г. Ессентуки |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А63-8593/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Егорченко И.Н. и Жукова Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Руковицкой Е.О., с участием в судебном заседании, проводимом в режиме веб-конференции от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" - Милениной Е.А. (доверенность от 25.05.2022), от заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Слюсаревой С.В. (доверенность от 29.12.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2022 по делу N А63-8593/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о признании недействительным решения от 21.02.2022 N 17-06/853 о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и возложении обязанности выдать решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду.
Решением от 23.09.2022 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано недействительным. На управление возложена обязанность выдать обществу решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - межмуниципального зонального центра "Отходоперерабатывающий комплекс", распложенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, х. Нижнерусский, ул. Карьерная, 2. С управления в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате госпошлины. Судебный акт мотивирован тем, что решение управления нарушает права и законные интересы общества, так как противоречит установленным материалами дела обстоятельствам и не соответствует нормам материального права.
Не согласившись с решением, управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить. По мнению заявителя, для принятия решения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов необходимо обязательное условие наличия в отчете данных инструментальных измерений, однако в отчете, представленном обществом, указанные данные инструментальных измерений не содержатся.
В отзыве управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене (изменению) по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество 14.01.2022 направило в управление с сопроводительным письмом N 01-22-851 отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, содержащих данные, подтверждающие исключение негативного воздействия за 2021 год для объекта размещения отходов - Межмуниципального зонального центра "Отходоперерабатывающий комплекс" (Ставропольский край, Шпаковский район, хутор Нижнерусский, ул. Карьерная, 2).
По результатам рассмотрения отчета управлением принято решение от 21.02.2022 N 17-06/853 о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов (далее - решение), эксплуатируемого обществом.
Считая решение незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Положением о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение N 467) установлен порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения N 467 исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее соответственно - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, мониторинг). Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
Пунктом 4 Положения N 467 установлено, что нормативы качества окружающей среды определяются в следующих местах отбора проб: для атмосферного воздуха и почв - на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов; для поверхностных водных объектов - в месте выпуска сточных вод, поступающих с объекта размещения отходов в водный объект; для подземных водных объектов - на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов, по направлению течения подземных вод.
В пункте 5 Положения N 467 указано, что при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают Отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (пункт 6 Положения N 467).
Вместе с тем, применение подпункта "а" пункта 11 Положения N 467 для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду противоречит пункту 5 и подпункту "б" пункта 11 Положения N 467, поскольку невозможно соблюдать отсутствующие нормативы качества окружающей среды.
Пункт 11 положения N 467 определяет основания для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду, перечень оснований является закрытым и исчерпывающим.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1030 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Оценка исполнения требований названного Порядка, который содержит требования к разработке программы мониторинга объектов размещения отходов, является обязательной в рамках проведения государственного надзора в области обращения с отходами как составной части государственного экологического надзора в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.12.2020 N 1839 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования", соблюдение которых оценивается в рамках государственного контроля (надзора).
Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, в соответствии с пунктом 3 вышеназванного Порядка N 1030 разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Управление, ссылаясь на пункт 5 положения N 467, указывает в оспариваемом решении на отсутствие в отчете значений соответствующих химических показателей состояния подземных вод на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
Вместе с тем, как установил суд в пункте 5 Положения N 467 содержатся положения о порядке оценки негативного воздействия на окружающую среду в случае отсутствия таких нормативов и необходимости использования при этом фоновых значений показателей компонентов окружающей среды. При этом подпунктом "в" пункта 4 Положения N 467 установлено, что нормативы качества окружающей среды определяются для подземных водных объектов - на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов, по направлению течения подземных вод.
Иные места отбора проб (в том числе территория, прилегающая к объекту размещения отходов) для контроля соблюдения нормативов качества нормами Положения N 467 не предусмотрены.
В соответствии с Положением N 467 на управление возложена обязанность при принятии решения о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов осуществить сопоставление содержащейся в Отчете информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и (или) осуществить сопоставление посредством проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования также на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Суд обоснованно указал, что названные в оспариваемом решении сведения, относительно превышений или увеличений концентраций веществ по скважинам (выше и ниже по течению грунтовых вод), не имеют отношения к территории, прилегающей к объекту размещения отходов, поскольку отбирались на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов.
В связи с чем, суд обоснованно признал выводы управления о наличии в Отчете по мониторингу общества нарушений, подпадающих под подпункт "а" пункта 11 Положения N 467 не соответствующими действительности, т.к. в нем имеются данные об отборе проб грунтовых вод из скважин, расположенных на границе земельного участка, как того требует пункт 4 Положения N 467.
При этом управление не привело нормативно подтвержденных и аргументированных сведений о значительном увеличении концентраций указанных в материалах веществ в грунтовой воде, равно как и сведений о содержания указанных веществ, в том числе на прилегающей к объекту размещения отходов территории с превышением фоновых значений.
Таким образом, решение управления нарушает права и законные интересы общества, так как противоречит установленным материалами дела обстоятельствам и не соответствует нормам материального права, в связи с чем удовлетворил требования общества.
При принятии судебного акта судом апелляционной инстанции учтен правовой подход, сформированный судом округа по аналогичным делам N А63-3688/2020, А63-9421/2018.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2022 по делу N А63-8593/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8593/2022
Истец: ООО "ЭКО-СИТИ"
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: Мартиросова Анна Владимировна, Осипян Нарине Владимировна