г. Краснодар |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А32-40763/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Драбо Т.Н. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от ответчика - акционерного общества "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" (ИНН 7704784450, ОГРН 1117746460358) - Одноралова Л.А. (доверенность от 10.01.2023), в отсутствие представителей истца - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 по делу N А32-40763/2021, установил следующее.
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" (далее - общество) о взыскании 27 671 рублей 78 копеек пени с 11.09.2013 по 10.08.2021 по договору от 30.01.2001 N 4900002380 аренды земельного участка площадью 39 881 кв. м с кадастровым номером 23:49:0301001:1171, расположенного по адресу:
г. Сочи, Хостинский район, ул. Транспортная, Промзона р. Малый, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для строительства комплекса сооружений ТЭЦ (далее - договор аренды, земельный участок; с учетом уточнения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2022 в удовлетворении иска отказано со следующей мотивировкой. На момент заключения договора аренды администрация не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, относившимся к федеральной собственности. Договор аренды является ничтожной сделкой. Основания для взыскания неустойки, предусмотренной ничтожным договором аренды, отсутствуют.
Оставляя данное решение без изменения постановлением от 13.10.2022, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводам о том, что заключение сторонами дополнительного соглашения от 11.08.2016 к договору аренды не исцелило последний, доказательства соблюдения существовавшего по состоянию на 23.06.2015 порядка передачи в аренду публичных земель в деле отсутствуют, само дополнительное соглашение от 11.08.2016 не содержит условия о неустойке, а администрация вправе претендовать только на получение процентов за пользование чужими денежными средствами.
Требование общества об исключении из мотивировочной части решения вывода о ничтожности договора аренды отклонено ввиду того, что заключением дополнительного соглашения не устранен порок этого договора, заключающийся в отсутствии у администрации полномочий по распоряжению федеральным земельным участком. Необходимость в привлечении к участию в деле органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, представителя прежнего федерального собственника земельного участка, а также публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" как прежнего правообладателя земельного участка отсутствует.
Общество, обжаловав решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, привело следующие основания проверки законности судебных актов.
К участию в деле не привлечены третьи лица, права которых непосредственно затронуты содержащимися в судебных актах выводами о ничтожности договора аренды.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции на обсуждение сторон не выносились вопросы о полномочиях администрации по распоряжению земельным участком и действительности договора аренды. Стороны лишены права доказывания обстоятельств, свидетельствующих о заключенности и действительности договора аренды. Дополнительное соглашение от 11.08.2016 к договору аренды заключено администрацией, обладавшей полномочиями по распоряжению земельным участком. Администрацией пропущен срок исковой давности. Общество не допустило просрочку по внесению арендной платы. Основания для взыскания пени у администрации отсутствуют.
Отзыв на кассационную жалобу в суд кассационной инстанции не поступил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании своего постановления от 18.10.2001 N 590 администрация (арендодатель) и правопредшественник общества (арендатор) 30.12.2001 заключили договор аренды земельного участка для строительства комплекса теплоэлектроцентрали по ул. Транспортной, в промзоне р. Малый в Хостинском районе города Сочи (пункт 1.1). За нарушение срока внесения арендной платы арендатор должен был выплатить арендодателю пеню в размере 0,05 % от суммы задолженности за каждый календарный день просрочки (пункт 5.3).
По договору от 15.06.2004 права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка переданы открытому акционерному обществу "Сочинская ТЭС", в 2008 году переименованному на "Инвест РАО ЕЭС". Государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен 11.11.2010 (под кадастровым номером 23:49:0301001:1171), а государственная регистрация права муниципальной собственности на него - 03.06.2011 (запись с номером регистрации 23-23-19/044/2011-015).
По договору от 20.09.2013 права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка переданы обществу.
В претензии от 26.04.2021 N 6522/02.01-45 администрация предупредила общество о необходимости погашения долга по пене в размере 27 671 рублей 78 копеек, начисленной с 11.09.2013 по 10.08.2021. Общество требования администрации не исполнило.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения администрации в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что по общему правилу до 20.12.2008 администрация не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками, находившимися в границах округа горно-санитарной охраны курорта Сочи, каковой являлся курортом федерального значения в силу статьи 1, пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", пунктов 4, 5 статьи 31, пунктов 2, 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", решений Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта" и от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи", постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи", принятого во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Такими полномочиями до 08.11.2003 обладал комитет по управлению государственным имуществом города Сочи (далее - комитет) в силу следующих властных решений. Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1231 утверждено Типовое положение о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Совместным постановлением от 12.04.1993 N 4766-1/337 Президиум Верховного Совета Российской Федерации и Совет Министров - Правительство Российской Федерации поручили Госкомимущества предоставить комитету права территориального агентства Госкомимущества (пункт 5). Приказом от 03.06.1993 N 141 Госкомимущества наделил комитет правами своего территориального агентства по управлению государственным имуществом города Сочи.
С 09.04.2001 такими полномочиями также обладал департамент имущественных отношений Краснодарского края. Правительство Российской Федерации отнесло к компетенции Госкомимущества передачу в аренду федерального имущества (постановление от 10.02.1994 N 96; признано утратившим силу постановлением от 14.04.2003 N 217), уполномочило Госкомимущества наделять региональные комитеты по управлению имуществом правами и полномочиями своих территориальных агентств (постановление от 04.12.1995 N 1190; признано утратившим силу постановлением от 03.06.2002 N 377), признало Министерство государственного имущества Российской Федерации правопреемником Госкомимущества (постановление от 29.12.1997 N 1644).
Мингосимущества преобразовано в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867). Департамент имущественных отношений Краснодарского края наделен полномочиями по распоряжению земельными участками федерального уровня собственности в Краснодарском крае (приказ Минимущества от 09.04.2001 N 69).
С 08.11.2003 названные полномочия переданы Территориальному управлению Минимущества по Краснодарскому краю (приказ Минимущества от 08.11.2003 N 495).
С этого момента прекращены полномочия по распоряжению федеральными земельными участками как у краевого департамента имущественных отношений, так и у комитета.
В муниципальную собственность названные участки, за рядом исключений, перешли 20.12.2008 - с момента вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (статья 1). Только с этого момента администрация вправе была распоряжаться ими, в том числе путем передачи в аренду.
Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, лицом, не уполномоченным его собственником на совершение таких действий, может служить основанием для выводов о том, что такой договор является ничтожным (статьи 168, 209, 422, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс) и не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью (статья 167 Гражданского кодекса). Такая квалификация договора могла быть дана судом в мотивировочной части решения независимо от заявления о применении исковой давности и истечения ее срока.
Недействительность соглашения, из которого возникло основное обязательство, по общему правилу влечет недействительность соглашений о мерах гражданско-правовой ответственности за нарушение этого обязательства, в том числе о неустойке (пункт 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
При этом суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации привел в пункте 2 постановления от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" разъяснения, по смыслу которых при подготовке к судебному разбирательству дела о взыскании по договору суд должен определить круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. К таковым относятся обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших.
Арбитражным процессуальным кодексом провозглашен принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности (часть 1 статьи 9). Участвующим в деле лица гарантируются (обеспечиваются) права знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства, представлять доказательства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств (часть 2 статьи 9).
Арбитражный суд при этом должен оказывать содействие в реализации названных прав, создавать условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств (часть 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса). Все доказательства должны исследоваться судом непосредственно при разбирательстве дела. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта (части 1, 2 статьи 10 Арбитражного процессуального кодекса).
Судебный акт может быть признан обоснованным только тогда, когда имеющие значение для дела обстоятельства установлены на основании исследования и оценки доказательств, которые стороны представили в подтверждение доводов и возражений во исполнение обязанности, возложенной на каждого из них статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса.
Применительно к данным процессуальным нормам Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 36 постановления от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" (далее - постановление Пленума N 46) разъяснил необходимость определения указанных сторонами фактов, имеющих юридическое значение для дела и подлежащих доказыванию, на основании норм, регулирующих спорные правоотношения. Суд вправе вынести на обсуждение сторон вопрос о необходимости доказывания иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, даже если на эти факты стороны не ссылались.
В качестве примера приведено вынесение судом на обсуждение сторон обстоятельств, касающихся правомерности поведения участников экономического оборота, при выявлении признаков нарушения публичного интереса в результате совершения соответствующих действий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 1, 79 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также разъяснил необходимость вынесения на обсуждение вопросов о недобросовестном поведении какой-либо из сторон и о применении по своей инициативе последствий недействительности ничтожного договора.
В определении от 28.03.2022 N 308-ЭС21-21117 Верховный Суд Российской Федерации обусловил такую необходимость отсутствием у сторон сомнений в действительности договора до возникновения спора и обоюдным осуществлением ими исполнения взаимных обязательств.
Имеющиеся в материалах дела процессуальные документы не отражают факт вынесения судом первой инстанции на обсуждение сторон вопроса о квалификации договора аренды как ничтожной сделки. Из материалов дела также не следует, что стороны до возникновения спора имели сомнения в действительности договора, в связи с чем обоюдно не осуществляли исполнение взаимных обязательств. Заключение ряда соглашений к договору аренды, отсутствие взаимных претензий относительно предоставления объекта аренды и внесения арендной платы в совокупности свидетельствовали об обратном.
В этой связи суд первой инстанции должен был вынести названный вопрос на обсуждение сторон. В результате принятия судебного решения без такого обсуждения нарушен принцип состязательности судопроизводства, создана угроза нарушения прав администрации и общества знать о соответствующих аргументах друг друга до начала судебного разбирательства, представлять доказательства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по вопросу о наличии либо отсутствии у договора аренды признаков ничтожной сделки. Доказательства принадлежности земельного участка к федеральному уровню собственности, его расположения в границах округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения непосредственно при разбирательстве дела судом не исследованы.
В силу части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут быть привлечены к участию в деле по инициативе суда в случае, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
В пункте 33 постановления Пленума N 46 разъяснено, что при разрешении вопроса о необходимости привлечения такого лица к участию в деле арбитражный суд устанавливает, каким образом судебный акт, который может быть принят по данному делу, повлияет на права или обязанности такого лица по отношению к одной из сторон спора.
В рассматриваемом случае для установления возможного негативного влияния судебного акта с выводом о ничтожности договора аренды на права или обязанности какого-либо из предыдущих правообладателей земельного участка или расположенного на нем недвижимого имущества по отношению к одной из сторон спора суду следовало установить и оценить обстоятельства и условия неоднократных переходов прав и обязанностей арендатора по договору аренды, основания и причины таких переходов, а также спрогнозировать вероятность возникновения у правообладателей взаимных претензий, в том числе финансовых.
Судами не установлены обстоятельства, связанные с наличием (отсутствием) на земельном участке в момент заключения договора аренды недвижимого имущества, находившегося в муниципальной собственности, закреплением этого имущества или земельного участка на каком-либо праве за органом местного самоуправления, а также за муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением, другой некоммерческой организацией, созданной органами местного самоуправления.
При оценке соответствующего довода общества, следовало учесть, что договор аренды заключен до вступления в силу Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", по смыслу статей 3, 5 которого в иерархии критериев разграничения госсобственности на землю включение земельного участка в состав земель особо охраняемых природных территорий федерального значения имеет приоритет по отношению к предоставлению земельного участка органу местного самоуправления, муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, созданной органами местного самоуправления.
В пояснительной записке к соответствующему законопроекту в перечень действующих нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения в сфере разграничения государственной собственности на землю и управления землями, были включены как постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", согласно которому передаче в муниципальную собственность городов подлежали объекты инженерной инфраструктуры городов, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов (пункт 2 и пункт 1 приложения N 3), в том числе предприятия и объекты электроэнергетики (пункт 3 раздела IV приложения N 1), так и Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". При этом Верховный Совет Российской Федерации не конкретизировал законодательные акты, в соответствии с которыми должны определяться виды собственности на землю (пункт 1 постановления от 27.12.1991 N 3020-1).
Названные недостатки препятствуют признанию обжалуемых судебных актов законными и обоснованными, а содержащихся в них выводов - соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В таком случае суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд (статья 287 Арбитражного процессуального кодекса).
В пункте 33 постановления от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов суда первой или апелляционной инстанции об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства, являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части. В этом случае дело направляется на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценку представленных доказательств.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 по делу N А32-40763/2021 отменить.
Дело N А32-40763/2021 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пояснительной записке к соответствующему законопроекту в перечень действующих нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения в сфере разграничения государственной собственности на землю и управления землями, были включены как постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", согласно которому передаче в муниципальную собственность городов подлежали объекты инженерной инфраструктуры городов, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов (пункт 2 и пункт 1 приложения N 3), в том числе предприятия и объекты электроэнергетики (пункт 3 раздела IV приложения N 1), так и Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". При этом Верховный Совет Российской Федерации не конкретизировал законодательные акты, в соответствии с которыми должны определяться виды собственности на землю (пункт 1 постановления от 27.12.1991 N 3020-1).
...
В пункте 33 постановления от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов суда первой или апелляционной инстанции об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства, являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части. В этом случае дело направляется на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2023 г. N Ф08-14521/22 по делу N А32-40763/2021
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15853/2023
11.08.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40763/2021
27.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14521/2022
13.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16851/2022
10.08.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40763/2021