г. Краснодар |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А32-14584/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Тамахина А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации муниципального образования Староминский район (ИНН 235006732, ОГРН 10722527995150), ответчика - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 по делу N А32-14584/2022, установил следующее.
Администрация МО Староминский район (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Южному Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о взыскании 12 503 рублей 16 копеек излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).
Решением от 10.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.12.2022, иск удовлетворен в части, с ответчика в пользу истца взыскано 4203 рубля 05 копеек излишне уплаченной платы, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2021 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) дополнен статьей 40.1, согласно которой заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа. Администрация обратилась с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств в октябре 2021 года, тогда как изменения в Бюджетном кодеке вступили в законную силу 01.07.2021. В письме Министерства финансов Российской Федерации от 12.08.2021 N 23-01-06/65103 содержатся разъяснения о возможности возврата платы за НВОС при наличии оснований для возврата по заявлениям, которые поданы плательщиком в управление до 01.07.2021. Управление действовало в рамках принятого решения, которое основано на действующих нормах законодательства.
Администрация письменно заявила ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, которое судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что администрация в 2017 году представила в управление декларацию за 2016 год о плате за НВОС, сумма платы по декларации составила 9 652 рубля 95 копеек.
Платежными поручениями от 20.04.2016 N 3331, 3330, от 26.07.2016 N 110, 107, от 02.12.2016 N 5381, 5380, от 27.02.2017 N 1667 истцом произведена уплата авансовых платежей за 2016 год на сумму 15 170 рублей 12 копеек.
31 октября 2017 года администрация направила в управление заявление о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС в размере 5517 рублей 17 копеек до 15.12.2017.
Также администрация 09.02.2019 представила в управление декларацию за 2018 год о плате за НВОС, сумма платы по декларации составила 296 рублей 38 копеек.
Платежными поручениями от 25.04.2018 N 3753, от 26.04.2018 N 3754, от 19.07.2018 N 6257, 6256, от 24.10.2018 N 8960, 8959 истцом произведена уплата авансовых платежей за 2018 год на сумму 8560 рублей 19 копеек.
29 марта 2019 года администрация направила в управление заявление о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС в размере 8264 рубля 81 копейка.
Письмом N 0102/06 на обращение администрации управление указало, что для принятия решения о зачете (возврате) излишне уплаченной платы за НВОС необходимо провести сверку начисленной и уплаченной платы за НВОС за 3 года, а также указало на отсутствие копий деклараций на электронном носителе за 2016 и 2018 годы, утвержденного порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной, взысканной платы за НВОС.
26 сентября 2019 года администрация направила в управление заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за НВОС и о возврате суммы переплаты в соответствии с Порядком зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 N 334, а также акт сверки на возврат суммы переплаты по состоянию на 31.03.2019.
Управление направило в адрес МКУ "ЦБ администрации" письмо о направлении акта сверки от 28.04.2021 N РМ-06-7034, где подтверждено наличие у администрации переплаты за 2016 - 2019 годы в сумме 12 867 рублей 16 копеек и наличие задолженности в размере 361 рубль 96 копеек.
1 октября 2021 года администрация направила в управление заявление о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС в размере 12 505 рублей 20 копеек.
Решением управления от 21.12.2021 N 925 администрации возвращено 2785 рублей 94 копейки переплаты и зачтен 361 рубль 96 копеек по плате за НВОС.
Истец указал, что по платежным поручениям управление 14.03.2022 возвратило администрации 2 рубля 04 копейки переплаты.
Поскольку управление не возвратило администрации 12 503 рубля 16 копеек переплаты, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2012 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) НВОС - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
С 01.01.2016 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон N 7-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) плата взимается за следующие виды НВОС: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ, пунктом 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 225), и пунктами 2, 6 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 N 334 (далее - Порядок N 334), излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления. Заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора.
В силу пункта 12 Порядка N 334 принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы основывается на результатах проверки представленной лицом, обязанным вносить плату, декларации о плате и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора. В случае несоответствия информации, указанной лицом, обязанным вносить плату, в заявлении о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы сведениям, имеющимся у территориального органа Росприроднадзора, территориальный орган Росприроднадзора в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы направляет лицу, обязанному вносить плату, решение об отказе в зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Как верно указали суды, возврат (зачет) излишне уплаченных сумм осуществляется в соответствии с пунктом 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, на основании заявления после погашения выявленной задолженности.
Управление в качестве обоснования отказа в возвращении сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС ссылается на пропуск истцом срока исковой давности для обращения с таким требованием.
Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает такого сбора, как плата за НВОС, поэтому его положения, в том числе и в части срока давности на обращение в суд с требованием о взыскании указанной платы, не подлежат применению, а применяется предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности в три года.
Указанное соответствует правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 16772/09.
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Оценив позицию управления и определив правовую природу искового требования, суды установили, что о нарушении своих прав и возникновении права на возврат спорных платежей за 2016 и 2018 годы администрация должна была узнать при формировании (сдаче) декларации о плате за НВОС (до 10.03.2017 и до 10.03.2019).
Поскольку декларация за 2016 год направлена в адрес управления в 2017 году, а с заявлением о возврате 5517 рублей 17 копеек излишне уплаченных сумм платы за НВОС за 2016 год администрация обратилась в управление 31.10.2017 (получено ответчиком 02.11.2017), суды указали, что срок исковой давности, составляющий три года, должен исчисляться с 03.02.2018, когда лицо узнало, что его право на возврат заявленной суммы переплаты нарушено с учетом законодательно установленного срока возврата переплаты в три месяца.
При таких обстоятельствах суды сделали вывод о пропуске истцом срока исковой давности на момент обращения в арбитражный суд (30.03.2022) в части требований излишне уплаченной платы за НВОС за 2016 год в размере 5517 рублей 17 копеек.
В данной части судебные акты не обжалуются и в силу частей 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверяются.
Суды также установили, что с заявлениями о возврате 8264 рублей 81 копейки переплаты за 2018 год истец обратился в управление 29.03.2019 и 01.10.2021 повторно (т.е. в пределах трехлетнего срока).
Доказательства, свидетельствующие о наличии у администрации задолженности по спорной плате, в деле отсутствуют.
Поскольку заявление о возврате излишне уплаченной платы за НВОС за 2018 год подано администрацией в пределах срока исковой давности, суды указали, что оснований для отказа в возврате излишне уплаченной платы за названный период у управления не имелось. Принимая во внимание, что платежными поручениями от 14.03.2022 управлением возвращено истцу 2 рубля 04 копейки переплаты и от 31.10.2022 возвращено 2 782 рубля 94 копейки, суды удовлетворили заявленные администрацией исковые требования в размере 4203 рублей 05 копеек излишне уплаченной платы за НВОС (12 505,20 - 5517,17 - 2,04 - 2782,94).
Ссылка управления на статью 40.1 Бюджетного кодекса обоснованно отклонена апелляционным судом с указанием на следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. До вступления в силу указанной нормы (введена Законом N 244-ФЗ) применялись положения статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Спорная задолженность образовалась до 01.07.2021. При этом Закон N 244-ФЗ не содержит указаний, касающихся применения статьи 40.1 Бюджетного кодекса до вступления его в законную силу.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2016 по делу N 203-ПЭК16, при наличии мотивированного вывода судов у суда кассационной инстанции отсутствуют процессуальные полномочия по установлению иных отклоненных судами обстоятельств и исчислению срока исковой давности с иной даты.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 по делу N А32-14584/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка управления на статью 40.1 Бюджетного кодекса обоснованно отклонена апелляционным судом с указанием на следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. До вступления в силу указанной нормы (введена Законом N 244-ФЗ) применялись положения статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Спорная задолженность образовалась до 01.07.2021. При этом Закон N 244-ФЗ не содержит указаний, касающихся применения статьи 40.1 Бюджетного кодекса до вступления его в законную силу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2023 г. N Ф08-1984/23 по делу N А32-14584/2022