г. Краснодар |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А63-8593/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Манугевича К.И. (доверенность от 26.12.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" - Брежневой Е.Г. (доверенность от 10.06.2022), Красильникова Д.Г. (доверенность о 12.02.2022), рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А63-8593/2022, установил следующее.
ООО "Эко-Сити" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о признании недействительным решения от 21.02.2022 N 17-06/853 о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и возложении обязанности выдать решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду.
Решением суда от 23.09.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.12.2022, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано недействительным. На управление возложена обязанность выдать обществу решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - межмуниципального зонального центра "Отходо-перерабатывающий комплекс", распложенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский р-н, хут. Нижнерусский, ул. Карьерная, д. 2.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Представленный обществом отчет не содержит сведений о показателях, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, которые подтверждаются протоколами испытаний компонентов окружающей среды. Суды не приняли во внимание доводы управления о наличии превышений концентраций загрязняющих веществ по скважине.
В отзыве на жалобу общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, а представители общества отклонили их по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество 14.01.2022 направило в управление с сопроводительным письмом N 01-22-851 отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, содержащих данные, подтверждающие исключение негативного воздействия за 2021 год для объекта размещения отходов - межмуниципального зонального центра "Отходо-перерабатывающий комплекс" (Ставропольский край, Шпаковский р-н, хут. Нижнерусский, ул. Карьерная, д. 2).
По результатам рассмотрения отчета управлением принято решение от 21.02.2022 N 17-06/853 о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов (далее - решение), эксплуатируемого обществом.
Считая решение незаконным, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 2 - 6, 11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение), Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1030.
Суды исходили из того, что названные в оспариваемом решении сведения относительно превышений или увеличений концентраций веществ по скважинам (выше и ниже по течению грунтовых вод) не имеют отношения к территории, прилегающей к объекту размещения отходов, поскольку отбирались на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов. Таким образом, суды обоснованно признали выводы управления о наличии в отчете по мониторингу общества нарушений, подпадающих под подпункт "а" пункта 11 Положения N 467, не соответствующими действительности, т. к. в нем имеются данные об отборе проб грунтовых вод из скважин, расположенных на границе земельного участка, как того требует пункт 4 названного Положения. При этом, как отметили суды, управление не привело нормативно подтвержденных и аргументированных сведений о значительном увеличении концентраций указанных в материалах веществ в грунтовой воде, равно как и сведений о содержании таких веществ на прилегающей к объекту размещения отходов территории с превышением фоновых значений.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что решение управления нарушает права и законные интересы общества, поскольку противоречит установленным обстоятельствам и не соответствует действующему законодательству.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены в статье 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А63-8593/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды исходили из того, что названные в оспариваемом решении сведения относительно превышений или увеличений концентраций веществ по скважинам (выше и ниже по течению грунтовых вод) не имеют отношения к территории, прилегающей к объекту размещения отходов, поскольку отбирались на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов. Таким образом, суды обоснованно признали выводы управления о наличии в отчете по мониторингу общества нарушений, подпадающих под подпункт "а" пункта 11 Положения N 467, не соответствующими действительности, т. к. в нем имеются данные об отборе проб грунтовых вод из скважин, расположенных на границе земельного участка, как того требует пункт 4 названного Положения. При этом, как отметили суды, управление не привело нормативно подтвержденных и аргументированных сведений о значительном увеличении концентраций указанных в материалах веществ в грунтовой воде, равно как и сведений о содержании таких веществ на прилегающей к объекту размещения отходов территории с превышением фоновых значений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2023 г. N Ф08-1395/23 по делу N А63-8593/2022