г. Краснодар |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А53-16696/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864) - Трофимовой А.С. (доверенность от 18.11.2021), от ответчика - министерства транспорта Ростовской области - Будаева А.В. (доверенность от 26.12.2022), рассмотрев кассационную жалобу министерства транспорта Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2022 по делу N А53-16696/2022, установил следующее.
АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству транспорта Ростовской области (далее - министерство) о взыскании задолженности в виде субсидий на возмещение недополученного дохода в размере 4 482 231 рубль 70 копеек.
Решением суда от 19.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.11.2022, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела доказан и документально подтвержден размер потерь, связанных с установлением Ростовской областью льготы на проезд обучающихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения, в размере 4 482 231 рубль 70 копеек.
В кассационной жалобе министерство просит принятые судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, вывод судов о том, что министерство не представило контррасчет заявленных требований, ошибочный, поскольку своими возражениями министерство косвенно указало на несогласие с предъявленной суммой. Министерство указывает, что не нарушило положения договора от 18.02.2021 N 5-О, обязательства исполнены в пределах доведенных лимитов.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы, представитель общества просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 20.09.2009 N 900 "О предоставлении льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщении" (далее - постановление N 900) общество осуществляло перевозку обучающихся общеобразовательных организаций старше 7 лет, а также обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ростовской области в периоды с 01.01.2021 по 15.06.2021 и с 01.09.2021 по 31.12.2021 по льготному тарифу с предоставлением 50-ти процентной скидки на проезд.
Общество и министерство заключили договор от 18.02.2021 N 5-О "О предоставлении за счет средств бюджета Ростовской области субсидий на компенсацию части потерь в доходах", предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2021 году субсидии с целью возмещения недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением льготы на проезд обучающимся общеобразовательных организаций старше 7 лет, а также обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. В соответствии с разделом III договора на получателя субсидии возложена обязанность предоставления установленных договором документов, подтверждающих факт и размер недополученных доходов от предоставленной льготы. Срок для предоставления необходимых документов установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
С целью получения субсидий за декабрь 2021 года общество подготовило перечень документов и направило в адрес министерства отчет о количестве обучающихся, воспользовавшихся льготой за декабрь 2021 года.
Согласно расчету общества сумма недоплаты за период с 1 по 31 декабря 2021 года составила 4 482 231 рубль 70 копеек.
Письмом от 08.02.2022 N 8/442 министерство уведомило общество о выполнении обязательств в 2021 году по обеспечению представления субсидии и отказало в возмещении недополученных доходов за декабрь 2021 год, сославшись на отсутствие бюджетных средств.
Общество направило в адрес министерства претензию от 24.02.2022 N 603/СД, которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 34, 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), статьями 12, 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", постановлением N 900.
Суды установили, что общество в периоды с 01.01.2021 по 15.06.2021 года и с 01.09.2021 по 31.12.2021 осуществляло перевозку пассажиров, пользующихся льготами при проезде железнодорожным транспортом. Фактическое оказание услуг по перевозке льготной категории пассажиров и размер понесенных истцом расходов подтверждается отчетами о фактическом объеме, льготными месячными ведомостями за спорный период с указанием условного номера льготы, вида льготной категории граждан, номера кассы и ФИО кассира, оформившего льготный билет, маршрута следования пассажиров.
Проезд пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ростовской области в данные периоды осуществлялся по тарифам, установленным Региональной службы по тарифам Ростовской области (постановление "Об установлении экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" от 31.01.2017 N 3/2).
Как указали суды, учитывая установление льготного тарифа на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении нормативным актом субъекта Российской Федерации - Ростовской области, ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам на территории Ростовской области, возлагается на публично-правовое образование Ростовскую область (в лице соответствующих органов).
Предоставление обучающимся данного региона услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования по льготной цене, которые являются социально значимыми и необходимыми для населения услугами, подлежащими оказанию перевозчиком по утвержденным регулярным маршрутам и установленным льготным тарифам в отношении всех, кто имеет на это право.
Действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность субъекта компенсировать перевозчику расходы в связи с предоставлением им льгот по провозной плате отдельных категорий пассажиров на основании льготных тарифов, установленных уполномоченным органом субъекта.
Суды обоснованно отклонили приведенное министерством основание для отказа в качестве исчерпания выделенных лимитов бюджетных обязательств. Согласно пункту 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий, если обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством. Осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, является не основанием для отказа в осуществлении таких выплат, а обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год. Кроме того, правила предоставления субсидий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 37, не предусматривают такого основания для отказа в удовлетворении заявления лица, обратившегося за получением субсидии, как исчерпание выделенных на эти цели бюджетных ассигнований. Пунктом 3.3.4 договора также установлено, что если на основании отчета за декабрь, представляемого получателем до 15 января следующего года, размер предоставленной на основании предварительного расчета субсидии меньше фактического размера недополученных доходов, подлежащих возмещению, недостающая сумма подлежит оплате в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных областным бюджетом на текущий финансовый год.
Суды правомерно исходили из того, что ссылки министерства на увеличенный пассажиропоток не обосновывают отказ в осуществлении выплат; указанное является возможным основанием для формирования лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год.
Апелляционный суд обоснованно отклонил доводы министерства относительно представленного контррасчета, поскольку представленные обществом документы подтверждают суммарное число обучающихся, которые воспользовались правом проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения с оплатой стоимости с учетом льготы.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что размер заявленных обществом недополученных доходов подтвержден, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2022 по делу N А53-16696/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно отклонили приведенное министерством основание для отказа в качестве исчерпания выделенных лимитов бюджетных обязательств. Согласно пункту 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий, если обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством. Осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, является не основанием для отказа в осуществлении таких выплат, а обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год. Кроме того, правила предоставления субсидий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 37, не предусматривают такого основания для отказа в удовлетворении заявления лица, обратившегося за получением субсидии, как исчерпание выделенных на эти цели бюджетных ассигнований. Пунктом 3.3.4 договора также установлено, что если на основании отчета за декабрь, представляемого получателем до 15 января следующего года, размер предоставленной на основании предварительного расчета субсидии меньше фактического размера недополученных доходов, подлежащих возмещению, недостающая сумма подлежит оплате в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных областным бюджетом на текущий финансовый год."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2023 г. N Ф08-1148/23 по делу N А53-16696/2022