005/2021
Истец: ЖСК "Дом садовод"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджик Краснодарского края, ИФНС России по г. Геленджику
Третье лицо: Судебный пристав-исполнитель Геленджикского городского отделения судебных приставов ГУФССП России по Краснодарскому краю Никифоров К.А., Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, СПИ Геленджикского городского отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Никифоров К.А., Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю