г. Краснодар |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А53-23438/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Бетиговым М.С. и участии от истца - акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) - Шелестович А.С. (доверенность от 21.12.2022), от ответчика - федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области" (ИНН 6165154243, ОГРН 1096165001020) - Дорошенко Н.Р. (доверенность от 01.08.2022) и Лопатина М.В. (доверенность от 20.01.2023), рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А53-23438/2022, установил следующее.
АО "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области" (далее - учреждение) о взыскании 1 382 505 рублей 26 копеек платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых веществ, 8 907 250 рублей 70 копеек за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Решением от 12.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.12.2022, иск удовлетворен, распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной систему водоотведения является квартал. Аналогичная обязанность предусмотрена частью 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ). Однако акт оказанных услуг от 28.02.2022 N 1067758 за негативное воздействие на работу системы водоотведения предоставлен только за февраль 2022. Также судом не учтён тот факт, что согласно уставу учреждения производственная деятельность в нем отсутствует, следовательно, в систему водоотведения осуществляется сброс лишь остатков веществ естественной жизнедеятельности человека. Кроме того, учреждение указывает на то, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Учреждение не является распорядителем бюджетных средств и финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Учреждение финансируется исключительно из средств федерального бюджета, иной источник дохода в учреждении отсутствует, производственная деятельность уставом не предусмотрена, для следственного изолятора сумма 10 289 755 рублей 96 копеек является несоразмерно высокой.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что учреждение (абонент) и общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства) заключили Единый договор водоснабжения и водоотведения от 20.01.2022 N 27063 (далее - договор).
Согласно пункту 1 договора абонент обязуется соблюдать режим водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 13 (д) договора, организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 14 (т) договора предусмотрена обязанность абонента соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы, то есть соблюдать требования по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Пункт 31 договора определяет, что нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приложение N 8).
Из искового заявления следует, что 28.02.2022 общество направило по электронной почте cizo-5@61.fsiN .gov.ru в 10 часов 02 минуты уведомление о контрольном отборе проб. Уведомление получено учреждением в 10 часов 02 минуты.
Обществом в присутствии представителя учреждения 28.02.2022 в 11 часов 40 минут отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце (КНС) абонента по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Тоннельная, д. 4, что зафиксировано актом контрольного отбора проб сточных вод N 28.02/3/1, в котором имеются подписи представителей общества и учреждением. Акт подписан без замечаний, взятые пробы сточных вод были направлены в лабораторию ХБ и ТК (протокол КХА N 110 от 09.03.2022).
Анализы отобранных проб, проведенные лабораторией показали, что качество сточных вод, сбрасываемой ответчиком, не удовлетворяет постановлению Администрации г. Ростова-на-Дону от 15.10.2020 N 1074 "Об установлении нормативов состава сточных, вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) города Ростова-на-Дону", а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
По результатам проведенного лабораторного анализа обществом произведены расчеты платы за сброс сточных вод с превышением ДК (ВДК) на общую сумму 10 289 755 рублей 96 копеек.
20 мая 2022 года учреждению направлена претензия об оплате задолженности, однако задолженность в заявленном размере до настоящего времени учреждением добровольно не оплачена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь положениями статей 539, 541, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 7, 13, 14 Закон N 416-ФЗ, статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, установив методологическую и арифметическую правильность представленного обществом расчета, пришли к выводу о наличии у учреждения обязанности по оплате за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых веществ и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 113 Правил N 644, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5.
Обязанность по указанной выше компенсации расходов наступает у абонента, в силу пункта 118 Правил N 644, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным, в том числе, пунктами 113 и 114 названных Правил.
В силу пункта 119 Правил N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 данных Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Формула расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества в случае, если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 Правил N 644, установлена пунктом 123 Правил N 644.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Суды установили, что акт N 28.02/3/1, составленный в результате отбора проб сточных вод в контрольном колодеце учреждения подписан без замечаний. Взятые пробы сточных вод направлены в лабораторию ХБ и ТК (протокол лабораторных испытаний КХА от 09.03.2022 N 110). Согласно акту отбора проб они отобраны в контрольном колодце, данный факт не оспаривается учреждением. Акт и сама процедура отбора, зафиксированная данным актом, соответствуют требованиям, предъявляемым к их оформлению.
Заявления о проведении параллельного отбора проб в соответствии с пунктом 25 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, учреждение не подавало.
Суды установили, что расчет платы произведен обществом в соответствии с положениями Правил N 644, контррасчет учреждением не представлен.
Таким образом, суды пришли к верному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя о квартальном расчетном периоде рассмотрен судом апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 123 Правил N 644. Так, суд указал, что Правилами N 644 предусмотрено право организации водопроводно-канализационного хозяйства проводить расчет не более чем за 3 календарных месяца, а не поквартально, как считает учреждение. Правила N644 не содержат понятия "квартальный" расчет задолженности.
Постановление Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348, которое положено в основу кассационной жалобы, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Ростовской области от 26.04.2021 N 338.
Доводы заявителя жалобы сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, влекущие отмену решения и постановления, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А53-23438/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
...
Заявления о проведении параллельного отбора проб в соответствии с пунктом 25 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, учреждение не подавало.
...
Довод заявителя о квартальном расчетном периоде рассмотрен судом апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 123 Правил N 644. Так, суд указал, что Правилами N 644 предусмотрено право организации водопроводно-канализационного хозяйства проводить расчет не более чем за 3 календарных месяца, а не поквартально, как считает учреждение. Правила N644 не содержат понятия "квартальный" расчет задолженности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2023 г. N Ф08-827/23 по делу N А53-23438/2022