город Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2022 г. |
дело N А32-14584/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Южного межрегионального Управления Росприроднадзора посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Топчиева С.К. по доверенности от 16.09.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу Южного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.11.2022 по делу N А32-14584/2022 в части
по заявлению Администрации муниципального образования Староминский район
(ИНН 235006732, ОГРН 10722527995150)
к Южному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Староминский район (далее - истец, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Южному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, Южное межрегиональное Управление Росприроднадзора, управление) с требованием об обязании возвратить излишне уплаченные сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 12 503,16 рубля (уточненные требования в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2022 суд обязал Южное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) возвратить Администрации муниципального образования Староминский район излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 4203,05 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части, касающейся возврата Управлением 4203,05 коп.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что администрацией пропущен трех летний срок на возврат переплаты возникшей по платежам за 2016-2018годы произведенным в 2016 и 2018году. Администрация обратилась с заявлением о возврате излишне уплаченных средств в октябре 2021, тогда как изменения в Бюджетном Кодеке РФ вступили в законную силу в 01.07.2021. Управление действовало в рамках принятого решения, которое основано на действующих нормах законодательства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования Староминский район просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Южного межрегионального Управления Росприроднадзора поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Южного межрегионального Управления Росприроднадзора в судебном заседании в режиме веб-конференции.
От Администрации муниципального образования Староминский район поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложенными дополнительными документами.
Суд протокольным определением приобщил отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Представленные документы не могут быть приняты во внимание, поскольку являются новыми доказательствами, данные документы не являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
С учетом того, что дополнительные доказательства поступили в суд апелляционной инстанции в электронном виде, суд оставил их в материалах дела, но не будет учитывать в качестве доказательств по делу.
В судебном заседании представитель Южного межрегионального Управления Росприроднадзора доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить в части возврата 4203,05.
Администрация муниципального образования Староминский район, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Администрацией 2017 году представлена декларация за 2016 год о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Так сумма платы по декларации составила 9 652,95 руб., кроме этого в декларации указано, что общая сумма внесенных авансовых платежей составила 15 170,12 руб. и сумма к возврату и/или зачету составила 5517,17 руб.
Администрацией самостоятельно произведена оплата авансовых платежей за 2016год по п/п N 1667 от 27.02.2017 в сумме 19,51 руб., п/п N 5381 от 02.12.2016 в сумме 5400,73 руб., п/п N 5380 от 02.12.2016 в сумме 1,87 руб., п/п N 110 от 26.07.2016 в сумме 1,87 руб., п/п N 107 от 26.07.2016 в сумме 5400,73 руб., п/п N 3331 от 20.04.2016 в сумме 4343,54 руб., п/п N 3330 от 20.04.2016 в сумме 1,87 руб.
31 октября 2017 года в Управление администрацией было направлено заявление исх.N 138-2933/17-01-02, которое было получено 02.11.2017 г. о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 5517,17 руб. со сроком возврата до 15.12.2017 г.
Администрацией 09.02.2019 г. была представлена декларация за 2018год о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Так сумма платы по декларации составила 296,38 руб., кроме этого в декларации указано, что общая сумма внесенных авансовых платежей составила 8559,19 руб. и сумма к возврату и/или зачету составила 8262,81 руб.
Администрацией самостоятельно произведена оплата авансовых платежей за 2018год по п/п N 8960 от 24.10.2018 в сумме 2781,94 руб., п/п N 8959 от 24.10.2018 в сумме 71,79 руб., п/п N 6257 от 19.07.2018 в сумме 2781,94 руб., п/п N 6256 от 19.07.2018 в сумме 71,79 руб., п/п N 3754 от 26.04.2018 в сумме 2781,94 руб., п/п N 3753 от 25.04.2018 в сумме 70,79 - всего на сумму 8560,19 руб.
29 марта 2019 года в Управление администрацией было направлено заявление за N 138-906/19-01-02, которое было получено 12.04.2019 г. о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018год в сумме 8264,81 руб.
Письмом N 0102/06 на обращение N138-906/19-01-02 Росприроднадзор указал, что для принятия решения о зачете (возврате) излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо провести сверку начисленной и уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за три года, на отсутствие копий деклараций на электронном носителе за 2016 и 2018годыутвержденного порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной, взысканной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
26 сентября 2019 года в Управление администрацией было направлено заявление и акт сверки на возврат суммы переплаты по состоянию на 31.03.2019, которое было получено 01.10.2019 о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и возвратить сумму переплаты в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 "Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Управлением в адрес МКУ "ЦБ администрации" было направлено письмо о направлении акта сверки от 28.04.2021 N РМ-06-7034, где подтверждено наличие у администрации переплаты за периоды 2016-2019годы в сумме 12867,16 копеек и наличии задолженности в сумме 361,96 руб.
01.10.2021 года администрацией в Управление было подано заявление о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 12505,20 руб.
Решением Управления от 21.12.2021 N 925 принято решение о возврате администрации суммы переплаты в размере 2785,94 руб. и принято решение о зачете от 21.12.2021 N 267 в сумме 361,96 руб. по плате за воздействие на окружающую среду.
Управлением по платежным поручениям была фактически возвращена 14.03.2022 сумма переплаты в размере 2,04 руб.
В связи с невозвратом возникшей переплаты за 2016-2018годы по НВОС в сумме 12 503,16 руб. администрация обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Администрация в периоды 2016-2019годы являлось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставляло в управление соответствующие декларации по НВОС за указанные периоды.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Согласно части 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 "Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду", утвержденного Приказом Минприроды России N 3 от 09.01.2017 (далее - Порядок N 3) настоящий Порядок устанавливает правила представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными вносить плату в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.
Пунктом 2 Порядка N 3 предусмотрено, что декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным. Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду обществом за 2016 год, представленной в Росприроднадзор 10.03.2017 плата за негативное воздействие на окружающую среду всего составила 9652,95 руб.
При этом, сумма авансовых платежей, оплаченных обществом на момент представления декларации составила 15 170,12 руб., сальдо на начало отчетного периода за НВОС за 2016год составила сумму переплаты 5517,17 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 16. 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.
Согласно пункта 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
Определяя правовую природу платежей за негативное воздействие окружающей природной среды, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-0, отметил, что платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором, поскольку взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.
К требованию о взыскании платы, а, следовательно, о возврате переплаты за НВОС применяется общий срок исковой давности (указанная позиция согласуется с Постановлением Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 16772/09 по делу N А78-18/2009).
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце 2 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.
В соответствии с пунктом 21 Постановления N 43 перерыв течения срока исковой давности в связи с совершением действий, свидетельствующих о признании долга, может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения. Вместе с тем по истечении срока исковой давности течение исковой давности начинается заново, если должник или иное обязанное лицо признает свой долг в письменной форме (пункт 2 статьи 206 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
У администрации образовалась переплата по плате НВОС за 2016 год по факту внесения последнего платежа в срок до 01.03.2017.
Декларация о плате за НВОС, отражающая сведения о платежной базе, примененной при исчислении платы, представляется в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 10 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, администрации стало известно о наличии переплаты по факту представления декларации в государственный орган, а именно 10.03.2017, что и было отражено в декларации.
Администрация 31 октября 2017 года обратилась в Управление с заявлением исх.
N 138-2933/17-01-02, которое было получено 02.11.2017 г. о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016год в сумме 5517,17 руб. со сроком возврата до 15.12.2017 г., т.е. в пределах трех лет с момента представления декларации.
Следовательно, срок исковой давности, составляющий, в соответствии с 196 ГК РФ, три года, должен исчисляться с 03.02.2018, когда лицо узнало, что его право на возврат заявленной суммы переплаты было нарушено, с учетом законодательно установленного срока возврата переплаты в три месяца и на момент обращения в суд был пропущен.
В материалы дела администрацией не представлено надлежащих документальных доказательств обращения в административный орган в период с 03.02.2018 по 02.02.2021года с заявлением о возврате суммы переплаты за 2016год.
В материалы дела представлено сопроводительное письмо от 26.09.2019 N 138-2993/19-01-02 полученное управлением 01.10.2019, однако приложений к нему в материалы дела не представлено. В материалах дела имеется заявление от 29.03.2019года о возврате переплаты в сумме 8264,81 руб. за период 2018года.
Суд первой инстанции не принял довод администрации, что срок давности для взыскания в судебном порядке задолженности в сумме 5517,17 руб. за 2016год не пропущен, как не основанный на фактических обстоятельствах.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного взноса за НВОС в судебном порядке с соблюдением установленного срока, администрацией не представлено.
В этой части решение суда первой инстанции сторонами не оспаривается.
29 марта 2019 года в Управление администрацией было направлено заявление за N 138-906/19-01-02, о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018год в сумме 8264,81 руб., которое было получено 12.04.2019 г.
Письмом N 0102/06 в ответ на обращение N138-906/19-01-02 Росприроднадзор указал, что для принятия решения о зачете (возврате) излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо провести сверку начисленной и уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за три года, на отсутствие копий деклараций на электронном носителе за 2016 и 2018годыутвержденного порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной, взысканной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
26 сентября 2019 года в Управление администрацией было направлено заявление и акт сверки на возврат суммы переплаты по состоянию на 31.03.2019, которое было получено 01.10.2019 о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и возвратить сумму переплаты в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 "Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Управлением в адрес МКУ "ЦБ администрации" было направлено письмо о направлении акта сверки от 28.04.2021 N РМ-06-7034, где подтверждено наличие у администрации переплаты за периоды 2016-2019годы в сумме 12867,16 руб. и наличии задолженности в сумме 361,96 руб. Так же в материалы дела представлен акт сверки расчетов с 01.04.2016 по 01.04.2020, где указана сумма переплаты в размере 12867,16 руб. и задолженность в сумме 361,96 руб.
01.10.2021 года администрацией в Управление было подано заявление о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 2016-2019 годы в размере 12505,20 руб. (12867,16-361,96)
Суд первой инстанции обоснованно указал, что администрация своевременно в трехлетний срок обратилась за возвратом переплаты за 2018 год в сумме 8264,81 руб.
Управлением от 21.12.2021 N 925 принято решение о возврате администрации суммы переплаты за 2018год в пределах суммы платежей, где на момент подачи заявления не истек трех летний срок, исчисляемый с момента фактического платежа, в размере 2785,94 руб., принято решение о зачете от 21.12.2021 N 267 в сумме 361,96 руб. по плате за воздействие на окружающую среду (выбросы в атмосферный воздух за счет переплаты за размещение ТКО за период 2018 года).
Согласно пункту 10 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.06.2019 N 334 "Об утверждении порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду" в случае принятия территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы лицу, обязанному вносить плату, возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится территориальным органом Росприроднадзора только после зачета сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет погашения задолженности (недоимки), пеней, начисленных на сумму задолженности, в случае наличия у лица, обязанного вносить плату, таких задолженностей.
Управлением по платежным поручениям была фактически возвращена 14.03.2022 сумма переплаты в размере 2,04 руб.
На момент рассмотрения дела управлением была возвращена сумма 2781,94 руб., по п/п N 86221 от 31.10.2022 и сумма 1 руб. по п/п N 862219 от 31.10.2022.
Апелляционной коллегией не принимается довод управления об истечении трехлетнего срока с момента уплаты соответствующих сумм платы за НВОС на момент обращения с заявлением о возврате переплаты, как не основанный на нормах законодательства.
Порядок исчисления срока исковой давности для данных правоотношений, с учетом временной особенности их возникновения, необходимо осуществлять по правилам, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
В соответствии с п. 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса РФ заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
До вступления в силу указанной нормы (введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ) применялась статьи 200 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно статьи 4 ГК РФ, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Спорная задолженность образовалась до 01.07.2021 года. При этом Федеральный закон N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не содержит норм, касающихся применения указанных положений статьи 40.1 Бюджетного кодекса РФ до вступления его в законную силу.
Кроме того, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 16772/09 изложена правовая позиция о том, что Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает такого сбора, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому его положения, в том числе и в части срока давности на обращение в суд с требованием о взыскании указанной платы, не подлежат применению, а применяется предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности в три года.
Заявляя довод об истечении срока исковой давности, управление руководствовалось тем, что спорные суммы авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2018год были внесены с истечением срока давности с момента их внесения, следовательно, истец не мог обратиться к Межрегиональному управлению Росприроднадзора 01.10.2021 с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств в период до 01.10.2018.
Указанный довод является ошибочным, поскольку возврат излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации при условии соблюдения срока исковой давности согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, пункту 79 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 30 июля 2013 г. "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации). Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). В соответствии с пунктами 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно статье 16.4 Закона Российской Федерации об охране окружающей среды:
- плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника,
- отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год,
- плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом
- лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода одним из предусмотренных данной статьей способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:
- не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что начало течения срока исковой давности следует исчислять с момента, когда управление узнало об имеющейся переплате при формировании (сдаче) декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду до 10.03.2019. Декларация о плате за НВОС была направлена в адрес контролирующего органа 09.02.2019, что управлением не оспаривалось.
С учетом изложенного, о наличии переплаты заявителю стало известно после представления им 09.02.2019 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, в которой плата исчислена природопользователем в меньшем размере 296,38 руб., чем уплачена авансом. С заявлениями о возврате переплаты заявитель обратился в управление в марте 2019года и 01.10.2021, т.е. в пределах трехлетнего срока. Доказательства, свидетельствующие о наличии у заявителя задолженности по плате, отсутствуют.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно обязал Южное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) возвратить Администрации муниципального образования Староминский район излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 4203,05 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2022 по делу N А32-14584/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14584/2022
Истец: Администрация МО Староминской район, Администрация муниципального образования Староминский район
Ответчик: Росприроднадзор по КК и РА, ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ