г. Краснодар |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А53-17250/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Даллакян Т.А. (доверенность от 28.12.2022), в отсутствие заявителя - акционерного общества "Шахтоуправление "Обуховская"" (ИНН 6146004404, ОГРН 1026102081686), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2022 по делу N А53-17250/2022, установил следующее.
АО "Шахтоуправление "Обуховская"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 13.05.2022 N 16-08-73/1103 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении 500 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 10.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.11.2022, признано незаконным и отменено оспариваемое постановление управления. Судебные акты мотивированы тем, что постановление о назначении административного наказания принято с процессуальными нарушениями, с учетом судебных актов суда общей юрисдикции общество повторно привлечено к административной ответственности (часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ), а также учитывая нормы пункта 4 статьи 2.1 КоАП РФ.
В кассационной жалобе управление просит принятые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы считает ошибочным вывод судов о том, что обществом приняты все установленные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Суды не дали оценку тому обстоятельству, что Красносулинским районным судом Ростовской области по результатам рассмотрения дела N 5-448/2022 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ за нарушения в области промышленной безопасности. Управление считает, что общество незаконно освобождено от административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 09.02.2022 по 27.04.2022 управлением в рамках технического расследования причин аварии на ОПО обогатительная фабрика угольная "Обуховская" (далее - фабрика) проведена проверка исполнения требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации ОПО обществом.
В ходе указанных мероприятий должностными лицами управления выявлен ряд нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности в соответствующей сфере деятельности, а именно:
1. Допущена эксплуатация моста N 6 (инв. N 700017) фабрики общества без выполнения мероприятий, предусмотренных заключением экспертизы промышленной безопасности от 23.08.2019 N 213/06-19, продлевающих срок его возможной безопасной эксплуатации, в результате чего произошла потеря устойчивости ветви 6 опоры ОП-2, вследствие: повреждения опорного узла 2 опирания конструкции опоры из-за несоответствия выполненных отверстий требованиям нормативно-технической документации, действующей на момент строительства моста (ГОСТ 23118-78 Конструкции металлические строительные. Общие технические условия и СНиП III-18-75 Правила производства и приемки работ. Металлические конструкции) и постепенного износа болтового соединения; повреждения сварных соединении элементов связей, при их разрыве в объеме свыше 40% от общего количества элементов на конструкцию опоры (нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), подпункта 2 пункта 35 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 N 420).
2. Допущена эксплуатация моста N 6 (инв. N 700017) фабрики общества без проектной документации на мост N 6, которая должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности сооружения на всех этапах его жизненного цикла (нарушение части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пунктов 9, 10 статьи 15 Федерального закона от 31.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и вооружений").
3. В обществе не определен порядок и периодичность проверок и освидетельствование состояния строительных конструкций моста N 6 (инв. N 700017) фабрики (нарушение части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 28 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.10.2020 N 428).
4. Отсутствие контроля со стороны службы охраны труда и производственного контроля общества за состоянием промышленной безопасности при эксплуатации моста N 6 (инв. N 700017) фабрики общества (нарушение части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, подпункта 6 пункта 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168).
5 мая 2022 года по факту нарушений обязательных требований административным органом в отношении общества составлен протокол об административном нарушении N 16-08-73/1103 по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ.
13 мая 2022 года управление вынесло в отношении общества постановление N 16-08-73/1103 о признании юридического лица виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 тыс. рублей.
Несогласие с указанным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суды руководствовались статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 1.5, 2.1, 4.1, 9.1 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что вина общества выразилась в непринятии всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации.
Суды установили, что одновременно с обществом за те же нарушения, выявленные в один и тот же период времени одним и тем же органом в рамках одного и того же технического расследования причин аварии на ОПО: постановлением управления от 13.05.2022 N 16-08-76/1103 должностное лицо - заместитель директора службы по охране труда и производственному контролю общества Шашнев Д.Н. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 тыс. рублей; постановлением управления от 13.05.2022 N 16-08-75/1103 должностное лицо - начальник фабрики общества Романченко К.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 тыс. рублей; постановлением управления от 13.05.2022 N 16-08-77/1103 должностное лицо - главный инженер фабрики общества Маслов С.Г. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 тыс. рублей. Из текста данных постановлений и обстоятельств совершенных правонарушений следует, что привлеченные к административной ответственности должностные лица являясь в силу возложенных на них должностных обязанностей инструкциями ответственными лицами, не приняли необходимых мер для устранения (исключения) нарушений, указанных в протоколах, составленных в отношении них и акте технического расследования причин аварии на производстве.
Материалами административного дела также установлено, что надлежаще организованный и постоянный контроль со стороны указанных должностных лиц, осуществляющих общее руководство технологическим процессом и обеспечением безопасного ведения работ на ОПО, позволял предотвратить допущенные нарушения, которые впоследствии привели к возникновению аварийной обстановки и обрушению моста N 6.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что обществом приняты и предпринимаются все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ. Управление не указало, какие именно меры для соблюдения правил и норм должно было еще предпринять именно общество как хозяйствующий субъект. С учетом изложенного управление не мотивировало свой вывод о невозможности и неправомерности применения судами к рассматриваемому нарушению пункта 4 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суды установили, что по факту произошедшей 08.02.2022 аварии на ОПО фабрики (обрушение моста N 6) управление, не дожидаясь завершения технического расследования причин аварии на производстве (приказ N ПР-270-63-о "О создании комиссии..."), составило протокол об административном правонарушении от 11.02.2022 N 16-08-26/1134 и протокол от 11.02.2022 N 16-08-26/1134 о временном запрете деятельности опасного производственного объекта - фабрики, одновременно с этим составило заявление о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ в связи с нарушениями требований промышленной безопасности, направленное в Красносулинский районный суд Ростовской области для принятия решения об административном приостановлении деятельности всего ОПО.
Красносулинским районным судом Ростовской области по результатам рассмотрения дела N 5-448/2022 по заявлению управления 17.02.2022 принято постановление об административном приостановлении деятельности моста N 6, моста N 8, здания закрытого склада мелкого концентрата, здания главного корпуса ОПО фабрики сроком на 90 суток, начиная с 11.02.2022.
Не согласившись с данным постановлением суда, управлением подана жалоба в Ростовский областной суд, по результатам рассмотрения которой решением от 03.03.2022 по делу N 7.1-334/2022 постановление Красносулинского районного суда Ростовской области от 17.02.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела Красносулинским районным судом Ростовской области вынесено постановление от 01.04.2022 по делу N 5-584/2022 о приостановлении деятельности всего ОПО фабрики, срок административного приостановления деятельности с 11.02.2022 на 90 суток.
Не согласившись с постановлением Красносулинского районного суда Ростовской области от 01.04.2022 по делу N 5-584/2022, общество подало жалобу в Ростовский областной суд. По результатам рассмотрения данной жалобы Ростовский областной суд решением от 14.04.2022 по делу N 7.1-594/2022 административное наказание, назначенное обществу в виде приостановки деятельности всего ОПО, заменил на штраф в размере 500 тыс. рублей, решение вступило в законную силу.
Предметом рассмотрения дела было возбуждение административного правонарушения в отношении общества в связи с допущением эксплуатация моста N 6 (инв. N 700017) фабрики общества без выполнения мероприятий, предусмотренных заключением экспертизы промышленной безопасности от 23.08.2019 N 213/06-19, продлевающих срок его возможной безопасной эксплуатации.
Суды установили, что в материалах рассматриваемого дела отсутствуют достоверные данные, позволяющие сделать вывод о том, что нарушения требований промышленной безопасности, установленные по результатам технического расследования аварии на ОПО, которые привели к обрушению моста N 6, не являлись составной частью нарушений, в связи с наличием которых общество ранее привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 тыс. рублей.
Анализ норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи с обстоятельствами рассматриваемого дела позволил судам сделать вывод о том, что вмененные в вину общества нарушения требований промышленной безопасности по двум постановлениям образуют единый состав одного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.
Как указали суды, вынесение двух постановлений по делу об административном правонарушении на момент обрушения моста N 6 и после завершения технического расследования причин данного обрушения с описанием в качестве объективной стороны нарушений, которые привели к аварии на производстве в отношении одного юридического лица, не образует нескольких самостоятельных правонарушений, это противоречит части 5 статьи 4.1 КоАП РФ и влечет применение двойной ответственности к юридическом лицу.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При названных обстоятельствах апелляционный суд обоснованно отклонил довод управления о том, что общество незаконно освобождено от административной ответственности за допущенные нарушения обязательных требований при эксплуатации ОПО, поскольку данный довод противоречит законодательству об административных правонарушениях и фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Поскольку оспариваемое постановление управления о назначении административного наказания, учитывая установленные судами обстоятельства по настоящему делу, принято с характерными процессуальными нарушениями, суды правомерно признали его незаконным и отменили.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2022 по делу N А53-17250/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указали суды, вынесение двух постановлений по делу об административном правонарушении на момент обрушения моста N 6 и после завершения технического расследования причин данного обрушения с описанием в качестве объективной стороны нарушений, которые привели к аварии на производстве в отношении одного юридического лица, не образует нескольких самостоятельных правонарушений, это противоречит части 5 статьи 4.1 КоАП РФ и влечет применение двойной ответственности к юридическом лицу.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
...
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 марта 2023 г. N Ф08-1163/23 по делу N А53-17250/2022