г. Краснодар |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А32-44834/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Драбо Т.Н. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Смольянинова Василия Николаевича (ИНН 234302364479, ОГРНИП 312237225500017) - Тарханова А.В. (доверенность от 12.01.2023), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования Новокубанского района (ИНН 2343009034, ОГРН 1022304365588) - Фисенко Н.В. (доверенность от 10.06.2022), в отсутствие третьих лиц: администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия, общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт территориального планирования", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Новокубанского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А32-44834/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Смольянинов Николай Николаевич (далее - предприниматель, глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к администрации муниципального образования Новокубанского района Краснодарского края (далее - администрация, уполномоченный орган) с заявлением в котором просил:
- признать незаконным решение об отказе администрации (письмо от 08.09.2021 N 02-07/4.03/21-1976) в предоставлении за плату земельного участка общей площадью 210 483 кв. м с кадастровым номером 23:21:0206007:45, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир юго-восточной окраины х. Ляпино, участок находится примерно 360 метрах от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, район Новокубанский, Ляпинское сельское поселение, в 360 метрах юго-восточнее юго-восточной окраины х. Ляпино;
- обязать администрацию в месячный срок со дня вступления в законную силу решения направить главе хозяйства проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206007:45.
Заявление основано на положениях статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и мотивировано следующим. Испрашиваемый в собственность земельный участок с кадастровым номером 23:21:0206007:45 используется главой хозяйства (его правопредшественником - крестьянским хозяйством "Смольянинов В.Н.) на протяжении длительного периода времени для целей сельскохозяйственного производства. Отказ уполномоченного органа в предоставлении указанного земельного участка не основан на законе и лишает главу хозяйства права приобрести в собственность (без торгов) за плату данный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в границах Ляпинского сельского поселения Новокубанского района. Отказ администрации нарушает права (интересы) заявителя в сфере предпринимательской деятельности (статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края; ООО "Проектный институт территориального планирования".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022, заявленные требования удовлетворены.
Суды установили, что на основании решения президиума Совета народных депутатов Новокубанского района Краснодарского края от 29.03.1991 N 31 "О предоставлении земельных участков работникам зерносовхоза "Заречный" для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств" Смольянинову Николаю Николаевичу был предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Участок предоставлен гражданину, изъявившему желание выйти из совхоза, общей площадью 21 га (пашни - 21 га). Этим же решением было зарегистрировано крестьянское хозяйство "Смольянинов Н.Н.", главой которого являлся Смольянинов Н.Н. В 1992 году на основании постановления главы администрации Новокубанский район Краснодарского края от 30.11.1992 N 757 "О продаже земель в собственность" за крестьянским хозяйством Смольянинова Н.Н. был закреплен в собственность земельный участок общей площадью 32,8 га (пашни) на основании типового договора от 15.10.1992 N 8. В 2008 году в результате проведенных кадастровых работ был образован земельный участок площадью 538 500 кв. м (53,86 га) с кадастровым номером 23:21:0000000:108, в состав которого вошли земельные участки, предоставленные Смольянинову Н.Н. на основании указанных правоустанавливающих документов. В 2013 году кадастровым инженером был подготовлен проект раздела участка с кадастровым номером 23:21:0000000:108, в результате которого были образованы два земельных участка: 23:21:0206007:45, площадью 210 483 кв. м (21,04 га); 23:21:0206010:167, площадью 328 тыс. кв. м (32 га). В 2012 году на основании личного заявления глава КФХ Смольянинов Н.Н. прекратил свою работу в должности главы КФХ, новым главой КФХ является Смольянинов Василий Николаевич (протокол от 13.08.2012 N 1). Согласно протоколу от 04.09.2012 N 2 КФХ "Смольянинова Н.Н." было реорганизовано в КФХ "Смольянинова В.Н.". На основании протокола общего собрания членов КФХ "Смольянинова Н.Н." от 04.09.2012 N 2 был утвержден акт приема-передачи имущества от 04.09.2012 N 1, по которому все имущество было передано от юридического лица КФХ "Смольянинова Н.Н." к главе хозяйства. В данном акте указан земельный участок с кадастровым номером 23:21:0000000:108, в состав которого входил испрашиваемый земельный участок площадью 210 483 кв. м с кадастровым номером 23:21:0206007:45. Предприниматель полагает, что как правопреемник КФХ "Смольянинова Н.Н." получил право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206007:45 на условиях и по цене, предусмотренной действующим земельным законодательством. В настоящее время данный участок имеет кадастровый номер 23:21:0206007:45, он расположен по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир юго-восточной окраины х. Ляпино, участок находится примерно в 360 метрах от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, район Новокубанский, Ляпинское сельское поселение, в 360 метрах юго-восточнее юго-восточной окраины х. Ляпино. Глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением от 25.08.2021 о предоставлении в собственность за плату используемого им в сельскохозяйственной деятельности земельного участка общей площадью 210 483 кв. м с кадастровым номером 23:21:0206007:45. Уполномоченный орган письмом от 08.09.2021 N 02-07/4.03/21-1976 отказал в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на документ территориального планирования (Генеральный план Ляпинского сельского поселения Новокубанского района), согласно которому на испрашиваемом земельном участке расположен объект археологии. Ссылаясь на незаконность решения администрации об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка, нарушающего его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, глава хозяйства обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Судебные инстанции при разрешении спора руководствовались статьями 27, 39.3, 39.16, 39.17, 94, 99 Земельного кодекса, статьей 10 Закона N 101-ФЗ, статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), статьями 3, 48 - 50.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ). Правопреемство главы хозяйства в отношении испрашиваемого земельного участка администрация не оспаривает. Материалы дела подтверждают, что предприниматель является правопреемником крестьянского хозяйства, созданного на основании решения президиума Совета народных депутатов Новокубанского района Краснодарского края от 29.03.1991 N 31. На имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица на основании норм Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" члены крестьянского (фермерского) хозяйства вещных прав не имеют. Позиция администрации о невозможности предоставления в собственность предпринимателя испрашиваемого земельного участка, обоснованная наличием в его границах объекта культурного наследия, признана судами несостоятельной. Закон N 73-ФЗ допускает возможность предоставления в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения его арендатору или иному законному владельцу в случае нахождения на участке объекта археологического наследия при условии соблюдения требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 указанного Закона. При этом документы, которые содержали бы наименование объектов археологического наследия, физические параметры объектов и их охранных зон, схему расположения на земельном участке, в материалы дела не представлены. Довод уполномоченного органа о наличии на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0206007:45 объектов археологического наследия носит предположительный характер. Для установления факта нахождения на спорном участке объекта археологии глава хозяйства обратился с письмом в администрацию Ляпинского сельского поселения Новокубанского района о предоставлении соответствующей информации. На данное письмо получен ответ от 13.07.2021 N 348 о том, что на территории Ляпинского сельского поселения Новокубанского района имеется ряд объектов археологии, внесенных в перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края. Но у администрации Ляпинского сельского поселения не имеется информации о том, что эти объекты расположены на территории земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206007:45, поскольку они в муниципальную собственность не передавались. Суд первой инстанции по ходатайству предпринимателя направил в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края запрос о нахождении на испрашиваемом земельном участке какого-либо объекта культурного наследия, внесенного в государственные или муниципальные реестры. Получен ответ, согласно которому объектов культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0206007:45 в государственных и муниципальных реестрах объектов культурного наследия не значится. Из документов территориального планирования и функционального зонирования, на которые в подтверждение своих доводов о законности оспариваемого решения ссылается администрация, соответствующая информация также не следует. Исходя обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемого главой хозяйства решения администрации об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. У предпринимателя имеется законное право на приобретение в собственность (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206007:45. Решение администрации об отказе в предоставлении указанного участка противоречит нормам земельного законодательства, а также нарушает права (интересы) главы хозяйства в сфере предпринимательской деятельности. С целью восстановления нарушенных прав (законных интересов) заявителя на уполномоченный орган возложена обязанность по подготовке, подписанию и направлению предпринимателю проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206007:45.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба обоснована ссылками на нормы земельного и градостроительного законодательства, а также положения Закона N 73-ФЗ и мотивирована следующим. Судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая оценка сведениям из государственной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206007:45. Информация о наличии объекта культурного наследия на испрашиваемом земельном участке отсутствует в едином государственном реестре объектов культурного наследия. Однако работы по выявлению такого объекта не проводились, то есть достоверно не установлено, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты культурного наследия. Из ответа управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края на запрос о нахождении на земельном участке объектов культурного наследия также следует, что археологическая разведка на данном участке не проводилась. Для принятия решения о возможности использования земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206007:45 необходимо предоставить в управление государственной охраны объектов культурного наследия результаты археологической разведки. Глава хозяйства на испрашиваемом земельном участке такую разведку не проводил, в отсутствие которой определить территорию, занятую объектом археологического наследия, невозможно.
Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению главы хозяйства, выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм действующего законодательства и соответствуют материалам дела, не подтверждающим законность оспариваемого решения администрации, а также отсутствие оснований для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка.
От третьих лиц отзывы на жалобу в суд округа не поступили.
В судебном заседании представитель администрации поддерживал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель главы хозяйства возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили. От управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании решения президиума Совета народных депутатов Новокубанского района Краснодарского края от 29.03.1991 N 31 "О предоставлении земельных участков работникам зерносовхоза "Заречный" для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств" Смольянинову Николаю Николаевичу был предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Участок предоставлен гражданину, изъявившему желание выйти из совхоза, общей площадью 21 га (пашни - 21 га). Этим же решением было зарегистрировано крестьянское хозяйство "Смольянинов Н.Н.", главой которого являлся Смольянинов Н.Н.
В 1992 году на основании постановления главы администрации Новокубанский район Краснодарского края от 30.11.1992 N 757 "О продаже земель в собственность" за крестьянским хозяйством Смольянинова Н.Н. был закреплен в собственность земельный участок общей площадью 32,8 га (пашни) на основании типового договора от 15.10.1992 N 8.
В 2008 году в результате проведенных кадастровых работ был образован земельный участок площадью 538 500 кв. м (53,86 га) с кадастровым номером 23:21:0000000:108, в состав которого вошли земельные участки, предоставленные Смольянинову Н.Н. на основании указанных правоустанавливающих документов.
В 2013 году кадастровым инженером был подготовлен проект раздела участка с кадастровым номером 23:21:0000000:108, в результате которого были образованы два земельных участка: 23:21:0206007:45, площадью 210 483 кв. м (21,04 га); 23:21:0206010:167, площадью 328 тыс. кв. м (32 га). В 2012 году на основании личного заявления глава КФХ Смольянинов Н.Н. прекратил свою работу в должности главы КФХ, новым главой КФХ является Смольянинов Василий Николаевич (протокол от 13.08.2012 N 1).
Согласно протоколу от 04.09.2012 N 2 КФХ "Смольянинова Н.Н." было реорганизовано в КФХ "Смольянинова В.Н.". На основании данного протокола был утвержден акт приема-передачи имущества от 04.09.2012 N 1, по которому все имущество было передано от юридического лица КФХ "Смольянинова Н.Н." к главе хозяйства. В акте указан земельный участок с кадастровым номером 23:21:0000000:108, в состав которого входил участок площадью 210 483 кв. м с кадастровым номером 23:21:0206007:45.
Предприниматель полагает, что как правопреемник КФХ "Смольянинова Н.Н." получил право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206007:45 на условиях и по цене, предусмотренной действующим земельным законодательством. В настоящее время данный участок имеет кадастровый номер 23:21:0206007:45, он расположен по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир юго-восточной окраины х. Ляпино, участок находится примерно в 360 метрах от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, район Новокубанский, Ляпинское сельское поселение, в 360 метрах юго-восточнее юго-восточной окраины х. Ляпино.
Глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением от 25.08.2021 о предоставлении в собственность за плату используемого им в сельскохозяйственной деятельности земельного участка общей площадью 210 483 кв. м с кадастровым номером 23:21:0206007:45.
Уполномоченный орган письмом от 08.09.2021 N 02-07/4.03/21-1976 отказал в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на документ территориального планирования (Генеральный план Ляпинского сельского поселения Новокубанского района), согласно которому на испрашиваемом земельном участке расположен объект археологии.
Ссылаясь на незаконность решения администрации об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка, нарушающего его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, глава хозяйства обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса основанием для признания незаконными решений органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления такой деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами (пункт 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ.
Права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса, сохраняется (пункт 1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Одним из оснований для принятия уполномоченным органом такого решения служит то, что указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора установили, что правопреемство крестьянского (фермерского) хозяйства "Смолянинова В.Н." и главы хозяйства в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206007:45 администрация не оспаривает. Надлежащих (достоверных) доказательств того, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте в связи с наличием в его границах объекта культурного наследия, материал дела не содержат. Следовательно, приведенные уполномоченным органом в обоснование принятого им решения мотивы не могут служить законным основанием для отказа в предоставление в собственность предпринимателя (без торгов) указанного земельного участка. Оспариваемое решение нарушает интересы главы хозяйства в сфере предпринимательской деятельности, лишая заявителя права на приобретение испрашиваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения, как субъекта, использующего его на протяжении длительного периода времени в сельскохозяйственном производстве. Поэтому решение администрации, оформленное письмом от 08.09.2021 N 02-07/4.03/21-1976, признано судебными инстанциями незаконным. С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя на уполномоченный орган возложена обязанность по подготовке и направлению главе хозяйства проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206007:45.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы администрации подлежат отклонению судом округа как не соответствующие содержанию принятых по делу судебных актов, фактическим обстоятельствам спора, установленным судебными инстанциями при его разрешении, а также доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле. Податель жалобы не учитывает, что бремя доказывания обстоятельств, позволяющих сделать обоснованный вывод об ограниченности испрашиваемого земельного участка в обороте в связи с нахождением на нем объекта археологического наследия, возлагается на уполномоченный орган (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Кодекса). Однако такие обстоятельства администрацией при разрешении спора в судах первой и апелляционной инстанций надлежаще не подтверждены (достоверно не доказаны). Возражения уполномоченного органа получили надлежащую правовую оценку, основанную на нормах действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам, и мотивированно отклонены судами. Доводы жалобы не опровергают обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора. Несогласие подателя жалобы с такой оценкой не может служить основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке (статьи 286, 287 Кодекса). Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные сторонами доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили к спорным отношениям нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса основанием для отмены судебных актов в любом случае, не установлено. С учетом изложенного, суд округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А32-44834/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Одним из оснований для принятия уполномоченным органом такого решения служит то, что указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 марта 2023 г. N Ф08-14917/22 по делу N А32-44834/2021