г. Краснодар |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А20-481/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Мир рекламы" (ИНН 0725004725, ОГРН 1110725000220) - Белгорокова А.Л. (доверенность от 07.12.2020), в отсутствие Прокурора Кабардино-Балкарской Республики, заявившего иск в интересах Кабардино-Балкарской Республики, ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721017836, ОГРН 1060721063655) и третьего лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0721009680, ОГРН 1040700234321), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир рекламы" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А20-481/2022, установил следующее.
Прокурор Кабардино-Балкарской Республики (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство), обществу с ограниченной ответственностью "Мир рекламы" (далее - общество) со следующими требованиями: признать недействительной (ничтожной) сделкой заключенный между обществом и министерством договор купли-продажи находящегося в собственности Кабардино-Балкарской Республики земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 19 922 кв. м с кадастровым номером 07:02:3200000:325, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, урочище "Аурсентх" (далее - спорный участок) от 28.10.2021 N 183 (далее - договор N 183); применить последствия недействительности (ничтожности) сделки в виде аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) записи от 24.11.2021 N 07:02:2300000:325-07/024/2021-12 о регистрации права собственности общества на спорный участок; возложить на общество обязанность возвратить министерству спорный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино- Балкарской Республике (далее - управление).
Решением суда от 19.08.2022 в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что договор N 183 заключен во исполнение вступившего в законную силу решения суда от 25.08.2021 по делу N А20-5183/2020, пересмотр которого в рамках настоящего дела недопустим в силу закона. Соответственно, основания для признания указанного договора купли-продажи недействительной (ничтожной) сделкой и применения последствий ее недействительности (ничтожности) отсутствуют.
Постановлением апелляционного суда от 21.12.2022 решение суда от 19.08.2022 отменено, признан недействительным (ничтожным) договор N 183; применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение. Суд возложил на общество обязанность возвратить министерству спорный участок; с министерства в пользу общества взыскано 54 088 рублей 23 копейки, уплаченных по договору N 183. Суд указал, что апелляционное постановление является основанием для погашения в ЕГРН регистрационной записи о праве собственности общества на спорный участок (дата государственной регистрации - 24.11.2021; номер государственной регистрации - 07:02:3200000:325-07/024/2021-12). С общества в доход федерального бюджета взыскано 6 тыс. рублей государственной пошлины за подачу иска и 3 тыс. рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействительной (ничтожной) сделкой договора N 183 и применения последствий его недействительности, поскольку согласно статье 3 Закона от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино- Балкарской Республике" (в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2012 N 67-РЗ; далее - Закон N 23-РЗ) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной (то есть в федеральной собственности и собственности субъекта Российской Федерации) и муниципальной собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления в силу Закона N 23-РЗ. Ввиду того, что Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) не определен иной момент начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения, а пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) лишь определяет специальные условия приобретения земельных участков в частную собственность, установленный Законом N 23-РЗ момент начала приватизации находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не учел, что на спорном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости, и общество осуществляет сельскохозяйственную деятельность, включая разведение крупного рогатого скота; договор N 183 заключен во исполнение решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2021 по делу N А20-5183/2020, соответственно, иск прокурора направлен на преодоление указанного судебного акта. Суд апелляционной инстанции не учел, что действующим законодательством не предусмотрена возможность признания недействительной сделки, заключенной во исполнение судебного акта, следовательно, избранный прокурором способ защиты права не является надлежащим. Суд апелляционной инстанции не учел судебную практику по аналогичным спорам, в том числе судебные акты по делу N А63-4688/2021. Спорный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и виду разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", при этом особенности и ограничения в отношении спорного участка в установленном законом порядке не зарегистрированы.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу не направили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, судебные акты, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что постановление суда апелляционной инстанции надлежит отменить, а решение суда - оставить в силе по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения министерства от 29.05.2018 N 342 гражданину Гаунову М.Б. по договору аренды от 29.05.2018 N 43А сроком на три года предоставлен спорный участок с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного производства" в целях эксплуатации принадлежащих Гаунову М.Б. на праве собственности объектов недвижимости: нежилого здания станции по борьбе с болезнями животных общей площадью 111,4 кв. м с кадастровым номером 07:02:0000000:5096 и нежилого здания гаража общей площадью 184,7 кв. м с кадастровым номером 07:02:0100000:1556 (далее - спорные объекты недвижимости).
08 июня 2020 года между Гауновым М.Б. и обществом заключен договор купли-продажи спорных объектов недвижимости, который зарегистрирован в установленном законом порядке.
В связи с приобретением в собственность спорных объектов недвижимости общество обратилось в министерство с заявлением от 07.09.2020 о выкупе спорного участка, на что министерство ответило отказом (письмо от 14.09.2020N 24-4-1-68/3552).
Общество оспорило в арбитражном суде решение министерства, формализованное в письме от 14.09.2020 N 24-4-1-68/3552, и просило обязать министерство подготовить проект договора купли-продажи спорного участка, подписать договор и направить его в адрес общества.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2021 по делу N А20-5183/2020 признан недействительным отказ министерства, изложенный в письме от 14.09.2020 N 24-4-1-68/3552, как противоречащий статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации; суд обязал министерство подготовить проект договора купли-продажи спорного участка в трех экземплярах, подписать их и направить для подписания обществу.
Решение суда от 25.08.2021 по делу N А20-5183/2020 не обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, вступило в законную силу.
Во исполнение решения суда от 25.08.2021 по делу N А20-5183/2020, постановления о возбуждении исполнительного производства от 21.10.2021, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2012 N 236-ПП "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений" министерство приняло распоряжение от 28.10.2021 N 755 о передаче спорного участка в собственность общества.
На основании распоряжения министерства от 28.10.2021 N 755 между министерством и обществом заключен договор N 183.
В ходе проверки исполнения земельного законодательства при продаже земельных участков без проведения торгов установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРН от 24.11.2021 спорный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и согласно письму управления от 14.01.2022 N 2022/00186 входит в состав земель отгонного животноводства.
Полагая договор N 183 ничтожной сделкой, прокурор обратился в арбитражный суд.
Удовлетворив заявленные требования, суд апелляционной инстанции сослался на то, что согласно статье 3 Закона N 23-РЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной (то есть в федеральной собственности и в собственности субъекта Российской Федерации) и муниципальной собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления в силу Закона N 23-РЗ (06.11.2004). Виду того, что Законом N 101-ФЗ не определен иной момент начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения, а пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лишь определяет специальные условия приобретения земли в частную собственность, установленный Законом N 23-РЗ момент начала приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в Кабардино-Балкарской Республике подлежит применению и в рассматриваемой ситуации. Установленный Законом N 23-РЗ мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не лишает общество возможности оформить право аренды на земельный участок сельскохозяйственного назначения для эксплуатации принадлежащих на праве собственности объектов недвижимости.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не учел, что на момент обращения общества с заявлением от 07.09.2020 о выкупе спорного участка и направления министерством письма от 14.09.2020 N 24-4-1-68/3552 действовал пункт 2 статьи 1 Закона N 23-РЗ, согласно которому действие Закона N 23-РЗ не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Не учел суд апелляционной инстанции и преюдициальное значение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2021 по делу N А20-51838/2020, которым удовлетворены требования общества о признании недействительным отказа министерства, изложенного в письме от 14.09.2020 N 24-4-1-68/3552, как противоречащего положениям статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, и на министерство возложена обязанность подготовить проект договора купли-продажи спорного участка, подписать его и направить обществу. При этом представленным в материалы дела N А20-51838/2020 заключением судебной строительно-технической экспертизы ООО "ГеоЭксперт" от 30.04.2021 N 21/04/СТЭ-19 установлено соответствие площади спорного участка фактически используемой и необходимой для эксплуатации расположенных на спорном участке спорных объектов недвижимости.
Отказав прокурору в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно учел, что основанием для заключения договора N 183 явилось вступившее в законную силу решение суда от 25.08.2021 по делу N А20-51838/2020.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов.
Однако в рамках предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий прокурор не обжаловал решение суда от 25.08.2021 по делу N А20-51838/2020, заявив в рамках настоящего дела требования, фактически направленные на преодоление судебного акта по делу N А20-51838/2020, что недопустимо в силу закона (надзор за соблюдением которого осуществляет прокурор).
Суд первой инстанции правильно исходил из общеобязательного характера судебного решения, вступившего в законную силу и возложившего на министерство обязанность заключить с обществом договор купли-продажи спорного участка. При наличии решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2021 по делу N А20-51838/2020 министерство не могло уклониться от заключения с обществом договора купли-продажи, не вправе было отказать обществу в приобретении спорного участка, поскольку это означало бы неисполнение министерством судебного акта арбитражного суда, вступившего в законную силу. Таким образом, заключив договор N 183, министерство исполнило обязательный для него судебный акт арбитражного суда.
Поддержав позицию общества, признав недействительным отказ министерства, выраженный в письме от 14.09.2020 N 24-4-1-68/3552, и обязав министерство подготовить проект договора купли-продажи спорного участка, подписать его и направить обществу, суд первой инстанции верно указал, что согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 23-РЗ в редакции, действовавшей на дату обращения общества с заявлением к министерству действие Закона N 23-РЗ не распространялось на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (абзац второй пункта 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ). Таким образом, на правила оборота спорного участка действие Закона N 101-ФЗ не распространяется. В исключение из норм указанного специального закона предоставление собственникам зданий, строений, сооружений земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляется по правилам Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено статьей 39.20 Кодекса или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 правовой позиции условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Заявитель при обращении в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.
Как установлено вступившим в законную силу решением суда от 25.08.2021 по делу N А20-51838/2020, на спорном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности спорные объекты недвижимости; доказательства несоразмерности испрашиваемого участка площади, необходимой для эксплуатации спорных объектов недвижимости, а также наличия предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, препятствующих приобретению обществом спорного участка в собственность, не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал прокурору в удовлетворении исковых требований.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам, оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированно отказал в удовлетворении исковых требований, суд округа в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить постановление суда апелляционной инстанции от 21.12.2022 и оставить в силе решение суда от 19.08.2022.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А20-481/2022 отменить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.08.2022 по делу N А20-481/2022 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено статьей 39.20 Кодекса или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 правовой позиции условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Заявитель при обращении в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.
Как установлено вступившим в законную силу решением суда от 25.08.2021 по делу N А20-51838/2020, на спорном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности спорные объекты недвижимости; доказательства несоразмерности испрашиваемого участка площади, необходимой для эксплуатации спорных объектов недвижимости, а также наличия предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, препятствующих приобретению обществом спорного участка в собственность, не представлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 марта 2023 г. N Ф08-994/23 по делу N А20-481/2022