г. Краснодар |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А32-12618/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Герасименко А.Н.,
рассмотрев по правилам упрощенного производства (часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс) без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет) кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2022 по делу N А32-12618/2020,
установила следующее.
ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала в Краснодарском крае (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2020 по делу N 5 о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Решением суда от 01.10.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2022, требования общества удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
По результатам нового рассмотрения решением суда от 27.09.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.11.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление от 12.03.2020 по делу N 5. Проверка по спорному земельному участку инициирована управлением после получения письма прокуратуры Новокубанского района от 04.09.2019 N 6637 со всеми приложениями. Тот факт, что названное письмо не сдержит слова "проверка" или слова о том, что проверка проводилась прокуратурой, не свидетельствует о недостаточности собранных прокуратурой материалов для обнаружения вменяемого административного правонарушения.
В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Кодекса решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц 100 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей 5 тыс. рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
С учетом приведенных положений статьи 211 Кодекса, а также требований части 2 статьи 288.2 Кодекса законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление установило, что на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401013:1671, относящемся к категории земель населенных пунктов, предназначенном для размещения объекта инженерной инфраструктуры, расположено антенно-мачтовое сооружение, т. е. он используется в соответствии с его принадлежностью к названной категории земель и видом разрешенного использования.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401013:1671 правами не обременен.
Поскольку данный земельный участок использовался обществом без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на размещение антенно-мачтового сооружения связи, управление пришло к выводу о том, что данные действия общества образуют событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 12.03.2020 по делу N 5 общество привлечено к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При приятии судебных актов суды руководствовались статьями 210, 211 Кодекса, статьями 4.5, 7.1, 28.1 КоАП РФ, статьями 22, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский р-н, г. Новокубанск, по смежеству с земельным участком по ул. Прикубанской, 20, кадастровый номер 23:21:0401013:1671, площадью 47,0 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для размещения объекта инженерной инфраструктуры. По данным ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401013:1671, правами не обременен.
Общество представило в прокуратуру Новокубанского района информацию (от 08.11.2019 исх. N 420), о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401013:1671 используется им для размещения антенно-мачтового сооружения связи.
Согласно данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, в отношении общества установлено, что основной вид его деятельности 61.20 "Деятельность в области связи на базе беспроводных технологий".
При административном обследовании земельного участка 12.02.2020 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401013:1671, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский р-н, г. Новокубанск, по смежеству с земельным участком по ул. Прикубанской, 20, с разрешенным использованием - для размещения объекта инженерной инфраструктуры по внешним признакам используется в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, на земельном участке расположено антенно-мачтовое сооружение связи.
Таким образом, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401013:1671, площадью 47,0 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения объекта инженерной инфраструктуры используется обществом без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок для размещения антенно-мачтового сооружения связи.
Как указали суды, событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1. КоАП РФ, подтверждается актом административного обследования объекта земельных отношений от 12.02.2020 N 1, протоколом об административном правонарушении от 27.02.2020 N 1, иными материалами дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах действия общества образуют объективную и субъективную стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, письмо прокуратуры Новокубанского района от 04.06.2019 N 6637 (от 06.09.2019 вх. N 21-24/2019-2362) не является документом, содержащим и фиксирующим событие административного правонарушения. Этим письмом прокуратура направила в орган контроля (надзора), который уполномочен выявлять нарушения земельного законодательства, совершенные гражданами и юридическими лицами, информацию для организации проверочных мероприятий.
Письмо прокуратуры Новокубанского района от 04.06.2019 N 6637 и приложенные к нему материалы не содержали достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ, более того, названное письмо содержало в себе прямое указание по результатам организации и проведения мероприятий по государственному земельному надзору необходимость привлечения впоследствии виновных лиц к административной ответственности. Таким образом, орган прокуратуры возлагал на управление обязанность проведения следующих мероприятий: организацию проведения контрольно-надзорных мероприятий; установление наличия (отсутствия) признаков нарушения земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, как следствие, события административного правонарушения и состава, в том числе в части субъективной стороны вины; организацию привлечения к административной ответственности виновных лиц (возбуждение дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ посредством составления протокола об административном правонарушении, вынесение определения о назначении времени и места рассмотрения дел, вынесение постановления по делу об административном правонарушении в порядке и сроке, установленных КоАП РФ).
После поступления в управление письма прокуратуры Новокубанского района принято решение о проведении контрольно-надзорного мероприятия в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" в целях проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401013:1671, расположенном по адресу: Краснодарский край, Новокубанский р-н, г. Новокубанск, по смежеству с земельным участком по ул. Прикубанской, 20.
На основании письма прокуратуры Новокубанского района не был выявлен сам факт совершения обществом административного правонарушения; в материалах дела отсутствуют сведения о проведении прокуратурой Новокубанского района проверки соблюдения земельного законодательства в отношении общества. Таким образом, прокуратурой Новокубанского района материалы проверки, содержащие достаточные данные для возбуждения дела об административном правонарушении, не направлялись.
Сведения о принадлежности антенно-мачтового сооружения связи обществу получены прокуратурой только 18.11.2019, общество в качестве основания пользования земельным участком указывало на заключение договора аренды с Горяйновой О.В., следовательно, до 18.11.2019 прокуратура не обладала данными о собственнике сооружения связи, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401013:1671.
В соответствии с частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным, в частности, с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Акт административного обследования объекта земельных отношений N 1, в котором установлен и зафиксирован факт наличия события и состава административного правонарушения, составлен управлением 12.02.2020. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с 12.02.2020.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод общества о том, что датой обнаружения административного правонарушения следует считать 18.11.2019 (дата получения прокуратурой сведений о принадлежности антенно-мачтового сооружения связи обществу), как несостоятельный и не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Из положений части 2 статьи 4.5 КоАП РФ не следует, что обнаружить длящееся административное правонарушение можно только один раз. Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливают сроков, в течение которых лицо не может быть привлечено к административной ответственности после того, как обнаружено длящееся правонарушение, а лицо продолжает не исполнять предусмотренную законом обязанность (и нарушает права других лиц, интересы государства), тем самым продолжает совершать правонарушение. В противном случае предыдущий факт выявления соответствующего нарушения и отсутствие предписания о его устранении может повлечь невозможность в дальнейшем применить меры принуждения при непрекращающемся противоправном поведении и, по сути, позволил бы лицу избежать наказания при продолжительном нарушении требований закона и не предпринимать попыток к их устранению.
Таким образом, суды посчитали, что порядок и сроки давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлены. Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией статьи 7.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что постановление о назначении административного наказания от 12.03.2020 по делу N 5 является законным и обоснованным.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2022 по делу N А32-12618/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений части 2 статьи 4.5 КоАП РФ не следует, что обнаружить длящееся административное правонарушение можно только один раз. Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливают сроков, в течение которых лицо не может быть привлечено к административной ответственности после того, как обнаружено длящееся правонарушение, а лицо продолжает не исполнять предусмотренную законом обязанность (и нарушает права других лиц, интересы государства), тем самым продолжает совершать правонарушение. В противном случае предыдущий факт выявления соответствующего нарушения и отсутствие предписания о его устранении может повлечь невозможность в дальнейшем применить меры принуждения при непрекращающемся противоправном поведении и, по сути, позволил бы лицу избежать наказания при продолжительном нарушении требований закона и не предпринимать попыток к их устранению.
...
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлены. Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией статьи 7.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 марта 2023 г. N Ф08-476/23 по делу N А32-12618/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-476/2023
03.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18538/2022
27.09.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12618/20
27.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3595/2022
24.01.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21522/2021
01.10.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12618/20